Газета Спорт-Экспресс № 171 (2367) от 31 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

31 июля 2000

31 июля 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 19-й тур

ЦСКА - СПАРТАК - 2:1 (1:0)

В ЧЕМ ПРАВ И В ЧЕМ НЕ ПРАВ АРБИТР КОЖУХОВ?

Хотя считается, что арбитров распределяет компьютер, ни для кого не секрет, что его выбор корректируется живыми людьми. Тем удивительнее, что на принципиальный и сложнейший поединок был назначен Александр Кожухов, к элите судейского корпуса не относящийся. Нерасторопность арбитра была видна во всем. Разметка поля не соответствовала правилам (отсутствовал один угловой сектор). В числе запасных "Спартака" разминался незаявленный игрок - Баранов, что запрещено правилами. На протяжении игры медицинские бригады постоянно выбегали на поле без разрешения судьи. Хотя ФИФА предписывает с 1 июля оказывать помощь только за пределами поля, арбитр носилки не вызвал ни разу.

Неуверенно работал Кожухов и с точки зрения судейской методики. Он неверно занимал позицию и дважды, "став" под мяч, прерывал атаки. Либерально относился к правилу "девяти метров".

Но главное - арбитр допустил несколько серьезных ошибок, которые подтвердила видеозапись.

11-я мин. Фол Робсона против Бокова явно заслуживал желтой карточки.

13-я мин. Осталось без внимания грубое нарушение Ковтуна против Холли.

16-я мин. В штрафной площади Варламов сбил Робсона, но пенальти не был назначен.

18-я мин. В штрафной площади Булатов шел на верховой мяч, но Шишкин грубо толкнул его в спину. Судейский свисток промолчал.

33-я мин. Робсон руками остановил проход Кулика. Нарушение зафиксировано не было.

38-я мин. Уже имеющий предупреждение Боков грубо и безнаказанно сбил Тихонова.

55-я мин. Боков рукой отбил мяч, к которому рвался Штолцерс, но вместо пенальти был назначен угловой.

63-я мин. Савельев руками уложил на газон Робсона - никакой реакции. За аналогичные нарушения желтые карточки получили Хизанейшвили (вторую) и Боков (первую).

Множество споров вызвал эпизод на 76-й минуте. В момент установки армейцами "стенки" Тихонов без разрешения пробил штрафной и тут же увидел перед собой желтую карточку. Мяч же был введен в поле от ворот.

Александр КОЖУХОВ: "Бывают эпизоды, когда мы даем возможность атакующей команде быстро, без сигнала арбитра, выполнить штрафной удар. На этот раз так называемый момент неожиданности уже прошел, я сказал футболистам, чтобы били только по свистку, жестом предупредил об этом вратаря ЦСКА Окрошидзе и отправился устанавливать "стенку".

Андрей ТИХОНОВ: "Арбитр показал желтую карточку Варламову, после чего начал отодвигать "стенку". Я специально следил за Кожуховым: он не сказал, что нельзя бить без свистка и не показал это жестом. Я и пробил, и вдруг на тебе - желтая карточка. Вдвойне обидно, потому что она у меня четвертая".

Эдуард ШКЛОВСКИЙ: "Подобный эпизод разбирался недавно на международном семинаре ФИФА в подмосковном Бору. Суть тут в следующем. Судья отправляется устанавливать "стенку", предупредив, что производить удар можно только после его сигнала. Атакующий игрок, не получив разрешения судьи, в это время наносит удар по воротам. Какое решение должен принять арбитр? В первую очередь показать желтую карточку за недисциплинированное поведение. Если мяч попал в ворота, удар должен быть повторен. Если прошел мимо, назначается удар от ворот. Если был отбит игроком обороняющейся команды за лицевую линию, назначается угловой".

Таким образом, в этом эпизоде действия Кожухова были абсолютно правильными. Но через несколько мгновений, когда возникла потасовка, Кожухов вновь поступил непоследовательно. За аналогичные нарушения (толчки соперника в грудь) Варламов получил желтую карточку, а Робсон - красную.

И, наконец, совсем уж абсурдная ситуация. Резервный арбитр показал, что добавляется 5 минут, а финальный свисток прозвучал через 3 минуты 23 секунды. Согласно правилам, время полностью компенсируется на неигровые остановки: на замены, оказание помощи игрокам, а так же любые иные моменты по усмотрению арбитра. На оказание помощи Парфенову (60-я минута) ушло 58 секунд, на помощь одновременно Бокову и тому же Парфенову (84-я минута) - 52 секунды, на замену Файзиева - 52 секунды, замену Кулика - 20 секунд, на массовую стычку и "разбор полетов" - 3 минуты 34 секунды. Всего - 6 минут 36 секунд.

И это без учета времени, которое ушло на празднование двух забитых голов и остановок, вызванных "оформлением" многочисленных горчичников. Может ли случиться так, что протест "Спартака", поданный на недоигранное время будет удовлетворен? Правило 7 гласит: "Недоигранный матч переигрывается, если в правилах соревнования не содержится иного положения". Правда, в том же пункте говорится: "продолжительность добавленного времени определяет только судья".

Эдуард НИСЕНБОЙМ

6 ПРЕТЕНЗИЙ "СПАРТАКА"

После игры спартаковцы внесли в протокол 6 претензий по судейству Кожухова, сообщает корреспондент "СЭ" Александр БОБРОВ. Они, впрочем, не совсем соответствуют нашим наблюдениям.

1. На 35-й минуте не назначен одиннадцатиметровый удар в ворота ЦСКА.

2. На 25-й минуте неправильно была показана желтая карточка Хизанейшвили.

3. На 38-й минуте не предъявлена вторая желтая карточка Бокову.

4. На 48-й и 62-й минутах не получил предупреждения Савельев.

5. На 76-й минуте судья не дал перебить штрафной удар.

6. Не доиграны две из пяти минут, добавленных судьей.