Газета Спорт-Экспресс № 17 (7256) от 27 января 2017 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

27 января 2017

27 января 2017 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

В первом виде программы четверга случилась сенсация: двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон остались после исполнения короткого танца лишь третьими. Пару, давно заработавшую себе статус “неприкасаемых”, обошли не только чемпионы мира-2014 Анна Капеллини/Лука Ланотте, но и шестикратные чемпионы России Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев.

БОБРОВА И СОЛОВЬЕВ ОБОШЛИ ФАВОРИТОВ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Остравы

Когда спортсмены согласно жребию выступают задолго до того, как на лед выйдет сильнейшая группа участников, их задача сводится прежде всего к тому, чтобы произвести впечатление. Синицина и Кацалапов произвели: короткий танец был исполнен залихватски и в то же время достаточно четко, чтобы понять: в этой третьей от конца группе россиянам совсем не место.

ПРОГРАММА НА АВТОМАТЕ

Но потом появились оценки: дуэт получил непривычно низкие уровни за дорожки шагов и секцию блюза плюс штрафной балл за слишком позднее начало программы. Это настолько не стыковалось с визуальным впечатлением, что первый вопрос после проката захотелось адресовать не спортсменам, а их тренеру Елене Чайковской.

- У меня нет никаких вопросов к исполнению, - ответила она. - Ребята сделали все именно так, как были должны. Оценки, которые они получили, - другая история. Не имеющая к прокату ровным счетом никакого отношения.

- Вы не согласны с оценками по всем трем позициям, в которых у пары были снижены уровни сложности?

- Да. Но все это прекрасно просчитывалось заранее, поэтому все мы были готовы к такому варианту.

- В чем именно проявляются такие вещи?

- Это я вам сказать не могу, но ситуация достаточно хорошо мне известна, чтобы понимать, что к чему.

- Это “лечится”?

- Конечно. Просто кататься нужно так, как Вика с Никитой только что прокатались. И судейское отношение к ним неизбежно начнет меняться. Если бы сейчас уровни сложности не были снижены, ребята получили бы более 70 баллов и оказались бы там, где были должны, - в лидерах.

- Вы начали работать с Синициной и Кацалаповым не так давно, но в танцах уже сильно прослеживается ваша “рука”. С чего вы начинали, чтобы добиться этого фирменного почерка?

- Я требую от своих спортсменов прежде всего абсолютной чистоты исполнения элементов и абсолютной музыкальной точности. Параллельных ног, хотя это сейчас почти полностью ушло из танцев, скорости и, конечно же, танцевальности. Смотреть в танцах на постоянные махи, перебросы и так далее я уже просто не могу. Никита в плане перечисленных качеств - это громадный талант, Вику за последний сезон тоже сильно подтянули в этом отношении, пока она работала с Мариной Зуевой в США. Поэтому, собственно, я и согласилась взять эту пару без колебаний.

- Какую роль в этом играло то, что до вас спортсменов тренировала ваша бывшая ученица?

- Большую. Это, образно говоря, одна “рука”. Каждый новый тренер всегда старается переделать спортсмена “под себя” и теряет на этом достаточно много времени. Здесь же изначально было понятно, что глобально ничего переделывать не придется. Сейчас главное - показать все то, что уже наработано

- Никите раньше были свойственны ошибки психологического плана - в тех элементах, которые он абсолютно уверенно исполняет на тренировках. Каким образом вам удалось справиться с этой проблемой?

- Есть один потрясающий проверенный способ: вышел утром на тренировку и делаешь те же твиззлы. Не важно, успел ты проснуться или нет, вышел - и сделал. Задача тренера, собственно, заключается в том, чтобы спортсмен выполнял программу на автомате. У нас было не так много времени, однако удалось сделать достаточно большое количество повторений, чтобы стопроцентно быть уверенными в результате.

ЦЕНА ЕДИНСТВЕННОЙ ОШИБКИ

В целом короткий танец оставил неоднозначное впечатление. Синицину и Кацалапова сначала уверенно обошли выступающие под руководствои Игоря Шпильбанда за Израиль Изабелла Тобиас/Илья Ткаченко, затем датчане Лоранс Фурнье-Бадри/Николай Соренсен, а затем под израильский дуэт угодили и бронзовые призеры чемпионата Европы-2015 Александра Степанова/Иван Букин. А ведь всего год назад упомянутый российский дуэт занял на европейском первенстве пятое место, в то время как Соренсен с партнершей остались девятыми, а Тобиас/Ткаченко показали десятый результат. Более того, в пользу россиян говорила и вся первая половина текущего сезона: на двух этапах “Гран-при” Тобиас и Ткаченко набирали за короткий танец по 63 с небольшим балла, а Степанова с Букиным начали сезон с отметки 68,12.

Во времена старой судейской системы и бесконечных судейских интриг подобный танцевальный сюжет расценили бы однозначно: Россия пожертвовала двумя более слабыми “единицами”, чтобы максимально поднять третью - сильнейшую. В новых реалиях расклад отражал скорее то, насколько плотной становится конкуренция в первом десятке танцоров. И насколько может быть велика цена даже единственной, замеченной судьями ошибки.

Чемпионат Европы. Танцы. Короткий танец. 1. Капеллини/Ланотте (Италия) - 76,65. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 76,18. 3. Пападакис/Сизерон (Франция) - 75,48... 6. СТЕПАНОВА/БУКИН - 68,17... 8. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ - 64,67.