Газета Спорт-Экспресс № 18 (6962) от 30 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

30 января 2016

30 января 2016 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Пятикратная чемпионка мира Алена Савченко, вернувшаяся в любительский спорт с новым партнером Бруно Массо, показала прекрасный для дебюта результат: после короткой программы фигуристы занимают второе место, проигрывая олимпийским чемпионам Сочи Татьяне Волосожар/Максиму Транькову четыре балла.

МИМОЛЕТНОЕ СВИДАНИЕ С СЕРЬЕЗНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Братиславы

МЕДАЛИ ИЛИ ДЕНЬГИ?

Рассуждая в начале осени о вновь сложившейся и нигде еще не выступавшей французско-германской паре, олимпийский чемпион и известный тренер Олег Васильев сказал:

- Из тренировок Савченко и Массо видно, что очень многие сложные вещи - подкрутки, выбросы - они делают качественно, на хорошем техническом уровне. Как это все будет происходить на соревнованиях, неизвестно, потому что непонятно, как эта пара поведет себя в стрессовой ситуации. Спортсмены слишком долго были “законсервированы” в Оберстдорфе и из-за запрета со стороны французской федерации не имели возможности даже кататься в показательных выступлениях.

Свободу Бруно Массо немецкая федерация фигурного катания у французов просто-напросто купила. За деньги. По рассказам немецких коллег, сначала французы заломили совершенно неимоверную сумму за довольно среднего, как всем тогда казалось, фигуриста - 100 тысяч евро. В итоге сошлись на 30. Но с оговоркой: расплатиться с федерацией Савченко и Шелковы обязаны в ближайшее время. Как только начнут зарабатывать катанием.

Как раз по этой причине слабо верилось в то, что фигуристы могут сняться с чемпионата Европы, хотя такие слухи до начала турнира курсировали вовсю. Сниматься без крайне серьезной на то причины на фоне того “безрыбья”, что образовалось в европейском парном катании после снятия из-за травм Юко Кавагути/Александра Смирнова и Ксении Столбовой/Федора Климова, вообще было бы глупо: единственный старт Савченко и Массо на турнире в Таллине показал, что возвращаться фигуристы собираются отнюдь не аутсайдерами. То есть место в сильнейшей европейской тройке если не гарантировано, то более чем реально. В то же самое время статус дебютантов-первогодок освобождал от чрезмерной ответственности.

Повезло фигуристам и с тренером. Александр Кениг всегда стремился получать от жизни удовольствие. Не сильно истязал себя, катаясь за Германию с Пегги Шварц, потом, став тренером, совершенно не намеревался “тонуть” в профессии без остатка. Закончил гастрономический университетский курс, изучая гастрономию как зеркало мировой культуры, начал рисовать и даже провел несколько персональных выставок. Программа, на идее которой Кениг сошелся со своим коллегой Ростиславом Синицыным (и которую тот хореографически воплотил на льду). получилась очень “вкусной” и, я бы сказала, “французской”: легкой, танцевальной, радостной, словно ни к чему не обязывающее свидание двух мимолетно влюбленных друг в друга людей.

Первый же прокат подтвердил, что намерения немецкой пары более чем серьезны, хотя Алена после проката назвала его “рабочим”. До личного таллинского рекорда Савченко и Массо не хватило чуть меньше балла, но показанный фигуристами результат заметно превышал личный рекорд прошлогодних бронзовых призеров чемпионата Европы Евгении Тарасовой/Владимира Морозова. Рекорд олимпийских чемпионов Сочи Татьяны Волосожар/Максима Транькова был выше, но этот рекорд был все-таки из “прошлой” жизни.

Эти две пары с давно сложившейся историей взаимоотношений (пусть от немецкого чемпионского дуэта в спорте осталась лишь партнерша) на самом деле сильно украсили братиславский турнир пар, а возможно, даже спасли его. Не будь этих дуэтов в составе участников, зрелище могло быть довольно унылым: слишком заметно уступали в классе российским и немецким лидерам все остальные. Оставалось только сожалеть, что в этой компании нет победителей декабрьского финала “Гран-при” Ксении Столбовой/Федора Климова.

Индийский танец Волосожар и Транькова был оценен по-чемпионски. Эта малая золотая медаль за исполнение короткой программы вновь спровоцировала обсуждение: захотят ли Волосожар и Траньков продолжать сезон или завершат его сразу после европейского первенства?

Вопрос был не праздным. В реалиях нынешней жизни, когда титулы спортсмена - это не только его слава, но и его деньги, чемпионам приходится маркетингово просчитывать каждый свой шаг. Максим и Татьяна слишком долго не выступали из-за травмы и операции партнера, так что чемпионат Европы для них - это еще и возможность показать, что они по-прежнему недосягаемы. Соответственно и стоимость на шоу-рынке высока.

А вот чемпионат мира, если рассуждать с этой же точки зрения, для фигуристов уже опасен. Там можно не просто проиграть, но и оказаться вне призовой тройки. Поэтому любой опытный менеджер в этой ситуации, полагаю, хорошо бы подумал, прежде чем рекомендовать своим клиентам авантюру в виде продолжения соревновательного сезона. Тем более что в планах пары достаточно много шоу, первое из которых начинается в Швейцарии сразу после выступления Волосожар и Транькова в Братиславе.

Аналогичный интерес, подозреваю, преследует и Алена Савченко. Хотя этот интерес вполне может быть и двойным: Алена всегда относилась к тому типу спортсменов, для которых главное в спорте не перспектива заработать деньги, а возможность хорошенько подраться за победу. Но спортивные амбиции не отменяют того, что в финансовом плане спортсменка прилично подсекла себя сама, пожелав продолжить после Игр в Сочи любительскую карьеру, в то время как ее бывший партнер Робин Шелковы был готов периодически кататься в шоу, но категорически возражал против продолжения спортивных выступлений.

Коммерческая цена проекта Савченко/Массо пока лежит довольно низко, несмотря на пять высших мировых титулов партнерши. Если немецкий дуэт сумеет финишировать на чемпионате Европы в тройке, а в идеале - выиграть эти соревнования, картина тут же станет иной.

У Столбовой и Климова - другая история. Вряд ли паре будет позволительно (с той же самой, маркетинговой точки зрения) пропускать мировое первенство. Отказом от участия во вторых важных соревнованиях подряд фигуристы и так уже поставили себя на некую грань, балансировать на которой - сомнительное удовольствие для спортсмена. Понятно, что состояние здоровья - это более чем уважительная причина для отказа от выступлений, но сразу возникает вопрос: не слишком ли много внезапных травм случается в группе Нины Мозер при том что сама группа давно стала основным центром подготовки спортивных пар в стране, находится на особо привилегированном положении у Минспорта и ФФККР, и с фигуристами там постоянно работают лучшие массажисты и специалисты-медики?

На пресс-конференции по окончании коротких прокатов Траньков, кстати, слегка поддел организаторов чемпионата, сказав, что кому-то, видимо, парное катание представляется слишком простым занятием. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что финал в этом виде программы назначается на десять утра, а тренировки, соответственно, приходится начинать в семь?

Вопрос был крайне своевременным. Ведь для того, чтобы катать произвольную программу со сложнейшими парными элементами в это время, спортсменам нужно проснуться как минимум на три часа раньше, чтобы успели “проснуться” мышцы и голова. Иначе подобные эксперименты могут иметь самые плачевные последствия.

Так что, наверное, даже к лучшему, что в арсенале дуэтов-участников братиславского чемпионата нет совсем уж “смертельных” элементов типа четверных выбросов и подкруток.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ АМОДИО

Накануне же в Братиславе завершились соревнования мужчин, которые ознаменовались сразу тремя событиями: очередной золотой медалью испанца Фернандеса, бронзой нашего Максима Ковтуна и прощанием с большим спортом Флорана Амодио. Карьеру француза бразильского происхождения принято считать фартовой, но с таким же успехом ее можно назвать и трагичной. Перейдя в мае 2010-го в группу Николая Морозова, Флоран однозначно нашел своего тренера. Ему вообще везло с наставниками. Прежний - Бернар Глессер - приметил парня, когда тому было всего четыре года, - на сеансе массового катания на городском катке. Провел его через многие трудности роста, в частности, крайне неприятную болезнь Шляттера, из-за которой Флоран не мог кататься полтора года: нужно было выдержать этот срок в ожидании, когда стабилизируется и окрепнет подколенная “зона роста” - хрящевая ткань берцовых костей.

Но чемпионом Европы Амодио стал в 2011-м уже у Морозова. Просто потом в связи с тем, что у Николая катались в России сразу несколько претендентов на участие в Играх-2014, тренеру поставили условие: от работы с иностранцами он должен отказаться.

С тех пор Флоран хоть и пытался оставаться на плаву, но результаты начали снижаться. На европейском первенстве олимпийского сезона он остался 13-м, в Сочи показал 18-й результат, с чемпионата мира снялся. Следующий сезон вроде бы получился более удачным, но завершился он тем, что француз просто перестал тренироваться. Вообще потерял какую бы то ни было точку опоры в своей вроде бы длинной, а на самом деле стремительно промелькнувшей спортивной жизни.

Уже окончательно решив для себя к началу нынешнего сезона, что никакого фигурного катания в его жизни больше не будет, Флоран позвонил Морозову. То ли попрощаться, то ли услышать напоследок хоть какие-то слова поддержки от бывшего наставника. Все-таки фигурное катание составляло слишком большую часть его жизни, чтобы вырвать его из себя можно было бескровно. Морозов же сказал: “Приезжай”.

О том, что братиславский чемпионат станет для него последним стартом, Амодио сообщил журналистам заранее. От него, собственно, ничего не ждали даже французы. Вид маленькой субтильной фигурки со вселенской скорбью в глазах вызывал уже не интерес, а скорее - глубокую жалость. Особенно после того, как фигурист остался в короткой программе восьмым, не исполнив четверной прыжок.

А потом наступила пятница и ее кульминационный момент. Когда на льду - после дикой, отчаянной и все-таки победной битвы с собой и прыжками, упав на колени в центре льда, плакал фигурист, а у борта, повиснув на нем и уронив голову на руки, точно так же плакал его тренер.

Чуть позже я отыскала Морозова на улице, где тот нервно курил у служебного входа. Поздравила, высказала сожаление, что сотрудничество, начавшееся пять лет назад, было так несвоевременно оборвано. Николай грустно улыбнулся и сказал: “Кто знает, как должно было быть? Не случись того вынужденного ухода, может быть, никогда не случилось бы и такого выступления, как сегодня? Флорана же теперь, я уверен, будут помнить долго”.

В английском языке для подобных случаев давно придуман специальный термин – steal the show. Подразумевается под этим ситуация, когда герой второго плана каким-то образом вдруг забирает на себя внимание публики, оставляя в тени главную звезду. То, что Амодио “украл шоу” у Фернандеса, стало после прощального проката столь же очевидно, как и то, что испанец получит свой четвертый по счету высший титул континентального первенства, как бы он ни откатался.

Так оно, собственно, и получилось.

Чемпионат Европы. Братислава. Стадион “Зимний”. 29 января

Пары. Короткая программа. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 79,77. 2. Савченко/Массо - 75,54. 3. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ - 70,17. 4. Вартманн/Бломмерт (Германия) - 62,90. 5. Джеймс/Сипре (Франция) - 62,10. 6. Делла Моника/Гуаризе (Италия) - 61,51. 7. АСТАХОВА/РОГОНОВ - 60,63.

Мужчины. Итог.1. Фернандес (Испания) - 302,77. 2. Быченко (Израиль) - 242,56. 3. КОВТУН - 242,21. 4. Амодио (Франция) - 240,96. 5. КОЛЯДА - 236,58. 6. Ригини (Италия) - 236,36... 8. ПЕТРОВ - 229,69.