Газета Спорт-Экспресс № 256 (6615) от 17 ноября 2014 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

17 ноября 2014

17 ноября 2014 | Теннис

ТЕННИС

BARCLAYS ATP WORLD TOUR FINALS

Вчерашний финал итогового турнира между Новаком Джоковичем и Роджером Федерером в последний момент был отменен из-за отказа швейцарца по причине травмы спины. А еще в пятницу 27-летний серб в третий раз (2011, 2012, 2014) завоевал титул первой ракетки мира по итогам года.

ДЖОКОВИЧ -2014: ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ

Евгений ФЕДЯКОВ

из Лондона

СЕЗОН СЮРПРИЗОВ

Это, безусловно, был год сюрпризов. Зимой Стэн Вавринка сенсационно выиграл Открытый чемпионат Австралии, победив в четвертьфинале вполне здорового Джоковича, а в финале - травмированного Рафаэля Надаля. Весной начались чудеса на грунте. В Барселоне, к удивлению всего честного народа, неожиданно отличился не Надаль или кто-то из других испанцев, а тогда еще довольно экзотический японский гость Кей Нишикори, который через две недели доказал закономерность того своего чуда, едва не обыграв в мадридском финале пока еще только 8-кратного чемпиона Roland Garros. Летом был Уимблдон, где два полуфинальных матча - Новака Джоковича с Григором Димитровым и Роджера Федерера с Милошем Раоничем - превратились в противостояние поколений, в котором тогда первенствовали старшие по возрасту и званию.

Следующая порция неожиданностей пришлась на US Open. Там в полуфинале сначала оступился Джокович, а затем еще и Федерер, и титул нежданно-негаданно достался Марину Чиличу, не оставившему в свой звездный час шансов подуставшему Нишикори. Таким образом, всего лишь во второй раз за 11 лет четыре турнира "Большого шлема" получили четырех разных победителей, причем впервые за этот промежуток времени в чемпионский квартет вошли сразу два игрока не из "большой четверки".

А затем разыгрался Федерер, которому еще в прошлом году прочили скорое завершение карьеры. Между поражениями от Чилича в полуфинале Открытого чемпионата США и от Раонича в четвертьфинале супертурнира в Париже он выдал победную серию из 14 матчей подряд, закрутив в свои 33 года новую интригу в споре с Джоковичем за титул первой ракетки мира. Всерьез предполагать, что швейцарец все-таки догонит серба, наверное, было несколько наивно. И королем в итоге оказался тот, кто и должен был оказаться. Однако государственное устройство в мужском теннисе все же немного изменилось. Из абсолютной монархии времен единовластия Федерера, да и того же Джоковича образца 2011 года, он превратился в монархию ограниченную. Тому есть сразу несколько причин.

СОЮЗ С БЕККЕРОМ

Главная из них состоит в том, что далеко не сразу на полную катушку заработал альянс Новака с Борисом Беккером, о котором было объявлено в декабре прошлого года. Кстати, новость эта была воспринята в теннисном мире с изрядным скепсисом. Возникал логичный вопрос: что именно немец, никогда никого серьезно не тренировавший, может дать такому разностороннему игроку, как Джокович?

К тому же Беккер в последнее время неоднократно выдавал на-гора на телевидении и в прессе весьма эпатажные комментарии по отношению практически ко всем игрокам элиты. Для независимого человека с таким именем это, конечно, вполне нормально. Однако было не до конца ясно, сможет ли Борис принять новые правила игры.

Беккер, надо отдать ему должное, смог. По сравнению с прошлым годом, когда Борис работал на итоговом турнире телекомментатором-аналитиком, он изменился даже внешне, стал серьезнее. Как известно, жизнь у 46-летнего немца не самая простая, но сейчас на всех ее фронтах, кажется, наступила некая стабильность. Впрочем, вернемся к Джоковичу. Вот что он сам рассказал о Беккере в пятницу - на своей первой пресс-конференции в ранге первой ракетки мира-2014.

- У нас случались и взлеты, и падения, которые сопровождают любой союз тренера и игрока, - начал Новак. - Невозможно, чтобы сразу же все складывалось как надо. Нам понадобилось примерно три-четыре месяца, чтобы по-настоящему научиться понимать друг друга, наладить особую тонкую химию отношений. В нашем случае все заработало начиная с турнира в Риме. (Там Джокович выиграл свой третий титул в этом году - после Индиан-Уэллса, где находился со своим старым тренером Марианом Вайдой, и Майами. - Прим. Е.Ф.) Мариан, Борис и я сели и проанализировали, что нам необходимо предпринять, чтобы наш союз стал максимально успешным. Мы решили, что в Риме и на Roland Garros будем все вместе, втроем. Это помогло нашим отношениям с Борисом, который наибольшее влияние оказывает на психологию игры. В свое время он через многое прошел, тоже был первым в мире. И сейчас старается передать мне свой опыт и свое умение справляться с психологическим давлением, помогает правильно готовиться к турнирам и конкретным матчам. В общем, Борис меня понимает, и это самое главное.

Разумеется, повлияли на игру Джоковича и изменения в его семейной жизни - июльская свадьба и появление первенца. Наверняка не случайно в августе у теннисиста произошел спад, а после рождения сына Стефана 21 октября Новак в девяти матчах подряд - до вчерашнего лондонского финала - не проиграл ни одной партии.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

С точки зрения чистой арифметики ключевое значение в споре Джоковича и Федерера в борьбе за первое место имел, наверное, лучший матч всего мужского сезона - финал Уимблдона. Завершись он победой швейцарца, и перед вчерашним лондонским финалом у серба было бы не 11 010 очков, а всего 10 210, а у Федерера - не 9700, а 10 500. Все это, конечно, чисто гипотетические рассуждения на уровне "если бы да кабы". И когда на той самой пятничной королевской пресс-конференции Джоковичу напомнили о пятисетовом триллере четырехмесячной давности, он лишь с трудом смог скрыть свое раздражение.

- А если бы я выиграл один или два сета на Roland Garros? - сразу перешел в контратаку Новак. - Ведь на одну и ту же ситуацию всегда можно смотреть по-разному. В целом, считаю, этот год мне прекрасно удался. Конечно, были матчи, которые хотелось бы сыграть лучше, например тот же финал Roland Garros или полуфинал US Open. Но я не хочу возвращаться назад.

Новак прав, смотреть вперед, тем более в его возрасте, - куда более продуктивное занятие. При этом, конечно, нельзя отрицать, что, если бы Джокович не сумел в этом году завоевать хотя бы один титул на турнирах "Большого шлема" (для него, кстати, он стал седьмым по счету), закономерность его лидерства подвергалась бы большому сомнению. Более того, подавляющее большинство независимых специалистов при всем уважении к Новаку предпочли бы видеть на первом месте в рейтинге Федерера. Поэтому именно Уимблдонский финал стал для Джоковича настоящим моментом истины-2014. И сам он в глубине души это наверняка понимает.

ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО

Но перенесемся из Уимблдона в Северный Гринвич, где на берегу Темзы расположена O2 Arena. Чем бы ни закончился воскресный финал, о котором здесь, разумеется, все только и мечтали, сезон-2014 фактически завершен. Правда, впереди еще неформальный решающий матч Кубка Дэвиса Франция - Швейцария, в котором Федерер получит уникальный шанс выиграть один из двух последних великих титулов, отсутствующих в его коллекции (олимпийским чемпионом, напомню, Роджер стал только в парном, но не в одиночном разряде). Однако к Джоковичу, пропустившему нынешний розыгрыш Серебряной салатницы, все это отношения не имеет. Новак уже вошел в число семи игроков, которые как минимум трижды становились первыми в мире по итогам года (рекордсменом тут, напомним, является Пит Сампрас, возглавлявший итоговые рейтинги шесть раз - с 1993-го по 1998-й). Сумеет ли серб через 12 месяцев, опередив Надаля, попасть в шестерку тех, кто делал то же самое не менее четырех раз?

Джокович вроде бы находится на пике своей карьеры, и если сумеет избежать серьезных травм, то, конечно, вновь будет главным претендентом на первое место. Однако есть ведь еще и конкуренты.

33-летнему Федереру едва ли будет по силам снова спорить за корону, хотя вариант, при котором Роджер на какое-то время вернется на трон, полностью исключать все-таки нельзя. Будущее 28-летнего Надаля еще более загадочно, хотя при условии избавления от преследовавших его в последние месяцы болячек и травм испанец тоже еще может вернуться на вершину, что, он, кстати, блестяще проделал в похожей ситуации в прошлом сезоне. Нельзя сбрасывать со счетов 27-летнего Маррэя, который лишь в октябре, почти год спустя после операции на спине, заиграл так, как умеет, да и то не до конца. И даже все еще прогрессирующего 29-летнего Вавринку, хотя его возможности более ограничены.

Наконец, что скажут в сезоне-2015 гости из будущего - Нишикори, Раонич, Чилич, а также Димитров? Они, конечно, уже далеко не зеленые юнцы - таких в нынешней элите сейчас по определению быть не может. И тем не менее. Японец, несмотря на травмы, прибавляет на глазах, а провал двух других дебютантов на итоговом турнире в Лондоне откровением не является. Тот же Джокович, впервые оказавшись в элитной восьмерке в Шанхае в 2007 году, ни в одном из трех матчей не смог взять более восьми геймов. Однако это не помешало ему там же в финале-2008 обыграть Николая Давыденко.

В любом случае смена поколений в мужской элите уже не за горами. Собственно, она уже началась, и вполне возможно, что уже в первой половине следующего года теннисный трон под Новаком немного зашатается.