Газета Спорт-Экспресс № 147 (6506) от 10 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

10 июля 2014

10 июля 2014 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

FIFA World Cup Brazil-2014

1/2 финала

БРАЗИЛИЯ - ГЕРМАНИЯ - 1:7

Белу-Оризонти, принимавший первый полуфинал чемпионата мира-2014, горевал по-разному: кто-то лил слезы, кто-то ругал Сколари и компанию, а некоторые танцевали самбу .

ИСПИТЬ ЧАШУ ДО ДНА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Александр ПРОСВЕТОВ

из Белу-Оризонти

Сборная хозяев чемпионата унижена, и весь мир благодаря телетрансляции увидел, как плачут бразильцы: взрослые мужчины, миловидные девушки и дети. Просто не бедные, учитывая, что билет на матч стоил порядка 500 долларов, и очень богатые. Такие, как Оскар, который никак не мог успокоиться, рыдая после финального свистка на плече Тиагу Силвы. Луиз Фелипе Сколари, похоже, говорил полузащитнику "Челси": "Перестань реветь, мужик. А в поражении виноват я, только я!" Да и у самого капитана Силвы, у его давнего приятеля Давида Луиза, у вратаря Жулиу Сезара в глазах стояли слезы. А Луиз Густаву после финального свистка молился, стоя на коленях: "За что, Боже?"

Сколари проявил самообладание, к которому призывал игроков, и на пресс-конференции держал ответ, не давая нервам разгуляться.

- Это худший день в моей жизни, однако я шел на риск, когда принимал сборную, и несу персональную ответственность за то, что произошло, - сказал он. - Возможно, ее разделяет и команда, но состав и тактику выбирал я. Теперь надо проанализировать, что произошло, и работать, потому что игра была нетипичной для нашей команды. Это был лучший матч для Германии и худший для нас. Бразилия потерпела самое жестокое поражение за всю свою историю (до сих пор национальным антирекордом был результат матча 1920 года против Уругвая - 0:6. - Прим. "СЭ"), но жизнь продолжается. В 2018 году в чемпионате мира примут участие 13-15 человек из нашей нынешней команды. У Германии ведь опытная сборная, в которой многие выступают вместе на протяжении целого ряда лет.

В свою очередь Йоахим Лев сказал:

- Конечно, счета 7:1 никто не ожидал. В ходе подготовки мы поняли, что у бразильской обороны возникают проблемы при борьбе со скоростными игроками. При 2:0 бразильцы занервничали, стали отдавать мяч нашим игрокам и открыли всю среднюю зону. Мы в финале, впереди еще один матч, так что нам нельзя почивать на лаврах.

- В 2006 году Германия тоже упустила возможность выйти в финал на домашнем чемпионате мира, уступив в полуфинале Италии, - напомнил Лев, работавший тогда помощником Юргена Клинсманна. - Нас постигло огромное разочарование. Полагаю, что прекрасно организовавшей турнир Бразилии, в которой живут дружелюбные, любящие футбол люди, будет трудно переварить это поражение.

ПЕЧАЛЬ БЕЛУ-ОРИЗОНТИ

Когда в середине первого тайма Бразилия пропустила четыре гола за шесть минут и счет стал совершенно неприличным, некоторые зрители покинули стадион. После перерыва на трибунах виднелись проплешины, хотя и незначительные. Болельщики допивали чашу позора вместе с командой. И даже находили в себе силы приветствовать технические приемы бразильцев. А стоило тем провести атаку или создать перспективный момент, стадион и вовсе заводился.

Не стоит думать, однако, что публика была готова лить слезы по скончавшейся мечте о чемпионстве молча. Какой-то зритель, оказавшийся рядом с ложей прессой, кричал в первом тайме журналистам: "Напишите правду про этих сук!" А в конце второй половины, когда немцы включили "Барселону" и затеяли длительную перепасовку, стадион, почти весь в желтых цветах основной формы бразильцев, принялся отсчитывать количество точных передач. Это была дань уважения к сопернику, показывавшему замечательный футбол.

У бразильских болельщиков есть свои любимчики и антигерои. В Белу-Оризонти, где проходил матч, уважают Бернарда, которого Сколари в связи с травмой Неймара впервые на ЧМ-2014 включил в стартовый состав. Бернард отсюда родом и год назад отправился из местного "Атлетику Минейру" в донецкий "Шахтер", фактически клуб-тезку: "минейру" по-португальски означает "шахтерский". А вот Фреда недолюбливают, хотя 30-летний нападающий появился на свет в штате Минас-Жерайс, административным центром которого является Белу-Оризонти, и играл за клубы из этого города "Америка Минейру" и "Крузейру". Однако он еще в 2005 году уехал в "Лион", потом оказался в "Флуминенсе". За Фредом закрепился образ пижона, который не желает пахать. Во время игры в его адрес неслись неприличные скандирования, отменить которые могла только звездная игра Фреда. Ее не было ни в полуфинале, ни во всех предыдущих матчах сборной Бразилии.

Сразу после игры мы вышли на стадионную террасу, с которой открывался вид на столицу штата Минас-Жерайс. Ночной Белу-Оризонти обыденно мерцал мутными желтками фонарей. В нем ничто не горело. Над ним не клубился дым. Фавелы все так же нависали над эстакадами, едва различимыми в серых чернилах. Но нам казалось, что это уже другой город. Что он молчит, пережив нечто жуткое, затих после святотатства и надругательства, переродился, испытав страх перед чужой жестокой силой.

Мы ошибались. Кое-где Бразилию действительно перемкнуло. Полицейский газ усиливал футбольные слезы, протесты требовали вмешательства властей, боль нашла выход в агрессии. Но Белу-Оризонти - не совсем обычный город. Он не по-бразильски чист, аккуратен, почти респектабелен. Здесь могут, приставив ствол к голове, запихнуть в багажник женщину-водителя такси, и на следующий день она без лишней экзальтации расскажет об этом нашему коллеге. Но в целом Белу-Оризонти - обитель спокойных людей. Таких, которые не станут ломать стулья, будь Македонский хоть героем, хоть изгоем.

САМБА ГРУСТНОЙ НЕ БЫВАЕТ

Стражей порядка в доспехах робокопов к стадиону, понятно, стянули. Полиция не понадобилась. 60 тысяч человек, понуро сопя, разошлись с арены, словно их и не было. Будто бы они прислушались к оперативно сказанным словам президента Бразилии Дилмы Руссефф: "Разделяю печаль всех бразильцев после поражения национальной команды, сочувствую всем болельщикам и игрокам. Бразилия, встань, отряхни пыль с колен и возвращайся в игру". Замечательно, мудро, духоподъемно. Особенно если учесть, что через три месяца в стране пройдут общие выборы.

Разойдясь, толпа не ответила на вопрос, куда она выплеснет агрессию. По понятным причинам хотелось знать это и нам. Через четыре года попадем в группу с немцами - тоже станем думать, как потушить в себе боль. Лучше уж сейчас изучить на примере бразильцев. Для этого мы и выдвинулись в центр Белу-Оризонти.

Первую сцену увидели еще из автобуса. В уличном кафе случились танцы. Пространство вокруг цвело поцелуями особей как разных, так и одинаковых полов, а между столиками в такт музыке покачивались несколько бразильянок, укутанных в национальные флаги. И музыка та была отнюдь не похоронным маршем, а бронебойной бразильской самбой.

В похожем кафе остановились и мы. Шум, огни, немецкие флаги, развевающиеся из окон такси... В Бразилии ли мы вообще? Еще более уверенность в этом поколебала группа немцев, проходившая сквозь кафе по тротуару. Знаете, что сделали люди в желтом за своими столиками? Встали и аплодировали немцам, пока их поток не иссяк. Без злобы или издевки - с грустным уважением.

Финальный мазок нанес на полотно обслуживающий нас официант Фернанду.

- Сказать по совести, я рад такому результату. Он опустит эту сборную на землю, - огорошил эбонитовый Фернанду. - Она оторвалась от страны, футболисты играют бог знает где, в том числе и у вас в России, заколачивают немыслимые деньги. И перестают понимать, что значит сборная для простых людей, таких как я и мои близкие. Думаете, в Бразилии сборную обожают абсолютно все? Ничуть не бывало. Мы любим в первую очередь футбол. А если футбола нет, значит, сборная разучилась в него играть. Халк, говорите? Халка со Сколари это касается едва ли не в первую очередь. Где его голы? Где его техника, передачи, обводка? В штате Минас-Жерайс множество юных талантов, не имеющих возможности пробиться к свету, поскольку теплые места давно забиты. Надеюсь, теперь, когда эта перекормленная сборная показала свой уровень, молодежь получит возможность заявить о себе.