Газета Спорт-Экспресс № 69 (4946) от 3 апреля 2009 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

3 апреля 2009

3 апреля 2009 | Хроника

ХРОНИКА

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

БОЛЬШЕ СВАНОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

На днях в отставку с поста генерального менеджера сборной Швеции по лыжным гонкам ушел легендарный Гунде Сван. Четырехкратный олимпийский чемпион, более известный во всем мире (парадокс!) как "отец" конькового хода. Гениальный спортсмен успел проявить себя на этом посту талантливым организатором, в чем я имел возможность убедиться собственными глазами во время февральского чемпионата мира в Либереце.

Секрет проникновения в глубины организации жизни шведской сборной прост - я несколько дней подряд бегал за Гунде с просьбой об интервью. "Выцеливал" Свана в смешанной зоне, подкарауливал его у гигантского командного автобуса, этой громадной вакс-кабины на колесах, и вообще так недвусмысленно давал понять, как мне все интересно во внутренней кухне "Тре Крунур", что в какой-то момент отчетливо ощутил: очень скоро с меня вежливо снимут журналистскую аккредитацию и дадут пинка под зад.

Сван был постоянно занят, что поначалу раздражало. Ладно, думал я, был бы он главным тренером, днями и ночами размышляя о том, кого поставить на второй классический этап эстафеты или еще каких премудрых, неподвластных простым смертным вещах. Так нет же, он хоть и приезжал на трассу часов за пять до начала гонки, но занимался в основном всякой "ерундой": в обязательном порядке выводил спортсменов для встречи с журналистами, контролировал процесс подготовки лыж, отчитывался перед прибывшими в Либерец спонсорами, бронировал кому-то машину в конторе по прокату авто, а заодно успевал разобраться с грудой финансовой документации...

К чему вообще этот рассказ о Сване, какое он имеет отношение к нашему спорту? Увы, прямое. В том смысле, что таких людей в современном российском спорте катастрофически не хватает. Имею в виду даже не персонально Свана, а менеджеров, как он. И менеджеров вообще.

Для немалого количества обывателей существование сборной России по любому виду спорта сводится к выступлению на Олимпийских играх. О том, что предшествует этому событию и что следует за ним, очень многие просто не задумываются. А между тем обычная жизнь такого сложного механизма, как национальная сборная, так же далека от олимпийского праздника, как рутинная семейная жизнь от медового месяца. И там, и там участникам процесса приходится ежедневно сталкиваться с массой всякого рода мелочей, в простонародье обобщаемых одним словом - бытовуха.

В нашем спорте, так повелось еще с советских времен, за все в ответе был главный тренер. С тех пор так или иначе изменилось все. В первую очередь сам спорт, превратившийся в настоящий бизнес, в котором многие представители самых разных профессий в первую очередь видят источник дохода, а уж потом способ самореализации. Изменились и функции большинства задействованных в спортивном процессе лиц, а оттого почти полностью поменялись методы их работы. Неизменным в отечественном спорте осталось одно - за все в ответе главный тренер. Причем "за все" в данном контексте (у нас же, как известно, ничему нет меры) нужно понимать буквально.

Спросите почти любого из таких тренеров: что, по их мнению, самое неприятное в их работе. Почти со стопроцентной гарантией в ответ услышите - писанина. Бесконечные отчеты, копии авиабилетов, чеки за бензин, счета за ужины - погрузившись в этот омут человеческих потребностей, у многих порой просто не остается времени на сам спорт. Бытовуха выхолащивает их творческий потенциал (если он вообще существует), а потому в некоторых видах спорта функции главного тренера национальной сборной полностью соответствуют обязанностям бухгалтера. При всем уважении к этой непростой и нужной профессии, это не те знания, которые требуются человеку, возглавляющему элитную группу лучших мастеров своего дела. Тем более представляющих такую огромную страну.

Что нашему спорту нужно (разумеется, в большей степени это относится к неигровым видам), так это побольше Сванов. Хороших и разных. Людей, любящих, а главное, умеющих управлять бизнес-процессом, говорящих на иностранных языках (желательно нескольких), способных брать на себя ответственность в решении текущих дел, тем самым высвобождая драгоценное время у тех, чье призвание - тренировать. Чтобы они, в свою очередь, посвящали это время тем, чье призвание - тренироваться и выступать.

А бумажки пусть перекладывают другие, специально обученные люди.