Газета Спорт-Экспресс № 242 (4822) от 24 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

24 октября 2008

24 октября 2008 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

Львовский гроссмейстер Адриан Михальчишин - вице-президент тренерского совета ФИДЕ. Он опытный наставник, входил в тренерскую бригаду Анатолия Карпова на трех матчах с Гарри Каспаровым, тренировал сестер Полгар, работал со сборными Польши, Словении, женскими командами Голландии и Турции. Я попросил Михальчишина прокомментировать первую половину матча, после которой Вишванатан Ананд выигрывал у Владимира Крамника 4,5:1,5.

Адриан МИХАЛЬЧИШИН: "ВИНОВАТА КОМАНДА"

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бонна

-Адриан, известно, что готовился Крамник к матчу с Анандом самым тщательным образом, физически чувствовал себя отлично, и тем не менее в первой половине соревнования проиграл три партии - из них две белыми! - и не выиграл ни одной. Вас не удивляет такое странное развитие событий?

- Такое уже случалось, причем в борьбе на самом высоком уровне. Вспомним, например, первый матч Карпова и Каспарова, на котором мне довелось поработать в команде Анатолия Евгеньевича. При великолепной подготовке юного Каспарова после первых девяти партий счет был "минус три". Возьмем матчи Фишера. Марк Тайманов был готов к встрече с американским гроссмейстером блестяще, но проигрывал даже лучшие позиции.

Помню, как во время матча с Каспаровым в Ленинграде мы обсуждали с секундантом Карпова Игорем Зайцевым ситуацию, когда Гарри проиграл три партии подряд. Случай вообще редчайший в матчах на первенство мира. Игорь тогда сказал, что обычно игроки чемпионского уровня даже две партии подряд не проигрывают, а тут Каспаров проиграл три!

Выдающийся украинский тренер Юрий Николаевич Сахаров, человек удивительной судьбы, говорил нам, что гроссмейстер, который проигрывает две партии подряд, играет дальше уже в половину своей силы. Он начинает себя чувствовать неуверенно.

Китайские тренеры в настольном теннисе, в котором борьба, как и в шахматах, идет "ход на ход", говорят, что самым важным для спортсмена является уверенность в своей технике. В шахматах, если игрок уверен в своей дебютной подготовке, в своей технике, в точности расчета вариантов, он играет очень сильно. Как только закрадывается неуверенность даже в одном из названных компонентов - начинает играть на порядок хуже.

-Столкнувшись с неожиданностью в дебюте третьей партии Крамник явно не справился с решением сложнейших проблем, попал в цейтнот и проиграл. Но ведь в 5-й партии, после "ремонта" варианта, он вновь не смог в полной мере решить дебютные проблемы и попал в ловушку из-за нехватки времени. Налицо слабая работа команды?

- Когда после трех дней, имевшихся на анализ варианта, Крамник начал задумываться в дебюте подолгу и в результате отстал от Ананда на целый час, стало ясно, что команда не проанализировала вариант как следует. Тут Крамника нельзя винить. Виновата команда. Такая работа никуда не годится!

-В пятой партии с Крамником случилось то, что лично мне никогда не приходилось видеть в его игре, хотя я за ним наблюдаю в течение 15 лет. Он не просчитал вариант до конца и влетел в ловушку, в общем-то элементарную. Такие он раньше "щелкал как орешки"...

- Да, в прославленной технике Крамника тоже произошел сбой. И это также следствие неуверенности, появившейся у него.

-Но почему все же это произошло? В чем причина того, что Крамник, готовившийся к матчу в течение многих месяцев, никак не может найти свою игру?

- Должен сказать, что, по-видимому, неудачно подобрана команда (секундантами Крамника являются Петер Леко, Сергей Рублевский и Лоран Фрессине. - Прим. Ю.В.). Потому что игра черным цветом выглядит нормально, а белым - неудовлетворительно. Следующее. Проблема с практической подготовкой. В прежних матчах на первенство мира всегда в командах был опытный тренер, который может направлять работу всего коллектива. В команде Карпова таким тренером был Игорь Зайцев. У Каспарова - Александр Никитин. В матчах Крамника против Каспарова и Леко был Евгений Бареев, а когда Владимир играл с Топаловым - опытный гроссмейстер Мигель Ильескас. Задача такого тренера не шлифовка вариантов, а оценка общей практической формы.

Опытный тренер перед матчем должен был провести несколько тестов на расчет вариантов. Чтобы увидеть, где есть проблемы: или игрок просматривает промежуточные ходы, или недосчитывает вариант до конца. Это делается элементарно.

-Вы думаете, что Крамник неудачно провел подготовку? С таким-то опытом, как у него, в это трудно поверить...

- Нет, я думаю, что, напротив, Владимир очень хорошо провел сборы. Он заметно улучшил физическую подготовку, распрощался с мыслью о проблемах со здоровьем. Но в шахматах есть такая опасность, которую порою опытные тренеры называют "синдромом пустой головы".

Когда ты великолепно себя чувствуешь, готов не на сто, а на двести процентов, а голова не работает. Это и есть синдром пустой головы. В шахматах часто бывает, что игрок во время соревнований заболевает. У меня был такой случай с Александром Белявским во время межзонального турнира. Он подхватил жуткое воспаление, играл с высокой температурой. Но организм мобилизовал свои внутренние резервы, и Белявский прошел этот период без потерь. И тут он выздоровел. Играть предстояло две партии белыми. Я ему говорю: "Саша, тебя преследуют Портиш и Салов, ты играешь подряд две партии белыми. Ты только что вышел из болезни, чувствуешь себя хорошо, но у тебя будут проблемы с "пустой головой". Надо сделать две ничьи!" Александр смотрит на меня с недоумением и отвечает: "Белыми - играть на ничью?! Я - Белявский! Я белыми на ничью не играю!"

Естественно, обе партии были проиграны, занято четвертое место, и матчи претендентов проходили без Белявского.

- А как объяснить тот факт, что Крамник в этом матче неузнаваем? Куда подевалась его "медвежья хватка", его филигранная работа на тончайших нюансах, которая приводила к успеху в партиях, в том числе и против Ананда? Ведь счет его личных встреч с индийским гроссмейстером на протяжении 15-летнего периода в пользу Владимира.

- Крамник - шахматист фантастический! Его способность видеть суть позиции с первого взгляда - поражает. Таким же даром обладал Капабланка. Там, где другие ничего не понимают, им кажется все просто! Но это только гениям кажется просто! Владимир невероятно тонко чувствует нюансы позиции. Но тут не до нюансов! Матчевая борьба - штука специфическая. Ананду и его тренерской бригаде удалось отыскать дебют черными, где у соперника нет четкого позиционного плана. Ананд ведь в последнее время играет именно в такие - полукомпьютерные шахматы. В них на первое место выходят плюсы Ананда-шахматиста - его фантастическая быстрота счета вариантов. Его задача была получить такие позиции. И он их получает в "Меране".

-Значит, Крамику не надо было играть этот вариант второй раз?

- Есть такое правило: если что-то не получилось дважды - нужно менять. Не надо думать, что в третий раз получится. Во время подготовки к матчу всегда готовятся несколько сценариев развития событий: одна главная линия и две резервных. То есть на "Меран" у Владимира есть две других линии, он может и по-другому играть. Но сейчас весь вопрос в том, что решит Крамник. Будет ли его команда работать в направлении разрушения "Меранской стенки", или будет переходить к другому сценарию.

-Карпов в нашем разговоре употребил термин "упрямство"...

- Упрямством будет если мы вновь увидим этот вариант в 8-й партии матча, где Крамник сыграет белыми. Пока же это еще не упрямство, ведь если бы в 5-й партии команде Владимира удалось опровергнуть трактовку "Мерана" соперником, все сказали бы: браво, молодец. Но этого не удалось. Значит, работа была плохая. Оценка здесь простая: "да" или "нет". 8-я партия будет очень важной с психологической точки зрения.

-Шестая тоже была важна, но Владимиру не удалось ее удержать...

- Я уже приводил слова Юрия Николаевича Сахарова, что после двух поражений подряд шахматист играет в половину своей силы. Сколько бы ни рассказывали, что кто-то там "восстал из пепла" - все это ерунда. После одного поражения - да, может появиться злость, и шахматист часто отвечает ударом на удар. Но если он второй раз подряд "получает", то даже у самых сильных - невольно! - возникает неуверенность и резко падает класс игры...

-А три поражения подряд - выходит, и вовсе уже катастрофа?

- Три поражения подряд - это уже нокдаун. Надо встать в угол ринга и принимать удары на руки, чтобы тебя не нокаутировали...

-И что же делать Крамнику, если осталось-то всего шесть партий? В "угол" забиться не получится. Здесь ведь не безлимитный матч, на котором вы работали в бригаде Карпова...

- Дело в том, что в матчах на первенство мира, даже в таком коротком, как этот, существуют периоды. Если изучить другие матчи, то можно заметить, что инициатива сначала бывает у одного шахматиста, потом переходит к другому. Это связано с физическими, психологическими и интеллектуальными циклами. Я еще не знаю, проверяли ли у Владимира биоритмы. Если серьезно готовиться - это обязательно надо делать. Когда я проверял у своих учеников биоритмы, то оказывалось, что при плохом физическом биоритме шахматист играет хорошо. А при хорошем физическом и хорошем интеллектуальном - может играть не хорошо. При хорошем же психологическом биоритме можно играть очень хорошо. Но это все очень индивидуально. Люди, которые работали в группе у Крамника, должны это знать. Если биоритмы неудачные, то необходимо знать, как Владимир на них реагирует. Посчитать это очень просто.

-Значит, вы допускаете, что может наступить и благоприятный для Крамника период, и, наоборот, неблагоприятный для Ананда?

- Да, разумеется. Инициатива пока у Ананда, но у него тоже меняются биоритмы - они могут ухудшиться, а у Крамника, напротив, улучшиться. И инициатива может перейти к россиянину. Но это еще не значит, что она обязательно воплотится в очки. Важно не только иметь инициативу, но и суметь ее использовать.

-То есть мы приходим к выводу, что, несмотря на большое отставание в счете, не все еще потеряно для российского шахматиста. И что на нашей улице еще может быть праздник?!

- Безусловно! Тем более что даже одно поражение может выбить Ананда из колеи. Он как раз тот тип игрока, который и после одного поражения играет так, как другие после двух. Он тут же играет в половину своей силы! Тут же! У него появляются страх, неуверенность в своей технике. И это уже не тот Игрок, не тот Ананд.

-Значит, Крамнику нужно во что бы то ни стало выиграть одну партию. И тогда матч может войти в благоприятную для российских болельщиков колею?

- Безусловно! Других рецептов в данной ситуации не существует.