Газета Спорт-Экспресс № 101 (4681) от 12 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

12 мая 2008

12 мая 2008 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

СТАВЬТЕ СВЕЧКИ ЗА РОССИЮ

Ключевым моментом матча Россия - Швеция, завершившегося в ночь с субботы на воскресенье (по московскому времени) победой нашей команды - 3:2, стала травма Алексея Морозова, полученная в середине первого периода в результате устрашающего силового приема шведского защитника Дугласа Мюррэя из "Сан-Хосе".

Слава МАЛАМУД, Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Квебека

Готовясь принять пас вдоль борта от защитника Ильи Никулина, капитан сборной России повернулся лицом к своим воротам и не видел накатывавшего сзади шведа. Мюррэй, опустив плечо, поймал голову Алексея в тот момент, когда наш игрок, разворачиваясь, оказался к нему вполоборота.

Морозова развернуло в воздухе, и он без сознания рухнул на лед. Все находившиеся на площадке россияне бросились мстить за своего капитана, но добраться до самого Мюррэя им не позволили лайнсмены. Что не помешало Илье Ковальчуку подраться с первым, кто попался под руку - Антоном Строльманом. В результате всех трех "бойцов" удалили до конца матча, а Морозова с подозрением на сотрясение мозга увезли в больницу.

Сам Дуглас Мюррэй, вышедший после матча к прессе, описал свое видение эпизода так:

- Российский игрок отдавал шайбу вдоль бортика, и Морозов пытался ее принять. Я специально подгадал, чтобы мой удар пришелся в то мгновение, когда шайба пришла к нему. Я метил в грудь, и там и близко не было ничего похожего на удар сзади.

-Удар был плечом?

- Да. Решение судьи - какая-то шутка. Я несколько раз уже посмотрел этот момент на видео. Хочу, чтобы судья посмотрел его со мной и сам показал мне, как это могло быть ударом сзади.

Вместо Ковальчука, который предпочел обойтись без комментариев, от российских игроков высказался Александр Семин (как ни в чем не бывало стоявший в микст-зоне рядом с Мюррэем):

- Конечно, нам сегодня было тяжело. Команде пришлось играть в три пары крайних нападающих, смены стали более частыми. Морозов - капитан, он постоянно нас заводит, подбадривает. Его очень не хватало. За что удалили до конца матча Ковальчука - я вообще не знаю, краги он не скидывал. Что здесь за правила - не понимаю.

-Шведы изначально выбрали агрессивную тактику?

- Да они всегда так играют. Мы были готовы ко всему.

-Прокомментируйте эпизод с травмой Морозова.

- Насколько я помню, шайбу запустили по бортику, Леша ее поймал и стал разворачиваться, и тут соперник подбежал, чтобы сыграть в тело. А попал в голову. Плечом или локтем - этого я не видел.

Уже после матча директорат чемпионата мира объявил, что к Мюррэю не будут применены дополнительные санкции, и он дисквалифицирован всего на одну игру. Можно представить, как эту новость воспринял главный тренер сборной России Вячеслав Быков, который сразу после матча - еще до вердикта по Мюррэю - кипел от возмущения:

- То, что следующие несколько минут после инцидента наши ребята только и делали, что удалялись, показало, насколько грубо сыграл соперник. На мой взгляд, шведский защитник, понес слишком легкое наказание. Мы будем ставить вопрос о том, чтобы хоккеист, нанесший травму (тем более что был удар в голову), пропустил столько же матчей, сколько пострадавший. Если Морозов на этом турнире больше не сыграет, не должен играть и Мюррэй.

-Правильный ли штраф выписали Ковальчуку?

- Думаю, нет. Перчатки были на руках у обоих игроков. Нужно было просто дать им по две минуты.

-Как прокомментируете поступок Ильи?

- Я его только поздравил с тем, что он сделал.

-Не пытались ли в первом перерыве успокоить команду, чтобы игроки меньше концентрировались на мести и больше - на игре?

- Мы пытались успокаивать их на лавочке и в течение первого периода, и в перерыве. Но, подчеркну, в нынешних правилах есть определенная... не могу подобрать слово, но вы меня поймете. В конце третьего периода я мог бы взять любого из своих игроков, который потом отсидел бы два следующих матча, и прибить одного из лидеров шведской команды. То есть превратить хоккей в дуэль гладиаторов. Мы этого не сделали, но ставить вопрос (о наказании Мюррею. - Прим. авт.) будем обязательно.

-Мюррэй утверждает, что смотрел повтор и что удара сзади не было: мол, бил он Морозова не локтем, а плечом.

- Удар в голову должен быть наказуем всегда. Не стану говорить, что Морозов сыграл идеально - наверное, он мог и должен был предвидеть возможность удара. Но ведь со стороны шведов это не первый подобный случай. Думаю, директорат ЧМ должен принять во внимание и этот фактор.

-Манера игры шведов не удивила?

- Нет, потому что так же грязно их защитники сыграли и предыдущий матч со Швейцарией. Я хорошо знаю швейцарских игроков и тренеров - они говорят, что их парень, получивший травму даже сесть на велосипед не в состоянии, поскольку голова болит постоянно. А ведь эти последствия могут быть и на всю жизнь! А мы (Быков имеет в виду ИИХФ. - Прим. авт.) выпишем грубияну два матча, после которых он снова будет спокойно выходить и дубасить людей. Если уж мы создали правила, которые дают возможность очистить хоккей, сделать его более интересным, быстрым, комбинационным, то такие-то моменты надо просто выжигать каленым железом! О каком бы игроке ни шла речь.

-Можно ли подать совместную жалобу со Швейцарией?

- Думаю, директорат сам должен за такими вещами следить. Кроме того, у нас ведь в ИИХФ и свои люди есть, которые, надеюсь, приехали сюда не просто посмотреть хоккей. Есть Стеблин, есть другие, которые не просто так занимают какие-то посты. От них и должна исходить инициатива, желание нас защитить. В свое время у нас был Старовойтов, который очень хорошо защищал интересы Советского Союза. Должны же мы и сейчас иметь какое-то право голоса, какой-то вес. Эти люди представляют не только ИИХФ, они представляют РОС-СИ-Ю!

-Был ли, по-вашему, удар Мюррэя умышленным?

- Трудно сказать. Шведы всегда играют жестко, они умеют играть в силовой хоккей. Но слишком уж грубо выглядели эти три момента - два в матче со Швейцарией плюс случай с Морозовым.

-Вас не озадачило, что мстить за Морозова бросились именно звезды - Ковальчук с Овечкиным, а не те, кому это больше положено по статусу?

- Они были там, на льду. Мы не имеем права выпускать на лед других игроков, иначе хоккей превратится в цирк-шапито. Илья поступил как командный игрок. Он бился за партнера.

-С Ковальчуком понятно, но в следующей же смене, когда Россия играла в большинстве, драться полез и Овечкин.

- Судьи вообще-то должны были удалять шведа и за фол против Овечкина. Соперник сознательно снимал у него с головы шлем. Хотел снять вместе с головой. Хорошо, что у Саши сильная шея.

-Кто может принять капитанство в том случае, если Морозов не поправится?

- У нас есть два ассистента (Федоров и Сушинский. - Прим. "СЭ"). Если потребуется, капитаном станет кто-то из них.

-У вас есть объяснение тому, что нынешний чемпионат получается ужасно травматичным, причем не только для сборной России?

- Даже не знаю, "глазит" нас кто-то, что ли? Я уже супругу попросил, чтобы свечки за нас поставила. Если кто-то хочет, пусть последует ее примеру. Действительно, слишком уж много здесь травм. Даже для такого вида спорта, как хоккей.

Призвать Всевышнего для защиты нашей сборной и впрямь не помешало бы, учитывая то, что только в Квебеке за неделю с небольшим мы потеряли троих - помимо Морозова еще Еременко с Варламовым. А можно вспомнить и ЧМ-2007, где наша команда также осталась без капитанов - без Морозова, а затем и заменившего его Счастливого.

Напоследок - мнение Бенгта-Оке Густафссона, главного тренера сборной Швеции:

- Я посмотрел повторы момента. На мой взгляд, прием Мюррэя заслуживал двухминутного штрафа за блокировку, но в любом случае удар не был нанесен сзади. Впрочем, теперь говорить об этом поздно. Судья рассудил эту ситуацию так, как счел нужным, и тратить свои нервы на нее мы не собираемся. Нашему игроку выписали матч-штраф, который автоматически влечет одноматчевую дисквалификацию. Вопрос закрыт.

* * *

Вчера вечером по московскому времени Алексей Морозов вышел на лед и тренировался в общей группе. Сотрясения мозга у него, скорее всего, нет. Тем не менее, в матче со Швейцарией капитан нашей сборной, видимо, на лед не выйдет.