Газета Спорт-Экспресс № 213 (4493) от 18 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

18 сентября 2007

18 сентября 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

КРАМНИК УБЕДИЛСЯ В ПРАВОТЕ ЛАСКЕРА

В воскресенье в 4-м туре была зафиксирована единственная победная партия: Левон Аронян нанес поражение Петеру Леко. А лидируют по-прежнему россиянин Владимир Крамник и индиец Вишванатан Ананд.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Мехико

В шахматах, как и в жизни, много парадоксов. Вот, например, довольно известный парадокс, приписываемый второму чемпиону мира Эммануилу Ласкеру, гласит: "Самое трудное - это выиграть выигранные позиции".

В жизнеспособности этой остроумной реплики Ласкера убедился во время 4-го тура его наследник по чемпионской линии Владимир Крамник. Он имел совершенно выигранное положение в партии против Александра Грищука, но победить не смог. "Раз пять или семь мог выиграть", - сетовал разочарованный чемпион на пресс-конференции.

Грищук подтвердил диагноз: "Непонятно, как я выжил в этой партии. Стоял абсолютно безнадежно".

Партия развивалась по убийственному для черных (ими играл Гришук) сценарию. Во-первых, казалось, что он что-то придумал за доской, поднял серию каких-то очень остроумных и глубоких ходов. Выяснилось, однако, что он шел по протоптанному в дебрях "крамниковской каталонки" пути. То есть человеку казалось, что он творит, а на самом деле повторял анализ соперника с пометкой: "Черные проигрывают".

Израсходовал Гришук на эту напрасную работу страшно много времени. Уже где-то к 23-му ходу он опережал Крамника по затраченному времени на целый час. Это, во-вторых.

Не знаю, как там насчет 5 - 7 раз, о которых говорил Крамник, но последний, причем форсированный (значит, неизбежный), выигрыш чемпион упустил незадолго до контроля.

В покере (во всяком случае, в его голливудской интерпретации) есть такое понятие, как "блеф". Когда игрок с непроницаемым лицом взвинчивает ставки, а карты у него плохие. Гришук слывет выдающимся мастером покера - и, видимо, не случайно. Правда, играет он не в голливудский, а в современный покер, не на пяти картах, а на трех. Но хотя разновидность покера, в который играет Гришук, иная, чем та, которую демонстрировали герои Пола Ньюмена и Роберта Редфорда в чудесном фильме "Афера", блефовать супергроссмейстер шахмат и гроссмейстер покера тоже умеет.

Позиция, которую вы видите на диаграмме, возникла после 37-го хода черных. Заметим, что к этому моменту на часах у Грищука оставалось 36 секунд до первого контроля. Как мы уже знаем, он понимал, что у него "безнадежно", и его только что сделанный последний ход был ходом-блефом (черный конь с с2 взял на прицел и ферзя белых, и их центральную пешку d4). Ясно, что блефуют игроки не от хорошей жизни (к чему блефовать с тремя тузами на руках?). А вот когда близится расплата, а жить хочется, то приходится играть так, как сыграл Гришук.

Каким-то непостижимым образом чемпион мира умудрился к 37-му ходу растратить весь свой огромный временной запас. Незаметно растаял его лишний час, который он имел на 23-м ходу. Сейчас у него было в запасе всего 3 минуты с небольшим "хвостиком". По сравнению с 36 секундами это много. Но для позиции, в которой глаза разбегаются от обилия возможностей, мало.

И чемпион не нашел прямого выигрыша. Вот его основная линия: 38.Фа2 Ла5 39.Фа5 Kd4 40.Лh5 Ke2 41.Kpf1.

Вместо этого Крамник пошел на эндшпиль, в котором намеревался пристрелить загнанную на поле a1 "лошадь" черных.

Однако конек-горбунок черных оказался живуч: он выбрался-таки из ферзевого угла. И отправился на королевский фланг спасать свою пехоту. Трудности возникшего эндшпиля оказались непреодолимы даже для прославленной крамниковской техники. Позиция Гришука, казавшаяся совершенно безнадежной, была им с удивительным хладнокровием спасена.

На пресс-конференции чемпион с большой теплотой говорил о дне отдыха, который последует после 4-го тура. Владимир сказал, что к нему подходил Ананд и жаловался: мол, страшно устал, голова очень плоха, совершенно не соображает.

Да, Ананду тоже было отчего заговорить о навалившейся усталости и о "плохой голове". Ибо он в этот вечер не смог преодолеть упорнейшее сопротивление Александра Морозевича. Московский гроссмейстер, как он заметил на пресс-конференции, не может отнести эту партию к своим достижениям. Не слишком здорово у него получилось с проверкой на прочность "мерана" в исполнении индийского виртуоза.

До 21-го хода все было у белых (ими играл Морозевич) хорошо. Но вот после пренеприятнейшего прыжка черного скакуна прямиком под бой чужого пехотинца белые вынуждены были разменять ферзей, и огромный позиционный перевес индийца мрачной грозовой тучей навис над позицией белых. И тут и там послышались голоса: "У Морозевича безнадежно"... "Ананд в таких позициях, как ухвативший ягненка нильский крокодил свою добычу не выпустит" (это я уже себя цитирую). Да и авторитетные комментаторы, вооруженные компами всех моделей, вторили: "Ананд должен победить".

Но вспомним еще один афоризм философа и поэта шахмат старика Ласкера: "Шахматный организм обладает большой живучестью". Цитирую по памяти, но смысл понятен: не спешите сдаваться, боритесь, сопротивляйтесь, и ваш "шахматный организм" выживет!

Ананд жаловался Крамнику на свою голову (не станешь же жаловаться на голову соперника, не так ли?). Дело в том, что Морозевич, попав в очень трудное положение, заиграл так, как умеет только он. Ну может, еще два-три человека на Земле и парочка сильных шахматных программ. От молниеносных перемещений его слонов у брахмана шахмат рябило в глазах. У брахмана тоже была парочка индийских слонов, но они были черного цвета, а у Моро - белые! Красивые! Очень сильные!

Короче, когда на доске стал вырисовываться явный перевес белых слонов над черными, Ананд во избежание худшего принялся повторять ходы. И правильно сделал, между прочим.

Одержал первую победу один из главных фаворитов - Левон Аронян. У его соперника Петера Леко, славящегося хладнокровием, не выдержали нервы. В позиции (английский "еж"), где надо было "стоять и терпеть", он вдруг рванул тельняшку на груди: пожертвовал фигуру и... "испекся". Левон не раз скажет потом на пресс-конференции, что ему "здорово повезло". Что случилось с "непробиваемым", "огнеупорным", "непотопляемым" Леко, уму непостижимо!

Благодаря гримасам жребия Борис Гельфанд из 4 первых партий в трех играл черными. И во всех выбирал русский шахматный напиток по имени "Петрофф". Тот самый, что крепок и хорош, от всякой напасти помогает. Бориса пытались пристыдить от имени интернет-аудитории на расширенной пресс-конференции, проходившей на глазах у широкой публики в зале, где комментируют партии для зрителей. Борис слегка помрачнел и сказал довольно зло: "Я играю то, что приходится играть. Если кто-то в этом зале знает опровержение защиты Петрова, подходите, я дам свой е-mail".

Никто не подошел.

4-й тур. Аронян (Армения) - Леко (Венгрия) - 1:0. Ничьи: КРАМНИК (Россия) - ГРИЩУК (Россия), МОРОЗЕВИЧ (Россия) - Ананд (Индия) и СВИДЛЕР (Россия) - Гельфанд (Израиль).

После 4-го тура: КРАМНИК и Ананд - 2,5 очка, Аронян, Гельфанд, ГРИЩУК и Морозевич - 2, Леко и СВИДЛЕР - 1,5.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF