Газета Спорт-Экспресс № 182 (4462) от 13 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

13 августа 2007

13 августа 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

ОТВЕРЖЕННЫЕ

14 хоккеистов из клубов НХЛ в это межсезонье заключили контракты с российскими командами. "СЭ" проанализировал, какие мотивы побудили этих игроков приехать в суперлигу.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

Они непорочны в помыслах и прекрасны собой. Они несут в нашу жизнь культуру и просвещение. За последние два года их стало много, как никогда, и все они твердят, что приехали сюда побеждать. Не один, не три, не пять, а целых 14 человек, целиком или частично отыгравших прошлый сезон в НХЛ, заключили этим летом полноценные контракты с российскими клубами. Заметьте, никто из них не отправился в "Ладу", "Трактор" или "Торпедо". В каких городах осел этот девятый вал заокеанских репатриантов, без труда угадал бы любой, кто хотя бы поверхностно знаком с российским хоккеем. Уфа и Омск, Магнитогорск и Казань, Ярославль и Санкт-Петербург, Москва и Московская область. У остальных либо не отрасли кошельки для такой роскоши, либо же сами энхаэловцы убоялись ехать в города, которых не могут самостоятельно найти на карте.

Если оставить за скобками локаутный сезон, то 14 человек - это довольно-таки много. Чем обусловлена массовость нынешнего паломничества? Связывает ли всех этих игроков что-нибудь общее, помимо того, что их средняя зарплата наверняка составит не меньше полутора миллионов долларов в год? И вообще, каков объективный уровень каждого их них, приехавших в наш чемпионат со штампом качества высшей пробы?

ЗА ТАКИЕ ДЕНЬГИ - ХОТЬ НА ЛЬДИНУ!

Общего у них действительно немало. Единственное, что никак не приводится к общему знаменателю, - это их заокеанский статус, который варьируется от суперзвездности Алексея Яшина с его более чем 800 заокеанскими очками до полной безвестности Мартина Сен-Пьера и Александра Суглобова, чьи достижения в НХЛ ограничиваются жалкой горсткой матчей и одним голом на брата. Остальных, включая феноменального счастливчика Олега Твердовского с его двумя Кубками Стэнли, можно классифицировать как игроков средней руки. Их имена в Северной Америке более или менее на слуху, и если бы они хотели во что бы то ни стало зацепиться за НХЛ, то, плюнув на количество нулей в зарплате, любой из них мог там остаться. В точности это, например, в минувшие выходные сделал 37-летний Джейсон Йорк, не прельстившийся миллионом долларов от СКА.

Один из наиболее уважаемых российских клубных руководителей, к которому я обратился с вопросом, что объединяет всех девятерых российских "возвращенцев", четверых канадцев и одного шведа, отреагировал без малейшей паузы: "Все эти люди не востребованы в НХЛ".

На первый взгляд утверждение может показаться спорным. Как считать невостребованным Яшина, получившего этим летом предложения от четырех энхаэловских клубов, или Твердовского с Чистовым, покинувших Северную Америку с действующими контрактами? Мой собеседник пояснил: "Все они были в своих командах на вторых и третьих ролях, а стремятся быть на первых".

Казалось бы, какая может быть мотивация у Джейми Ландмарка - канадца в самом расцвете сил - ехать на край света, в чужую страну с непонятным языком, диковатым менталитетом и непредсказуемой действительностью? Он тоже, вполне вероятно, имел предложения в НХЛ, однако понимал, что если к 26 годам так и не сумел стать игроком первого или второго звена, то едва ли кто-нибудь рассматривает в нем такового сейчас. Не стать им в "Динамо" Джейми сможет лишь по собственной вине, не говоря уж о том, что пытаться достичь этого будет вовсе не за три копейки. Сомнений в том, что бело-голубые выложили Ландмарку больше, чем он мог заработать где бы то ни было по родную сторону Атлантики, нет никаких. Кроме того, можно лишь догадываться, сколько в этом парне скопилось нерастраченных амбиции, если вспомнить, что каких-то восемь лет назад он был выбран "Рейнджерс" в стартовой десятке первого раунда драфта, а североамериканские скауты захлебывались восторгом от его потенциала.

"За те деньги, которые многие игроки у нас получают, они должны быть готовы ехать играть хоть на льдину, на Северный полюс", - усмехнулся опрошенный мною эксперт, попросивший не упоминать его имени в газете.

ПУТЬ СЕЛЯННЕ И ПУТЬ ЯШИНА

Несколько иначе обстоят дела с мотивами Яшина. Боровшиеся за Алексея клубы НХЛ приглашали его явно не для того, чтобы запихнуть "Капитана Россия" в четвертую тройку Если бы душа россиянина, которую люто возненавидели болельщики "Оттавы" и "Айлендерс", бредила Кубком Стэнли так, как мечтают о священном трофее абсолютное большинство энхаэловцев, Яшин без звука отправился бы в "Детройт" на умеренную зарплату и отличные шансы на июньские объятия с кубком. Именно так в свое время поступили два друга, Теему Селянне и Пол Кария, погнавшиеся за мечтой всей жизни в "Колорадо" за крошечные деньги. Оба, заметим, были и остаются суперзвездами калибра покрупнее яшинского, и никому из них не выплачивали по 17 миллионов долларов по остатку выкупленного договора, однако их подобная ситуация нисколько не унижала. Кубок Стэнли в том году "Лавинам" не достался, но зато и Селянне, и Кария наиграли себе на жирные контракты с "Анахаймом" и "Нэшвиллом". А великий финн, кстати, два месяца назад и до вожделенного Кубка наконец доигрался. Яшин, оказавшись на таком же распутье, выбрал суперлигу и серьезные деньги Ярославля. "Наверное, играть за меньшую зарплату он считает ниже своего достоинства, - полагает мой эксперт. - Но, скорее всего, человек уже просто живет в свое удовольствие. У него уже нет необходимости кому-либо что-то доказывать. Имидж у Алексея благопристойный, конфликтовать он не любит, сглаживать острые углы давно научился, деньжищ - лопатой не перекидать, а большие победы для него, видимо, не так уж и важны". Ей-богу, если б я не знал, что мы обсуждали Яшина, точно подумал бы, что речь об Анне Курниковой.

Вероятно, помимо аспектов самоуважения и суммы контракта немалую роль в решении Яшина сыграл и эмоциональный фактор, которому можно лишь посочувствовать. Так уж сложилось, что за последние годы Алексей стал одним из самых нелюбимых игроков в НХЛ. Случилось это во многом по его собственной вине, и избавиться от клейма "игрока без сердца" Яшин так и не сумел. Однако нам с вами в его шкуру не влезть и не почувствовать, что это такое - играть под непрерывный вой и улюлюканье болельщиков - и чужих, и своих. Как не узнать нам и то, что побудило его на переезд в большей степени: денежные мотивы или же обычное желание вновь почувствовать себя любимым.

НИ ОДНОГО БОМБАРДИРА ИЗ ТОП-100

Интересно, впрочем, вернуться к вопросу о невостребованности. Выслушав мнение уважаемого мною специалиста, я задался вопросом: можно ли объективно определить эту самую востребованность, оперируя сухими числами статистики? Ясно, что вратарей, защитников и нападающих одной гребенкой результативности не причешешь. Не годится в качестве критерия и количество попаданий в основной состав, поскольку многие пропускают время из-за травм. Если в хоккее и существует какой-то разумный показатель востребованности, то этим индикатором является среднее игровое время хоккеиста за матч. Благо за океаном в отличие от России эту статистику ведут скрупулезно.

Вооружившись этой идеей, я препарировал данные прошлого регулярного чемпионата для всей чертовой дюжины полевых игроков - энхаэловских пришельцев суперлиги нынешнего межсезонья. Некоторые открытия меня поразили.

Во-первых, человек с лучшим показателем - 17.25 за матч - расположился со своим результатом на 268-м (!) месте в лиге среди полевых игроков. Во-вторых, вы ни за что не угадаете, кто этот человек. Им, представьте, оказался не Яшин, не Олег Твердовский, не Александр Пережогин, не Рэнди Робитайл и даже не финалист Кубка Стэнли Олег Сапрыкин, а молодой Антон Бабчук! В-третьих, ни один из них, включая тех же Бабчука с Яшиным, по среднему игровому времени не попал в своем клубе даже в первую десятку. Яшин в "Айлендерс" и Бабчук в "Каролине" были в своих командах 11-ми, Денис Архипов в "Чикаго" - 15-м, Нильс Экман в "Питтсбурге" - 16-м, Робитайл в "Айлендерс" - 17-м, Сапрыкин в "Оттаве" и Твердовский в "Лос-Анджелесе" - 18-ми, Ландмарк в "Лос-Анджелесе" - 19-м, Пережогин в "Монреале" и Мартин Сен-Пьер в "Чикаго" - 22-ми, Дмитрий Афанасенков в "Филадельфии" - 23-м, Станислав Чистов в "Бостоне" - 24-м, Суглобов в "Торонто" - 25-м.

Вывод очевиден: сколько бы мы ни хлестали себя пятками в грудь, но ни один игрок первого или второго звена даже самого захудалого клуба НХЛ в наш чемпионат не приехал. Тех, кого заполучили мы, иначе как отверженными назвать не получается.

Понятно, что с игровым временем напрямую связана и результативность, но все же добавлю, что из нынешних посланцев НХЛ ни один не входил в первую сотню бомбардиров лиги. Яшин - лучший из 13 - расположился со своими 50 очками в регулярном чемпионате на 122-м месте. Кроме него, даже в первые две сотни не попал никто.

О ТЕХ, КОГО МЫ НЕ ДОЖДЕМСЯ

У востребованности есть и обратная сторона. Например, мне доподлинно известно, что Виктор Козлов уже несколько лет подряд получает из России предложения намного более выгодные в финансовом плане, чем в НХЛ. Но покуда он востребован в лучшей лиге мира, в суперлигу Козлов не поедет ни за какие деньги. Каждое лето российские генеральные менеджеры слышат от MVP локаутного чемпионата России один и тот же ответ: "Если будет шанс, останусь в НХЛ". И причины у него, уверен, вовсе не бытового разряда, а чисто спортивного.

Знаю, что такой же позиции придерживается и однофамилец Козлова - Вячеслав из "Атланты", и все три наших энхаэловских вратаря, и многие другие россияне, ветераны НХЛ. О нашей звездной молодежи и говорить нечего: Дацюк с Ковальчуком и Овечкиным наверняка даже за меньшие деньги остались бы за океаном (Малкин уже так и поступил), а уж с нынешними доходами мы не увидим этих ребят в суперлиге как минимум до следующего локаута.

Нам будет только лучше, если примеру Яшина последует кто-нибудь еще. Но гораздо большего уважения, на мой взгляд, достоин пример Михаила Грабовского. Весной прошлого года этот героический парень, просидевший в "Динамо" без зарплаты полгода, на моих глазах вернулся на тольяттинский лед в решающем матче плей-офф с изорванной в клочья губой и шестью выбитыми зубами. А четыре месяца спустя уехал в фарм-клуб "Монреаля" за зарплату примерно в 20 (!) раз меньшую, чем предлагало ему восставшее из пепла "Динамо". Ему еще только предстоит пробиться в основу "Канадиенс", но в суперлигу он вернется не раньше, чем умрет его последний шанс заиграть в НХЛ. И он, уверяю вас, заиграет в ней так, что никто и никогда его там не освистает.