Газета Спорт-Экспресс № 75 (4355) от 6 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

6 апреля 2007

6 апреля 2007 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

Спецкоры "СЭ", которые продолжают свои путевые заметки из Германии, встретились со знаменитой немецкой конькобежкой, самой титулованной спортсменкой своей страны за всю историю зимних Олимпийских игр.

Клаудиа ПЕХШТАЙН: "А ЕЩЕ Я ИГРАЮ В ХОККЕЙ!"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Ефим ШАИНСКИЙ

из Бад Заарова

"АЛЕ-АЛЕ!"

Телефон Клаудии Пехштайн не отвечал, а мы опаздывали. Не сказать, чтобы так уж безбожно, всего минут на десять. Но все равно неприятно, когда не имеешь возможности предупредить звезду. Она сидит, ждет, с каждой минутой все меньше понимает, ради чего она это делает, потом начинает думать, а не обидеться ли ей, не уйти ли восвояси и не заняться ли более серьезными делами, чем пустое ожидание этих необязательных русских... Так мы накручивали себя, стоя в пробке на автобане между Берлином и Франкфуртом-на-Одере. Примерно в том же самом месте, где за день до этого уже были - в гостях у Николая Валуева.

Чу!.. Телефон Пехштайн прорезался. "Простите-извините, мы вот-вот, сию секунду, летим как Шумахеры". "Не переживайте, я вас подожду, - раздался в трубке спокойный голос пятикратной олимпийской чемпионки, шестикратной чемпионки мира, трехкратной обладательницы Кубка мира, двукратной чемпионки Европы и рекордсменки мира в беге на 5000 метров. - У меня газета интересная".

Приехали. Местечко - валуевский Кинбаум, как под копирку: лес и высокохудожественное озеро с яхтами у причала. Разве что вместо бывшей гэдээровской базы - роскошный спа-отель с полями для гольфа. В его холле мы и обнаружили в соответствии с предварительной договоренностью улыбчивую и общительную 35-летнюю Клаудию. С газетой.

-Почему вы назначили нам встречу именно здесь?

- Я живу в окрестностях Бад Заарова, на другом берегу озера. Тут лучше, чем в Берлине: природа, воздух, водоем. Плюс отличные возможности для велотренировок. А до Берлина, где я родилась, всего километров сто, очень удобно.

-Тут не обойтись без хорошего автомобиля.

- У меня очень хороший. "Кадиллак", внедорожник.

-Славы вам хватает в здешней глуши?

- Не знаю - живу спокойно той жизнью, которой хочу. Конечно, многие меня узнают, но особо не достают. Крикнут, бывало - "але-але!", и оставляют в покое. В Берлине, кстати, с этим тоже все в порядке. Иной раз думаю: "Здорово, что я не Шумахер, которому нигде прохода не дают".

-Вы знакомы?

- Нет. Виделись однажды мельком на каком-то мероприятии. Михаэль, как ему и положено, пришел туда последним, а ушел первым.

-У вас есть в Бад Заарове условия для тренировок?

- Для велосипеда здесь раздолье, а когда нужен лед, еду в Берлин, в "Айсхалле".

-Никогда не пытались совмещать на высоком уровне коньки и велосипед?

- Даже в голову такое не приходило. Я и коньками сыта по горло, живу зимой в постоянном напряжении. Не хватало еще, чтобы летом крутилась как заведенная. Не дай бог.

НЕ ОЧЕНЬ КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

-Вы как-то живо отреагировали на пару наших фраз по-русски. Или нам показалось?

- Я в школе учила ваш язык и на самом деле кое-что разбираю.

-Ну-ка, ну-ка...

- (Говоритпо-русски). "Не панимаю", "Я живу в Бад Зааров на улице Главная улица". (Именно так Клаудиа перевела Хауптштрассе. - Прим. авт.) . Когда бываю в Москве, вспоминаю намного больше русских слов. А еще в последний год в моей группе тренируется ваш Юрий Коханец. Он совсем плохо говорит по-немецки. Так же, как я по-русски, наверное.

-Как же вы общаетесь?

- Я всегда обращаюсь к нему на немецком. Должен же он когда-нибудь выучить язык! А то живет в Германии уже шесть или семь лет и с каждым годом говорит, по-моему, все хуже и хуже! (Смеется). Потому что общается только с русскими, наверное. Зачем ему немецкий!

-Что у вас за группа такая?

- Поляк, два немца, русский и я.

-А кто главный?

- Йоахим Франке, мой давний тренер.

-Когда в последний раз были в Москве?

- На Кубке мира в 2006 году. Выиграла "пятерку". А впервые посетила вашу столицу в 1986-м, в четырнадцать лет. И была разочарована, потому что Красная площадь оказалась абсолютно не красной.

-Это потому, что "красная" по-русски в некоторых случаях значит "красивая".

- Надо же! А у нас "рот" - он и есть "рот".

-Воспоминания сугубо спортивные?

- Мне всегда жаль, что приезжаешь к вам в четверг, а обратно надо уже в понедельник. Тем более что в России многое изменилось: раньше в ГУМе было шаром покати, а теперь все завалено мировыми брендами, только успевай платить. То немногое, что бросилось в глаза, - машины, машины, машины... Аутомажина, так? Причем у вас есть и самые новые автомобили, и жутко старые. Стоят на улицах как вкопанные.

-В свое время советские и гэдээровские школьники писали друг другу письма для совершенствования языка. Вы этим не занимались?

- А, дружба по переписке! Лично я никому не писала, а вот моя мама - да. Она была учительницей русского, отлично пишет и говорит. У нее был не один друг по переписке, а множество. Ее зовут Моника. Очень хочу подарить ей однажды путешествие в Санкт-Петербург, мама всю жизнь мечтала увидеть этот город.

-У вас много спортивных наград. А как оценила ваши заслуги Германия?

- Мне вручили "Серебряный лавровый лист", высшую спортивную награду страны. Правда, в России, как я знаю, олимпийские чемпионы имеют намного больше и почета, и денег. Светлану Журову за одно олимпийское золото одарили больше, чем меня за пять!

-А сколько вы получили за свои олимпийские медали?

- От спонсоров - согласно контракту. Сколько, не могу сказать, они просили не разглашать. А государство сказало "данке". "Спазибо балшое". Вот если бы у меня не было спонсорского соглашения, родина выплатила бы за одну победу на Олимпиаде 15 тысяч евро.

-Вы уверены, что Журова получила больше?

- На сто процентов.

МОЯ ЖИЗНЬ БЛЕСТИТ, КАК ЗОЛОТО

-Правда, что в последнее время вы немного занимались политикой?

- О, совсем немного. У меня была однажды возможность выбирать в бундестаге бундес-президента. Включили в партийные списки партии CDU - вот и весь политический опыт. Конечно, меня попросили. Но для одной партии я бы не стала ничего делать - пошла на это только ради всей Германии. Ах да, чуть не забыла, еще я поддерживала выборную кампанию канцлера Ангелы Меркель.

-Вы слышали, что и Светлана Журова занялась политикой?

- Да, но подробностями не владею. Журова отличная спортсменка, красивая женщина - ей и карты в руки. И достаточно богатая, я это точно знаю! (Смеется.)

- А вы?

- А что такое достаточно?! Вот если бы у меня был такой спонсор, как у "Шальке" или у "Челси"... Кстати, вы знакомы с Абрамовичем?

-Иногда одалживаем ему деньги... Но скажите лучше, какая из ваших побед была самой трудной для вас, самой ценной?

- Любая победа тяжела. Олимпийская или мировая - в особенности. Но как же здорово потом стоять на самом верху! Вообще принято считать, что самая легкая победа - первая, а дальше они все тяжелеют. Что-то в этом есть: подниматься легче, чем держаться на высоте. Тем более - долго держаться. А самыми важными для себя считаю пять своих олимпийских побед. Приятнее всего вспоминать, пожалуй, Солт-Лейк-Сити, где мне посчастливилось добыть два золота с двумя мировыми рекордами. В Турине получилось хуже.

-Там вы выиграли только в команде?

- "Только"?! Ну ладно, пусть будет по-вашему - только в команде.

-А самое горькое свое поражение помните?

- Оно тоже было в Турине. Клэр Хьюз совсем немного обошла меня на коронной "пятерке". Я погоревала, а потом сказала - о'кей. Моя жизнь и так блестит, как золото.

-Кто были вашими главными соперницами в карьере?

- В Германии - Гунде Ниманн. Было это уже давненько, но соперницей она была предельно жесткой. Однако в самые важные моменты, на Олимпиадах, я ее била. Не в очных забегах, но тем не менее. Особенно приятно это было еще и потому, что газеты писали, будто Ниманн непобедима. Оказалось, победима, причем много раз. И каждая такая победа дарила прекрасные ощущения.

Сейчас на стайерских дистанциях едва ли не главная моя соперница чешка Сабликова. Ей, кажется, всего девятнадцать или двадцать, и у нее такие тоненькие ножки, а она все бежит и бежит, бежит и бежит! Здорово, конечно, когда молодежь подрастает, но когда она начинает тебя обгонять, это уже не есть гут.

-А как насчет ваших отношений с Ани Фризингер, которые всегда искрили?

- У нас была странная, дурацкая дуэль. Пресса ее раздувала как могла, особенно перед Солт-Лейк-Сити. Ани на 5 лет младше, она из Баварии, я из Берлина, и мы очень разные. Но когда мы обе стали старше, начали по крайней мере перебрасываться несколькими словами, здороваться при встрече, спрашивать, как дела. И конкуренция вне льда перестала быть столь острой.

-С чего она вообще началась?

- Фризингер дала не очень честное интервью. Я была совершенно не согласна с ее словами. Ну и понеслось.

-Существует ли, по-вашему, предел росту результатов в коньках?

- Я вот вспоминаю, как установила рекорд на Играх-2002. Весь день мне тогда везло, форма была отличная, люди окружали приветливые... Все в точку сошлось, одним словом. В итоге показала 6.46,91 на "пятерке". И думаю: тому, кто захочет побить эти цифры, тоже ведь надо будет поймать свою "точку"? За счет чего люди вообще бегают быстрее тех, кто был до них? Ответ простой - за счет труда и скрупулезности.

-А лет через двадцать пять ваш рекорд побьют?

- Наверное. Качество коньков и льда постоянно растет. Наверное, додумаются и до какого-нибудь специального ветра в залах, помогающего конькобежцам. Посмотрим. Точно могу сказать только то, что через 25 лет я уже не буду бежать на уровне мирового рекорда. (Смеется.)

КОШМАРНЫЕ ФИНТИФЛЮШКИ

-Когда надеваете беговой костюм перед стартом, смотритесь в зеркало?

- Никогда.

-Неужели вам все равно, как вы выглядите?

- Конечно нет, как и для любой женщины. Просто комбинезон не подчеркивает выигрышные качества моей фигуры, скорее наоборот. Но мы вынуждены его надевать, это наша рабочая спецовка. Кстати, считаю, что цвета у сборной Германии очень толковые в плане чего-нибудь заретушировать. А вот у кого были совершенно ужасные костюмы в Турине, так это у российских мужчин. Красное, белое, цветочки какие-то, финтифлюшки... Нет, мужчинам такое не к лицу. Хотя в тот момент, когда они бегут, им все равно, как они выглядят, по себе знаю.

-Макияж перед забегом у конькобежек принято делать?

- Вообще-то да. Ваша Лобышева всегда этим выделяется: и ресницы подкрасит, и брови подведет. Это типично для России, кстати. Но мне не кажется, что тут нужно голову ломать. Перед забегом можно сконцентрироваться и на более важных вещах.

-Может, потому и бегаете быстрее Лобышевой, что так думаете?

- Нет, быстрее-то как раз Лобышева, потому что она спринтер.

-Говорят, в детстве вы занимались фигурным катанием. Могли бы сейчас продемонстрировать на льду пару акселей и тулупов?

- С детства не пыталась, если честно. У меня не очень хорошо получались все эти прыжки и пируэты, особенно если надо было высоко ноги задирать.

-С Катариной Витт знакомы?

- О, она великолепная, всегда ею восхищалась. Когда-то мы тренировались на одной ледовой площадке в Берлине. Сейчас, знаю, она работает над своим очередным шоу. Хотя фигура у нее, как я заметила, уже не та, что раньше (смеется). Но все равно она очень симпатичная!

-В России зимой любят кататься на коньках по естественному льду на водоемах. А здесь как?

- У нас не Сибирь, и лед на озере бывает далеко не каждую зиму. Но если такое случается, достаю свои хоккейные коньки и клюшку.

-Как вы сказали?

- Играю в хоккей, говорю. Хобби у меня такое. Не скажу, что много забиваю, но в целом мне нравится.

-Как вам новый каток в Крылатском?

- Красивый, светлый, вместительный, с хорошим льдом. Единственное, что не нравится, - долго добираться туда из гостиницы. Минимум 45 минут, а иногда и больше.

-Что вы думаете о российских коньках? Почему у нас стало меньше успехов?

- Коханец мне рассказывал, что он выполнил все отборочные нормативы, а русская федерация почему-то не разрешила ему участвовать в Кубке мира. Он все не мог понять: как же так? У вас, похоже, делают ставку на молодежь, которая, хоть и бежит на 10 секунд медленнее Юрия, все равно получает шанс. По-моему, это нечестно. А вообще в Германии за мной и Фризингер тоже большой пробел. Когда уйдем, медалей у Германии поубавится. Почему? Жизнь изменилась, система подготовки, другие интересы у молодежи теперь. Раньше, в ГДР, у нас не было столько соблазнов, как у них. И организация была куда более четкой.

-Но у тех же канадцев дела идут получше. Почему?

- Там форсируют подготовку к Ванкуверу-2010. У канадцев только это в голове. И средства они вкладывают огромные в коньки, и гонорары платят высокие. А после Олимпиады, не исключено, и у них дела пойдут на убыль. А может, и не пойдут.

ПРИВЕТ ОТ Гойко МИТИЧА

-Вы вспоминаете ГДР и ту систему подготовки с явной симпатией, не так ли?

- Я ходила в спортшколу, где тренер решал: сегодня тренировка тяжелая - значит, учебы должно быть поменьше, а завтра экзамен - следовательно, спорта можно немного поубавить. Все было дозировано, продумано и заточено под результат. Да, это была жесткая жизнь, но наверх ведет только такая. А сегодня молодежь говорит: тут болит, там болит, оставьте в покое, дайте свободы и так далее. Если я видела, что меня кто-то обгонял, на следующий день из кожи лезла, чтобы снова быть первой. Кого сейчас это интересует? Те, кто называет систему подготовки в ГДР ужасной, говорят так, потому что были вне ее. Как западные немцы, например. У меня же не было проблем. Мы учились целым конькобежным классом, все делали вместе, соревновались, тянулись друг за другом. Что тут ужасного? Вот то, что мой отец сейчас безработный, - это ужасно.

-У него совсем нет работы?

- Он открывает и закрывает двери в магазине одежды на Александерплатц. А по профессии - столяр.

-Много слухов ходило и насчет спортивной медицины, фармакологии в ГДР.

- Насчет слухов не знаю, но об этом действительно очень много думали тогда. Если человек хотел чего-то добиться, он должен быть здоровым и сильным. В ГДР это понимали и вели специальные программы, ориентированные на здоровье спортсменов и обычных людей. А сейчас на это как-то не очень обращают внимания, что в спорте, что в жизни.

- Германская Демократическая Республика всегда ассоциировалась в Советском Союзе с продукцией киностудии "Дефа" и невероятным Гойко Митичем, заслуженным семинолом, сиу и апачем всех стран Варшавского договора. Мы тут недавно увидели его в рекламе. Он до сих пор снимается?

- Я с Митичем встречалась на вручении каких-то призов в Берлине и даже сфотографировалась с ним. Поседел дядечка, но все равно неплохо выглядит. Фильмы его, конечно, смотрела в детстве, а вот что он рекламирует, сказать не могу. Как только начинается эта тоска по телевизору, сразу переключаю канал. К сожалению, часто и на других программах тоже идет реклама.

-Расскажите о своей семье.

- Мама помимо русского языка занималась когда-то балетом и гандболом. Папа был военным, он отдал 12 лет конному спорту и самую малость не дотянул до участия в Олимпиаде. Три сестры - Беттина, Сабина и Даниэль - тоже к спорту неравнодушны. Детей у меня нет. Мужа зовут Маркус Буклич. Я не стала брать его фамилию.

-Он югослав, как Гойко Митич?

- Нет, там далекие корни. Мы женаты с 1998 года. Муж немного занимался борьбой, играл в футбол. Но после объединения Германии занялся страховым бизнесом.

-А вы к футболу как относитесь?

- Обожаю. Во вторник вот не отрываясь смотрела игру "Милан" - "Бавария". А во время чемпионата мира была на нескольких матчах, в том числе на игре Германия - Аргентина и на финале. Болела за французов.

-Считается, что немцы всегда симпатизируют итальянцам.

- Какие симпатии! После того как они не пустили наших в финал, я полгода пиццу не ела!

-Не завидуете популярности и заработкам футболистов?

- Пожалуй, есть немного. Но только зависть ни при чем, это просто нечестно. Им говорят: надо тренироваться два раза в день. А они отвечают - не хотим. Я же просто обязана иметь две тренировки, иначе на льду у меня не будет никаких шансов!

-Говорят, вы чертовски любите машины?

- Это правда. Перепробовала уже весь немецкий автопром, сейчас у меня роман с "кадиллаком" от спонсора, настоящим красотулей. Люблю скорость, мой рекорд - 263 километра в час. Был установлен на пятисотом "мерседесе" по дороге в Гамбург. Страшно? Нет, не было.

-А зачем вы соревновались на коньках с "ауди" и мотоциклом?

- Вы знаете? Действительно, имела место такая рекламная акция, "Ауди" как раз у меня спонсором был. Бежали 1000 метров. Точнее, я бежала, а машина ехала по льду. Она выиграла ну прямо совсем чуть-чуть! И то за счет фальстарта, я думаю. А за руль мотоцикла сел один известный комик. Мы стартовали на "пятисотке", причем я ехала спиной вперед. И все равно сделала его прилично!

-Быть может, тяжелый для вас вопрос. Сколько лет вы еще собираетесь выступать?

- Ничего тяжелого. В следующем году в Берлине пройдет чемпионат мира по многоборью. Планирую выступить на нем, а там посмотрим. Сегодня я принимаю решение на ближайший год, максимум два. Возможно, дотяну до Ванкувера. А может, и не дотяну. Самое главное для меня - здоровье, если оно позволит, буду бегать. Потому что удовольствие от всей этой кутерьмы получаю до сих пор - если попадаю в первую пятерку. А если не попадаю, мне это резко перестает нравиться!