Газета Спорт-Экспресс № 38 (4318) от 20 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

20 февраля 2007

20 февраля 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Как известно, сегодня начинается визит Оценочной комиссии Международного олимпийского комитета в Сочи. На Черноморское побережье Кавказа 13 членов комиссии прибыли из корейского Пьонгчанга, где одновременно с ними побывал и олимпийский обозреватель "СЭ".

ПОЧЕМУ ПЬОНГЧАНГ?

Три с половиной дня автор этих строк провел в Пьонгчанге и полдня в Сеуле. Так какие же впечатления оставила поездка в Корею? Что запомнилось и каковы достоинства и недостатки "корейской заявки"?

Об официальном мнении Оценочной комиссии вы узнаете в конце этого материала. Прежде хочу рассказать о том, что видел своими глазами. И сразу ради объективности отмечу: все мероприятия были четко спланированы и безупречно проведены, а радушие организаторов ко всем, включая журналистов, было поистине безграничным.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЬОНГЧАНГ

Можно исхитриться и найти на карте небольшой город под названием Пьонгчанг. Но учтите: хоть он и расположен в относительной близости от тех мест, где предполагается проводить олимпийские соревнования, но не имеет к ним ровно никакого отношения.

Интересующий нас Пьонгчанг - это, выражаясь привычной терминологией, административный район площадью 1463 км 2 с населением 45 тысяч жителей. Он входит в состав провинции Кангвон, которая на севере граничит с КНДР, а на востоке омывается водами моря, называемого в Корее Восточным, а в остальном мире Японским. Население всей провинции - около двух миллионов человек, и она считается одним из наименее экономически развитых регионов страны. Именно поэтому задачу получить право на проведение зимних Игр 2014 года относят здесь к числу стратегических, и на ее реализацию брошены крупные силы.

Знакомство с проектом "Мечта Пьонгчанга" началось с поездки по ряду объектов, где предполагается проводить соревнования на снегу. Ровно в 9.00 утра в минувший четверг от отеля в курортном местечке Йонг Пьонг отъехали четыре автобуса. В первом - члены Оценочной комиссии, во втором - местные организаторы, в третьем - корейские журналисты, в четвертом - зарубежная пресса. Мы взяли курс на Йунгбонг, где, по замыслу инициаторов заявки, должны проходить соревнования по скоростному спуску, супергиганту и комбинации.

Проехав минут пятьдесят, автобусы вдруг остановились. Оказалось, нам хотят показать, как идет строительство нового шоссе, которое к 2011 году должно сократить время в пути почти на треть. Но в ходе дискуссии выяснилось, что шоссе пройдет в нескольких сотнях метров от спортивных объектов. Как преодолеть это расстояние, никто в итоге объяснить не смог.

Сам же пик Йунгбонг ваш корреспондент, отнюдь не крупный специалист в природоведении, все же отнес бы скорее к категории высокой сопки, чем к горе. В любом случае это единственное место во всей округе, где теоретически можно проложить трассу для скоростного спуска. Пока же там нет вообще ничего. Правда, на больших экранах с помощью компьютерной графики показывали виртуальные подъемники, трибуны, заполненные зрителями, всевозможные административные здания. И лишь выстрел ракетницы откуда-то из хвойного леса помог представить, где будет расположен финиш трассы.

Потом все поехали в Бокванг Феникс Парк - туда, где должны пройти соревнования по фристайлу и некоторым номерам программы сноубординга. После чего мы вернулись на курорт Йонг Пьонг. Тут должны пройти соревнования по техническим видам горнолыжного спорта и параллельный слалом на сноубордах. Оба места на редкость живописны, достаточно освоены, но, конечно, чтобы проводить там олимпийские старты, сделать надо еще очень многое.

Затем нас повезли туда, где должен быть построен своего рода центр Игр. Речь об амбициозном проекте стоимостью 1,2 млрд. долларов США по строительству комплекса под названием "Альпенсиа". Благодаря все той же компьютерной графике мы увидели отели для членов МОК и других руководителей мирового спорта, Олимпийскую деревню, пресс-деревню, главный пресс-центр и главный телецентр, санно-бобслейную трассу и комплекс трамплинов, у подножия которых вырастет стадион на 60 тысяч мест, где предполагается провести церемонии открытия и закрытия Игр.

Закончилась экскурсия посещением стадионов для лыжных гонок и биатлона, расположенных рядом с будущей "Альпенсией". Там уже ведутся земляные работы и даже существует бетонный каркас трибун. В 2009 году здесь должен пройти чемпионат мира по биатлону.

Признаюсь, переезжая с одного объекта на другой, при всей их относительной близости друг от друга, я никак не мог сложить целостного представления об олимпийском проекте. И дело было не в том, что слишком многое существовало лишь виртуально. Сомнений в том, что задуманное может быть построено, не возникало. Но было что-то в общей концепции, что никак не укладывалось у меня в голове. Что именно, я понял на следующий день.

ГОСТЕПРИИМНЫЙ КАНГНУН

На следующий день, в пятницу, нас повезли в Кангнун, приморский город с населением 200 тысяч человек, расположенный в 37 км от Пьонгчанга. Здесь должны пройти все соревнования на льду - по хоккею, фигурному катанию, конькам, керлингу и шорт-треку. Здесь же планируется построить еще одну Олимпийскую и еще одну пресс-деревню.

Нас подняли на крышу 20-этажного дома, и мы стали свидетелями незабываемого зрелища. Внизу, на бейсбольном поле, проходила церемония, символизировавшая единство корейского народа, северной и южной частей Корейского полуострова. В небе шесть боевых самолетов исполняли фигуры высшего пилотажа. И, главное, все улицы были заполнены людьми, которые радостно приветствовали гостей и скандировали: "Yes, PyeongChang!"

Сверху был виден и футбольный стадион на 30 000 мест, и единственный существующий на сегодняшний день олимпийский объект - крытый ледовый дворец, где должны состязаться мастера керлинга. Рядом с ними появятся Hasla Icе Hockey Arena (разумеется, для хоккея) и Sunrise Gymnasium для фигурного катания. Вместе с Олимпийской деревней эти арены должны составить Городской спортивный комплекс.

После осмотра земляных участков, предназначенных для будущего олимпийского строительства, мы сделали остановку на набережной. В море проходил праздничный парад маломерных судов, и выглядело это очень красиво. Затем была устроена традиционная чайная церемония.

Но почему же центром Игр выбран виртуальный Пьонгчанг, а не реально существующий Кангнун? Будь наоборот, все, на мой взгляд, в заявке было бы куда более логично. Тем более что и Пьонгчанг, и Кангнун расположены в одной и той же провинции Кангвон.

Ваш корреспондент попытался найти ответ у сотрудников Заявочного комитета. Оказывается, первоначально заявка имела двойное название, но МОК велел сделать выбор. Который пал на Пьонгчанг.

С моей же точки зрения, существуют по меньшей мере три причины, по которым центром Игр должен был бы стать Кангнун. Во-первых, не очень представляю, как поздно вечером, по окончании соревнований по фигурному катанию или хоккею, журналисты будут ездить в главный пресс-центр, до которого почти 40 км, чтобы передать свои репортажи. А для телевизионщиков это, наверное, составит еще большие трудности, чем для пишущей прессы.

Во-вторых, в городе куда проще провести церемонии открытия и закрытия. Как корейские организаторы смогут организовать доставку к подножию трамплинов 60 тысяч человек (это больше, чем все население района Пьонгчанг!), лично для меня загадка. Ко всему прочему не секрет, что для проезда некоторых категорий высокопоставленных гостей придется перекрывать единственную дорогу. Плюс непредсказуемая горная погода.

И, наконец, рискну предположить, что членам МОК, их гостям и сопровождающим лицам было бы комфортнее в городе, нежели на ограниченном пространстве "Альпенсии". Даже с учетом максимального комфорта, который там обещают создать. К слову, во время обратного рейса из Сеула в Москву я увидел в самолете брошюру под названием "Это Сочи". И узнал из нее, что только за четыре дня февраля - с 20-го по 23-е - там выступят такие звезды, как Денис Мацуев, Юрий Башмет, Анастасия Волочкова, пройдет несколько концертных программ, состоится масса других культурных мероприятий. Ничего подобного в "Альпенсии" и ее окрестностях организовать, это очевидно, нельзя.

Я поделился своими соображениями с рядом зарубежных коллег, и, честно говоря, они со мной согласились.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Задача этого материала - рассказать о том, что предлагает корейский кандидат. В то же время я отнюдь не собираюсь анализировать шансы Пьонгчанга.

Но вот вам дополнительная информация к размышлению. Корея проводит по-хорошему агрессивную и координированную политику в спорте. Через процесс подготовки и проведения крупных международных соревнований в стране решается задача социально-экономического развития регионов. Только за последние десять лет в разных городах Кореи прошли летняя и зимняя универсиады, летние и зимние Азиатские игры, чемпионат мира по футболу, масса других турниров. Сейчас помимо зимних Игр 2014 года Корея претендует на проведение чемпионата мира по легкой атлетике 2011 года и Азиатских игр 2014 года. Понятное дело, с каждой заявочной кампанией нарабатываются определенные связи и опыт.

К тому же, напомню, Пьонгчанг уже претендовал на зимние Игры 2010 года. Именно его многие эксперты считали тогда фаворитом гонки. И на сессии МОК 2003 года в Праге корейцам не хватило лишь чуть-чуть. В первом раунде голосования для победы нужно было набрать 54 голоса. Так вот Пьонгчанг получил 51, Ванкувер - 40, а Зальцбург - 16. Все решили голоса Зальцбурга, который выбыл из игры: во втором раунде Ванкувер выиграл - 56:53.

С тех пор, надо отметить, утекло много воды. На этот раз Пьонгчанг, отмечу, уже не относят к главным фаворитам. И во многом в этом виновата сама Южная Корея, которая теперь вместо трех членов МОК имеет лишь одного. Сначала за финансовые злоупотребления был осужден вице-президент МОК Ким Ун Йонг, который в 80-е годы прошлого века открыл олимпийскому движению Корею и Корее - олимпийское движение. Потом аналогичная история случилась с президентом Международной федерации дзюдо Парк Юн Суном. Накануне приезда Оценочной комиссии он, правда, был помилован президентом страны и уже направил письмо в МОК с просьбой восстановить его членство, но что было, то было. Фактически лоббировать интересы страны внутри МОК может лишь президент "Самсунга" Ли Кун Хе.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Пресс-конференция председателя Оценочной комиссии, вице-президента МОК Чихару Игайа и генерального директора МОК по Олимпийским играм Жильбера Фелли прошла в субботу в сеульском отеле Shilla. Как правило, такие пресс-конференции носят формальный характер, никаких сенсационных заявлений на них не делается. Так было и на сей раз. Разве что г-н Игайа откровенно сказал, что к сильным сторонам Пьонгчанга он отнес бы отменное представление заявки, поддержку ее на всех уровнях власти и радушие, проявленное местным населением, а к слабым - недостаточное развитие в Корее ряда зимних видов спорта.

Что-то скажет г-н Игайа об олимпийской заявке Сочи?

Александр РАТНЕР