Газета Спорт-Экспресс № 282 (4261) от 7 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

8 декабря 2006

8 декабря 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - DEEP FRITZ

МАШИНА ЧЕЛОВЕКА ОБЫГРАЛА, НО НЕ ПРЕВЗОШЛА

Во вторник чемпион мира проиграл 6-ю, заключительную партию. Итоговый счет матча - 4:2 в пользу Машины.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бонна

ИГРА ВА-БАНК В ЦЕЙТНОТЕ

В последней партии у Владимира Крамника была возможность еще раз сыграть черными защиту Петрова, сделать ничью и закончить матч со счетом "минус один", который, если учесть проигрыш во 2-й партии из-за нелепого зевка, можно было бы считать почетным для Человека. Но чемпион мира решил рискнуть и выбрал для решающей битвы острую сицилианскую защиту - дебют № 1 в поединках шахматистов-людей.

Забегая несколько вперед, замечу, что это прекрасное начало, столь любимое игроками остроатакующего стиля, ни разу не применялось Владимиром не только в данном матче, но и в его 60 подготовительных к схватке с Машиной партиях, в которых он неизменно брал себе черные фигуры.

Странно, не правда ли? Ведь программа, которая была установлена на компьютере Крамника, не могла сообщить своему участвовавшему в матче клону, что Человек "сицилианку" не трогал. Компьютеры многое умеют, но шпионить пока не научились.

Может, проявил беспечность Человек, которому так свойственно ошибаться?

Вот что сказал по этому поводу сам Крамник:

- Я вообще-то не намечал играть "сицилианку", однако в русской партии победить, прямо скажем, непросто. Надо было предпринимать что-то экстренное. Пришлось за один день готовить дебют, которым сыграны десятки тысяч партий. Сыграл как мог, что успел подготовить. Пошел ва-банк. А что делать? Я не видел особой разницы в том, с каким счетом проигрывать - 3,5:2,5 или 4:2. Сегодня у меня была пара моментов, когда я мог упростить позицию и, скорее всего, добиться ничьей, но я этого не хотел.

Итак, Крамник решил рискнуть. Но Машина, как оказалось, только этого и ждала. По словам главного аналитика Chess Base Маттиаса Вюлленвебера, при подготовке программисты учли все особенности стиля своего могучего оппонента и подготовили для него "маленький подарочек" - новинку страшной разрушительной силы.

Внешне затея белых, которые на 9 - 11-м ходах перетащили по полям e1-e3-g3 свою боевую гаубицу на позицию против королевской крепости, выглядела настолько наивно, что вызвала в рядах живых гроссмейстеров и мастеров различного рода шуточки-прибауточки. Дескать, наш железный стратег, недолго думая, решил сразу поставить "детский мат" чемпиону мира.

Взгляните на эту картинку, читатель, которую международный мастер Геннадий Нессис из Санкт-Петербурга, тренер чемпиона мира ФИДЕ-1999 Александра Халифмана и многих других известных гроссмейстеров, назвал образцом "наивного искусства". Есть такое направление, особенно популярное именно в городе на Неве.

Но шутки шутками, а позиция пренеприятная для Человека. Он решил дать бой Машине, она же этим наглым переводом ладьи как бы прислала ему эсэмэску: "Слушай, чемпион среди двуногих! Ты вообще-то, как я вижу из своей кладовки, неплохой парень. Поэтому выброси из головы свою глупую мыслишку о том, что можешь одолеть меня. Давай, делай ничью - я предоставлю тебе такую возможность. А будешь упорствовать, пеняй на себя!"

Человек поглядел на выставленную Машиной мортиру, прочел эсэмэску и решил поупорствовать. Вот как он прокомментировал шедевр наивного искусства "Глубокого Фрица":

- Компьютер не ошибся с этой неприятной ладьей на g3... Надо постоянно учитывать какие-то угрозы со стороны белых моему королю. Думаю, в компании Chess Base это специально подготовили для человека. Если бы с этим компьютером играл другой компьютер, ему не составило бы никакого труда контролировать всю доску: ферзевый фланг, где развивались главные события, и свой королевский фланг, на котором белые грозили развить атаку. А вот Человеку очень непросто в такой ситуации: игра идет на ферзевом фланге, но все время какие-то угрозы на королевском. Я потратил довольно много времени, чтобы контролировать всю доску и в какой-то момент мне его не хватило, я пропустил удар е4-е5, после которого партию черным, наверное, уже не спасти...

Атаку-то Машины Человек отбил, но Машина знала, что не обязательно надо ставить ему мат. Это, конечно, было бы красиво - соорудить еще один мат наивному существу, которое, обхватив голову руками, пыталось играть на выигрыш там, где ему лучше было бы сделать ничью с позиции превосходства своего мозга над электронным устройством. Человек не захотел - и поплатился за это. Машина, перелопатив пару-тройку миллионов вариантов, уничтожила пешку "а" черных на ферзевом фланге, перегруппировала там свои силы и повела ладейную пешку, перед которой уже не было никаких препятствий, в ферзи. И когда этот пехотинец "а", примкнув штык, сделал два шага вперед, чтобы еще через несколько ходов получить повышение по службе, чемпион мира признал свое поражение.

Вот так Машина выиграла у Человека партию и матч.

Но побежден ли Человек?

БЕГ НАПЕРЕГОНКИ С АВТОМОБИЛЕМ

Беседую с Игорем Ботвинником, международным арбитром, тренером высшей квалификации. Племянник 6-го чемпиона мира Михаила Ботвинника был многолетним помощником своего великого дяди и в школе Ботвинника - Каспарова, и в том, что было целью всей жизни патриарха советских шахмат - в разработке компьютерной программы, которая бы играла, как человек.

- Когда Михаил Моисеевич умер, "Нью-Йорк таймс" назвала его в своей статье "компьютерным теоретиком", - говорит Игорь Ботвинник. - У него была идея передать машине алгоритм мышления шахматного мастера. Идея справедливая: компьютер, снабженный такой программой, не считал бы все подряд. Он бы выбирал такой же путь, какой выбирает человек. К сожалению, жизни Михаила Моисеевича не хватило для решения этой проблемы. Вспоминаю, как однажды мы смотрели какую-то партию, в которой гроссмейстер зевнул компьютеру мат в два хода. Михаил Моисеевич спросил меня: "Этот человек действительно гроссмейстер?" - "Да, он гроссмейстер". - "Странно. Когда у меня была третья категория, мы фигур не зевали".

-Чем отличаются нынешние компьютерные программы от той, которую пытался создать ваш дядя?

- Сейчас компьютеры просто считают все подряд, в какой-то момент обрывают вариант и выбирают лучшую математическую оценку. Их сила в том, что они считают со страшной скоростью и очень далеко. Человек не в состоянии соревноваться с ними в этом.

-Михаил Ботвинник предвидел такое развитие событий?

- Он еще много лет назад говорил, что игра человека и компьютера идет не на равных, так как быстродействие и объем памяти у них несопоставимы. Конечно, если бы у него в распоряжении был компьютер с таким быстродействием, как сейчас, программа была бы завершена еще при жизни дяди. Что было бы гораздо полезнее для человечества, потому что это и был бы искусственный интеллект. То, что демонстрируют сегодняшние программы, Ботвинник называл "работоспособным идиотизмом". Говоря о времени, когда машины начнут обыгрывать людей, Ботвинник всегда приводил такой пример: "Автомобиль опережает бегуна, не говоря уж о самолете, однако человек не перестает бегать, соревноваться с другим человеком". С ним спорили: "Но ведь если машина обыграет человека, это будет унижением человеческого разума!" Ботвинник на это отвечал: "Ничего подобного! Машину создал человек, и поэтому она является торжеством человеческой мысли".

Итак, время, когда компьютер обыгрывает шахматного супергроссмейстера, наступило. Но это не означает унижения Человека. Напротив, это означает торжество его разума. Означает ли это конец соперничества между сильнейшими компьютерными программами и шахматными профессионалами? Крамник считает, что несколько лет у людей еще есть. Но если посмотреть правде в глаза, если вспомнить, чем закончился матч игрока первой мировой десятки Майкла Адамса с "Гидрой", чем завершаются встречи сильнейших игроков в ежегодных матчах в Бильбао "Люди против Машин", чем завершилось недавнее соревнование молодого и очень сильного бакинского гроссмейстера Теймура Раджабова с компьютерной программой "Джуниор", то надо сказать открыто и громко: "Время, когда человек мог обыгрывать компьютеры, снабженные шахматными программами, осталось позади".

Означает ли это конец шахмат? Вопрос настолько дурацкий, что отвечать на него нет необходимости. Но все же, предвидя всплески человеческих эмоций, скажу пару слов на эту тему.

Прелесть шахмат для человека никогда не померкнет. От того, что существует идеальная компьютерная графика, для нас не станут менее прекрасны полотна гениев эпохи Возрождения и импрессионистов. Художники не перестанут писать из-за того, что новейшая цифровая техника способна передать все оттенки предзакатного неба...

С особой силой я почувствовал верность аксиомы "Жизнь коротка, а искусство вечно", когда посетил проходившую рядом с залом, где играли Крамник и "Дип Фриц", выставку картин из собраний нью-йоркского музея Гуггенхайма. Нескончаемая вереница поклонников живописи со всех концов Европы текла в залы Государственного музея Германии...

Шахматы - это, конечно, спорт. Но это и высокое искусство, трогающее сердца людей. Захватывающая игра, которая изобретена им на радость. И оттого, что бездушный автомат побеждает в них человека, шахматы не потеряют для нас прелести. Люди будут играть в них всегда.

Правильно говорил Ботвинник, чемпион мира и компьютерный теоретик: люди не перестанут состязаться в беге между собой, потому что автомобиль передвигается быстрее.

А компьютеры? Будут ли они продолжать совершенствоваться, если цель - обыграть человека - уже достигнута?

Вот что мне сказал по поводу победы Deep Fritz над чемпионом мира Владимиром Крамником уже упоминавшийся Маттиас Вюлленвебер:

- Этот матч сыграл очень большую роль в популяризации шахмат в Германии и во всем мире. Он вызвал огромный резонанс в средствах массовой информации. Официальный сайт матча посетили миллионы человек. Для нас очень важно, что программа "Фриц" стала лучше известна в Европе и в мире. Одной из целей было увеличить объемы ее продажи. Речь не только о шахматных профессионалах, но и о многочисленных любителях игры. Мы хотели создать программу, которая бы помогла людям учиться, совершенствоваться. У нас были проблемы, и этот матч помог их решить - например, лучше понять метод игры в эндшпиле "конь против слона". Программа может понятным для человека языком комментировать шахматные партии. В этом ее цель. Матч с чемпионом мира - это лишь средство популяризации, не более того. С самого начала было понятно, что человек не является фаворитом в игре против компьютера, но Владимир Крамник боролся очень хорошо. На уровне Deep Fritz.

Поговорил я и с чемпионом мира. Беседа с Владимиром Крамником будет опубликована в одном из ближайших номеров.

Шестая партия

DEEP FRITZ - Владимир КРАМНИК (2750)

Диаграмму партии смотрите в формате PDF