Газета Спорт-Экспресс № 167 (3845) от 26 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

26 июля 2005

26 июля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

Олег РОМАНЦЕВ: "НИКОГДА НЕ ЗАРЕКАЙСЯ"

Олег Романцев, который ушел в отставку из московского "Динамо" 16 мая, дал первое с тех пор интервью - корреспонденту "СЭ" Александру Львову.

Романцев дома. Отдыхает. Отпустил небольшую бороду. Поменял номер мобильника, известный теперь только самым близким. Сидит в своей квартире на Остоженке, много читает, не пропускает ни одной футбольной телетрансляции. Два-три раза в неделю ездит на Варшавку, на стадион "Труд", к своему старому другу Назару Петросяну погонять мяч. Иногда выбирается с Юрием Васильковым под Калугу порыбачить. Такая вот неспешная, нетренерская жизнь.

За шесть лет нашей совместной работы в "Спартаке", в сборной и в "Динамо" таким спокойным, размеренным я его никогда не видел. И говорит он каким-то равнодушным голосом, в котором нет-нет да проскальзывают нотки усталости, чего за ним прежде не замечалось. Так обычно ведут себя люди, в чем-то неожиданно разочаровавшиеся. Но и затворником, отшельником он мне не показался. Все-таки это Романцев, который никогда и ни при каких обстоятельствах не привык проигрывать. Чему всю свою тренерскую жизнь старался учить и других.

- Не устали отдыхать-то, Олег Иванович? - интересуюсь у хозяина, любезно протягивающего мне чашку своего любимого зеленого чая.

- Представьте, нет, - затягивается сигаретой Романцев. - Все-таки почти двадцать три года без отпуска.

-А как же законный - кзотовский в декабре?

- Декабрь у тренера, если хотите знать, самый сумасшедший месяц. Нужно план предсезонной подготовки доверстать, со сборами окончательно определиться, с игроками разобраться - с кем расставаться, кого приглашать. Словом, голова постоянно делами забита. Какой здесь отпуск! Вот сейчас можно спокойно расслабиться, ни о чем не думать.

-Так уж и ни о чем. А о будущей работе? Или вы решили с тренерством завязать?

- Не дождутся. Но все конкретные предложения начну рассматривать не раньше первого декабря.

-Стало быть, сейчас никаких переговоров не ведете. А как же слухи, что вы в Саудовскую Аравию по этому поводу летали?

- Вы же сами сказали, что это слухи. Тогда зачем же их обсуждать? Вот предложения, скрывать не буду, поступают. Причем весьма интересные.

-Откуда?

- Отовсюду. За годы работы в "Спартаке" и в сборной успел познакомиться со многими уважаемыми, интересными в футбольном мире людьми. Сейчас вот они звонят, интересуются моими планами, предлагают работу.

-В Европе?

- В том числе. Но пока более конкретно речь идет о Китае, Корее, Японии.

-Помнится, уже был момент, когда вы хотели попробовать себя за границей.

- Было дело. В начале девяностых меня пригласили на переговоры в Ла-Корунью. "Депортиво" в тот момент из второго дивизиона в высший перебрался. И президент клуба очень хотел, чтобы именно я продолжил в нем работу. Признаюсь, мне тогда все понравилось - сердечный прием, роскошный контракт, симпатичная команда.

-Что же не остались, незнание языка смущало?

- Не в этом дело - язык потихоньку выучил бы. Просто с каждым днем пребывания в Испании все больше и больше тянуло в Тарасовку. К тому же чувствовал, что как тренер не все еще сумел сделать в российском футболе. Словом, к концу второй недели сказал себе - все. Извинился перед гостеприимными испанцами и пулей понесся домой.

-Вы вообще-то человек домашний, не так ли?

- Скорее да. Люблю привычное окружение, знакомую обстановку, чтобы ничто не отвлекало, не раздражало. Я в Тарасовке, на базе, в своей старой комнате мог с закрытыми глазами любую вещь отыскать. И это рождало ощущение уверенности, покоя, сознание того, что ты у себя дома. Да и общаться стараюсь по возможности с теми, кого хорошо знаю.

-Это чувствуется. Придя в "Динамо", вы говорили, что решились на этот шаг еще и потому, что там трудились те, кого уже хорошо знали по прежней совместной работе. Насколько это было в тот момент важно?

- Выбор помощников для главного тренера - момент чрезвычайно ответственный. Извините за сравнение, но он сродни тому, как подбираешь напарников, с которыми предстоит идти в разведку. Поэтому всегда старался, чтобы меня окружали надежные, проверенные люди, которые бы относились к делу так же, как и я. В "Динамо" такими людьми были Заварзин, Васильков, Коля Ларин, Львов. С Андреем Кобелевым тоже знаком давно...

-На этот раз ни в ком не ошиблись?

- Можно сказать, почти.

-На новое место работы тоже отправитесь с теми, кого уже успели хорошо узнать?

- Обязательно. Это станет одним из условий при подписании будущего контракта.

-Исходя из чего сделаете окончательный выбор? Географическое расположение страны сыграет какую-то роль?

- Незначительную. И только в той степени, какого уровня в ней футбол. Гораздо важнее для меня другое - какие задачи поставят передо мной новые хозяева, насколько реально их будет осуществить и, самое главное, будет ли предоставлена мне полная самостоятельность. Больше на роль спасателя не соглашусь. Не хочу повторения динамовской истории.

Окончание - стр. 9