Газета Спорт-Экспресс № 37 (3715) от 18 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 февраля 2005

19 февраля 2005 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Локаут

БОЛЬШОЙ ОБМАН

КАК ИГРОКИ НХЛ ОТДАЛИ $ 1 100 000 000 И ВЗАМЕН НИЧЕГО НЕ ПРИОБРЕЛИ

Игорь ЛАРИН

Итак, пятимесячная эпопея под названием "локаут в НХЛ" завершена. В среду в 21.03 по московскому времени комиссар лиги Гэри Бэттмен сообщил, что сезона в НХЛ не будет. То есть до 15 сентября - даты открытия следующего чемпионата - эта лига исчезла с хоккейной карты планеты.

Теперь, когда Бэттмен и его визави лидер профсоюза Боб Гуденау не угрожают нам "очередной внеочередной" встречей, самое время подвести итоги локаута, попытаться выявить правых и виноватых, оценить влияние заокеанских событий на мировой хоккей.

МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ?

На мой взгляд, главным итогом локаута стало саморазоблачение Национальной хоккейной лиги.

То, что в НХЛ, мягко говоря, не все в порядке, стало ясно еще прошедшим летом, когда сама лига опубликовала шокирующие данные о своих убытках. По информации Бэттмена, за 10 лет действия предыдущего коллективного соглашения между лигой и профсоюзом игроков хозяева клубов понесли убытки на сумму более миллиарда долларов. А если говорить о двух последних сезонах, то потери составили 497 миллионов долларов. Но самая говорящая цифра была даже другой: на зарплаты игроков у лиги уходило около 75 процентов ее доходов.

Цифру "75" нельзя назвать даже критической. Она - убийственная! Любой мало-мальски разбирающийся в своем деле менеджер скажет, что проблемы у его компании начнутся уже тогда, когда на оклады служащих станет уходить 50 процентов доходов. А НХЛ превысила критический рубеж в полтора раза...

Вот почему обе стороны были обречены на длительный локаут и отмену сезона. Вот почему Бэттмен, за спиной которого маячил накопленный хозяевами 350-миллионный страховой фонд, вел себя столь жестко и агрессивно. Вот почему Гуденау, тешивший свой профсоюз лишь скромными 10-тысячными стипендиями для игроков, со всеми своими инициативами был обречен.

Напрашивается вопрос: а не оказалась ли НХЛ, которую называли мощнейшей хоккейной индустрией в мире, мыльным пузырем?

Многочисленные скептики, уверен, именно так и скажут. Впрочем, скептикам всегда легче. Ведь в принципе мыльным пузырем и средством для отмывания денег можно назвать любую лигу мира, любое соревнование, для проведения которого привлекаются большие деньги. (Что, видимо, характерно прежде всего для России.)

Лично я при всем своем скептицизме назвать НХЛ мыльным пузырем не могу. Не собираюсь уподобляться марксистам-ленинцам, которые едва ли не половину прошлого века называли свое учение верным и чистым, а его воплощение - неудачным и преступным. И все же, полагаю, нынешний кризис за океаном порожден не объективными причинами, связанными с проблемами в североамериканской экономике, а субъективными. О последних поговорим подробнее.

ОШИБКА КОМИССАРА

Главная фигура локаута - безусловно, Гэри Бэттмен. Менеджер, в 1993 году пришедший к власти в НХЛ из НБА, стал пятым комиссаром в 87-летней истории лиги. И, похоже, самым непрофессиональным.

Первым неудачным шагом Бэттмена стало, как известно, подписание после локаута-94 десятилетнего коллективного соглашения. О том, к каким результатам оно привело, сказано выше. Впрочем, возможно, даже не этот договор - основная ошибка Бэттмена. За время своего правления он осуществил ряд других сомнительных реформ.

Это - экспансия НХЛ в такие нехоккейные регионы, как Северная Каролина, Аризона, Джорджия, Теннесси. Это - абсурдная калифорнийская политика, когда на небольшом пространстве и на не самой хоккейной территории под названием штат Калифорния были размещены три команды - "Анахайм", "Лос-Анджелес" и "Сан-Хосе". Это - неуважительное отношение к стране - родоначальнице хоккея Канаде, у которой отняли две команды - "Квебек" и "Виннипег".

Кроме того, хоккейной Северной Америкой Бэттмен всегда воспринимался как инородное тело. Не секрет, что с ледовой игрой комиссар никогда не был связан. Отсюда и синтетические изменения в правилах, пролоббированные Бэттменом. Многие канадцы смеялись, когда лига пыталась упразднить драки и одновременно развязывала руки мелким грубиянам. Когда лига жестко карала силовую борьбу, но не обращала внимания на любителей помахать клюшкой.

Понятно, что реформы в правилах, затеянные Бэттменом, были вызваны его телевизионными планами. Комиссар хотел продвинуть НХЛ на экраны американского ТВ - а для этого нужно было лишить заокеанский хоккей его кровожадного облика. Не получилось: американцы в ледовую игру так и не влюбились. Что уж тут говорить, если более 90 процентов янки даже не знали, что в НХЛ локаут!

НИЩИЕ МИЛЛИОНЕРЫ

Впрочем, главный проигравший - не Бэттмен. Комиссар ведь срежиссировал трудовой конфликт в точном соответствии с указаниями нанявших его на этот пост хозяев клубов, а также юридической фирмы, просчитавшей все плюсы и минусы отмены сезона.

Очевидно, что больше всех пострадал профсоюз в лице 770 хоккеистов, в него входивших. Вот цифры. Из-за отмены чемпионата игроки, в прошлом году зарабатывавшие в среднем 1,7 - 1,8 миллиона, лишились одного миллиарда ста миллионов долларов! И это только прямые убытки. Есть и косвенные - например, в виде недополученных рекламных денег.

Многие хоккеисты рассчитывали, что североамериканские потери они смогут компенсировать, выступая в европейских чемпионатах. И ошиблись. В Европе сегодня почти 400 мастеров из НХЛ. Но серьезные деньги зарабатывают лишь два десятка хоккеистов, выступающих в России. А в остальных странах Старого Света даже контракты на сумму 200 - 300 тысяч долларов в год являются очень большими. Плюс в Западной Европе налоги почти такие же высокие, как в Северной Америке, Россия же с ее 13-процентным налогом - опять исключение.

Игроки - особенно североамериканские - чувствуют себя жертвами большого обмана. Они понимают, что, даже если летом или осенью подпишут новое коллективное соглашение, оно станет не таким выгодным, каким могло быть в случае, если бы локаут вчера завершился. А потому нетрудно предположить, что Гуденау, не очень удачливый выразитель их интересов, обречен.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Каким будет дальнейшее развитие событий? Здесь давать какие-то прогнозы крайне сложно. Вряд ли кто-то удивится, если Бэттмен с Гуденау, вопреки всем их заявлениям, завтра вновь встретятся, начнут переговоры - и сезон спасут! Однако возможен и вариант, при котором пропадет не только чемпионат нынешний, но и следующий.

Итак, хоккейная Северная Америка в трауре, а хоккейная Россия в предвкушении большого праздника. А может, как скажут скептики, большого мирового локаута?