Газета Спорт-Экспресс № 16 (3694) от 25 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

25 января 2005

25 января 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

Владимир РОМАНОВ: "ХАРТС" ДОЛЖЕН СТАТЬ СИЛЬНЕЕ "СЕЛТИКА" И "РЕЙНДЖЕРС"

Окончание. Начало - стр. 1

СТОЛИЧНОМУ КЛУБУ НЕ ПРИСТАЛО БЫТЬ ДАЖЕ НА ВТОРОМ МЕСТЕ

-Почему вы решили вложить деньги именно в шотландский клуб?

- Так исторически сложилось, что мой "Каунас" не раз встречался в еврокубках с ведущими клубами из этой страны - и с "Рейнджерс", и с "Селтиком". Очень впечатлил культ футбола в Шотландии, и в то же время стало очевидно, что за спиной у двух главных команд - пропасть: недаром в ходу дискуссии о том, что клубам-лидерам для роста необходимо перебраться в чемпионат Англии. Я, в свою очередь, давно раздумывал над вариантами расширения своего футбольного бизнеса. Занимаюсь им уже второй десяток лет, но когда, по сути, нет зрителей, нет и серьезной перспективы. В Литве дело, увы, обстоит именно так. В Шотландии же есть почва, которую попросту нужно "удобрить" солидными вложениями. Это и стало главной причиной моего решения. Ну а вхождение Литвы в Евросоюз значительно облегчило задачу.

-Планов приобрести команду с вашей исторической родины - России - нет?

- Пока предложений на этот счет не было. Но исключать такой поворот событий я бы не стал.

-Правда ли, что помимо "Хартс" вы рассматривали варианты с еще тремя шотландскими клубами - "Данди", "Данди Юнайтед" и "Данфермлайн"?

- Да, кроме "Данфермлайна". Там вопрос о покупке не стоял. Что же касается двух других клубов, то в итоге я решил, что в столичном клубе перспектив куда больше. Для сравнения представьте, какого международного размаха своего бизнеса можно добиться, работая в Москве, и какого - допустим, в Новосибирске. Конечно, в Шотландии не столь велика разница в уровне жизни между столицей и провинцией, как в России, но, по моим ощущениям, Эдинбург все равно более удачное место приложения сил, чем Данди. Тем более что в нем нет достойного клуба - а значит, и за болельщиков бороться ни с кем не надо. Сравните эту ситуацию с Лондоном или даже тем же Глазго! А древний и очень красивый Эдинбург, город со своим неповторимым духом и особенными людьми, поверьте, и в футболе заслуживает лучшей доли.

-Каким вы видите "Хартс" через несколько лет под вашим началом?

- Столичному клубу не пристало быть даже на втором месте.

НА СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ - В ПИЛОТКАХ МОРФЛОТА

-Болельщики "Хартс" восприняли появление совладельца из Восточной Европы без вражды?

- Наоборот! Понимаете, не только в "Хартс" и в шотландском футболе, но и во всем бизнесе Шотландии, можно сказать, приветствуют тех, кто приедет и инвестирует деньги в их страну. И закон помогает бизнесу, и люди. Представляете - на собрание акционеров "Хартс", которых несколько сотен (акции продаются на фондовой бирже, и многие болельщики не упустили возможности их купить, чтобы как-то участвовать в жизни любимого клуба), большинство дружно пришло в пилотках морского флота! Каким-то образом люди узнали, что я многие годы служил на флоте, - и решили таким способом меня поддержать.

-Было против кого поддерживать?

- Еще как! Хоть я и много лет в бизнесе, наивно полагал, что покупка акций "Хартс" произойдет гораздо проще: сделаю финансово выгодное предложение - и оно будет автоматически принято. Но пришлось преодолевать невероятное количество интриг, в которых, если честно, я не до конца разобрался и по сей день. Пришлось обдумывать каждый свой шаг.

ОТМЕНИЛ СДЕЛКУ ПО ПРОДАЖЕ СТАДИОНА

-Какие первые шаги вы сделали в "Хартс"?

- Еще до моего прихода из-за долгов было принято решение о продаже 18-тысячного стадиона "Тайнкасл", на котором команда играла 118 лет. Покупателем должна была стать строительная фирма, которой также давалось право на застройку территории жилыми домами. "Хартс" бы в этом случае арендовал регбийный 60-тысячник "Мюррейфилд". Но была одна оговорка: до 31 января 2005 года клуб имел право договор о продаже стадиона разорвать. Около двух недель назад состоялось собрание акционеров, и я этим правом воспользовался. Мы остаемся на "Тайнкасле".

-Почему?

- Во-первых, на регбийном стадионе трибуны находятся на очень большом отдалении от поля. Во-вторых, пока еще не время переходить на столь большую арену - для этого надо как следует "раскрутить" клуб. Если на 60-тысячник будут приходить 15 тысяч, у игроков будет ощущение, что стадион пуст, а это неминуемо повлечет за собой снижение результатов. Пусть для столицы вместимость в 18 тысяч и мала, надо сначала добиться результата на поле и тем самым расширить армию болельщиков.

В-третьих, поклонники "Хартс" не хотят расставаться со стадионом, где уютно чувствуют себя уже больше сотни лет. Инициатор его продажи, медиа-холдинг SMG, владеющий 20 процентами акций клуба, не желал к этому прислушиваться. Может быть, потому что его офис расположен не в Эдинбурге, а в Глазго. Но моя точка зрения возобладала, и в шотландской прессе это расценили как очень правильный шаг и большую победу.

-А расширять "Тайнкасл" не планируете?

- У меня сложилось хорошее взаимопонимание с властями Эдинбурга, но существуют объективные трудности. На вместительный стадион нужен солидный земельный участок. А с 99-го года Шотландия заполучила свой парламент, и его многочисленный аппарат, естественно, обосновался в столице.

При этом город считается "антикварным", там запрещено строительство небоскребов, и создался дефицит земли. Процесс расширения стадиона это затрудняет.

РОЛЬ БЫШОВЦА БУДЕТ РАСТИ

-Какие суммы вы намереваетесь потратить на трансферы?

- Любые. С тем прицелом, чтобы клуб в ближайшие годы стал лучшим в Шотландии.

-"Хартс" нуждается в серьезном доукомплектовании?

- Разумеется. С нынешним составом, как говорится, далеко не уедешь. Но поскольку я не считаю себя специалистом в футболе, мне был нужен человек с именем, который смог бы объективно оценить возможности и перспективы игроков - и действующих, и тех, кого мы бы хотели приобрести. В лице Анатолия Бышовца я такого человека получил. Последнее слово в формировании состава, конечно, за главным тренером, но мнение Бышовца для меня чрезвычайно важно. И его роль будет расти.

-Российский специалист работает в контакте с Джоном Робертсоном?

- Да, у них нормальный контакт. По крайней мере никаких претензий со стороны Робертсона по поводу вмешательства в его дела я не слышал.

- 40-летний шотландский тренер возглавил "Хартс" уже после вашего прихода в клуб?

- Нет, меня, можно сказать, поставили перед фактом. Случилась непредвиденная ситуация - бывшего главного тренера Крейга Левейна, на которого я рассчитывал, пригласили в "Лестер", который борется за возвращение в английскую премьер-лигу и он принял приглашение. Это лишний раз показывает, какой непростой путь нам предстоит пройти до всеобщего признания. Левейн рекомендовал на свое место Робертсона, которого и назначило правление "Хартс". Он - легенда клуба и города, лучший бомбардир за всю его историю, который совсем недавно закончил карьеру, но уже имеет пожизненную VIP-ложу на "Тайнкасле". Его авторитет в Эдинбурге огромен, и я надеюсь, что в роли тренера он его подтвердит.

-Допускаете, что однажды Бышовец возглавит "Хартс"?

- Пока он такого желания не высказывал. Кроме того, надеюсь, что Робертсон справится со своими обязанностями и необходимости менять главного тренера не возникнет.

-Пару месяцев назад говорили, что Бышовец вот-вот будет объявлен спортивным директором "Хартс".

- Я бы обозначил его функции более широко: шотландским клубом они не ограничиваются. Бышовец - ключевая фигура в формировании общей системы подготовки игроков, которая будет существовать на базе "Хартс", и в "Каунасе", дошедшем до полуфинала Кубка Содружества и возглавляемом Вальдасом Иванаускасом и минским МТЗ-РИПО, куда с недавних пор главным тренером пришел из БАТЭ ведущий белорусский специалист Юрий Пунтус. Когда есть три клуба, легче обкатывать игроков, постепенно готовить их к качественному скачку, смотреть, как они ведут себя в различной обстановке. Идей на этот счет у нас много. Есть и первые ласточки: двое литовских футболистов, выросшие из штанишек "Каунаса", только что перебрались в "Хартс".

-С Бышовцем у вас подписан официальный контракт?

- Пока работаем на доверии и понимаем друг друга. Надеюсь, будем понимать и в дальнейшем.

ОТЕЦ БРАЛ БЕРЛИН, МАТЬ ПЕРЕЖИЛА БЛОКАДУ

-Интервью будет явно неполным, если читатели "СЭ" не узнают подробностей биографии главного акционера "Хартс".

- Отец прошел всю Великую Отечественную, брал Берлин, мать пережила войну в родном блокадном Ленинграде. Меня она рожала у родственников в деревне Тверской области. Папа какое-то время служил в Восточной Германии, где в городе Витенберге, недалеко от Берлина, я и пошел в школу. А когда мне было девять лет, отец получил назначение в Каунас, где мы и остались жить после его демобилизации. Можно сказать, что поначалу я пошел по его стопам и попал на флот, где прослужил много лет. Но, представьте, еще в 16 лет почувствовал тягу к бизнесу, долго ждал своего часа - и ко второй половине 80-х, когда в СССР был издан закон об индивидуальной трудовой деятельности, подошел во всеоружии. Открыл кооператив, где реализовывал продукцию различных заводов, потом приватизировал предприятия, с которыми работал. И уже после развала Союза эти предприятия стали акционерами первого в Литве коммерческого банка, который сейчас и является главным моим бизнесом. Кроме того, есть у нас объекты и в России, и на Украине, и в Сербии - там, например, недавно купили алюминиевый завод.

-У вас только литовское гражданство?

- Да. Получил его после распада Союза без каких-либо трудностей. Рос я в Каунасе, где говорят по-литовски, поэтому с языком никаких проблем не было.

-Футболом профессионально не занимались?

- Нет, но любил его страшно. До сих пор с удовольствием вспоминаю сезон, в котором "Жальгирис" занял третье место в чемпионате Союза, и о разгроме "Спартака" - 5:2 - забыть не могу. А в литовский футбол пришел в начале 90-х. При одном заводе был клуб "Банга". После развала СССР большинство предприятий стали убыточными, тянуть бремя расходов на футбольный клуб не могли - потому меня и попросили помочь с финансированием. Сначала только выделял деньги, а потом заинтересовался, почему команда, у которой бюджет вдвое больше конкурентов, находится лишь на пятом месте. Начал вникать и увлекся. А когда "Каунас" стал регулярно выигрывать звание чемпиона Литвы, появилось желание идти дальше. В "Хартсе" я и собираюсь это желание реализовать.

Игорь РАБИНЕР