Газета Спорт-Экспресс № 4 (3682) от 11 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

12 января 2005

12 января 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

РОССИЯ МОЛОДАЯ

"СЭ" продолжает серию публикаций о молодых футболистах, которые со временем могут стать кандидатами в сборную России. Сегодня - рассказ о 22-летнем защитнике "Ростова".

Антон РОГОЧИЙ

У НАС БЫЛА ПОТРЯСАЮЩАЯ МОЛОДЕЖКА

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ПЕРЕВЕРНУЛО ЖИЗНЬ

-Сезон начался для "Ростова" со смены тренера. Как команда восприняла уход Сергея Балахнина и появление Геннадия Степушкина?

- Получилось довольно неожиданно: на каникулы нас отпустил один тренер, а встретил после них другой. Но в жизни случаются такие повороты. Доказывать свою состоятельность нужно при любом тренере.

-Со Степушкиным вам ведь довелось вместе поиграть?

- Да. Два матча в 1999 году в Кубке Интертото плюс на сборах. А в следующем сезоне в первом матче в Воронеже с "Факелом" Степушкин получил тяжелую травму, из-за которой ему пришлось завершить карьеру игрока. Я же вместо него вышел на поле, так что своего рода эстафета получилась. Геннадий Николаевич сильно в защите играл. До сих пор, когда он иногда выходит в "квадрат", тяжело приходится.

-Чего ждете от предстоящего сезона?

- Сложно сказать, пока не определен состав. Пришел новый тренер - значит, будут какие-то изменения.

-Готовы сыграть предрекаемую вам тренерами роль лидера "Ростова"?

- Мне кажется, пока говорить об этом рано. Сейчас все равны. Никто не может даже сказать, что ему гарантировано место в составе, не то что лидерство в команде. Но по ходу чемпионата лидеры обязательно выдвинутся - может быть, и из числа новичков.

-Тем не менее, по данным тестов, именно вы сейчас один из лучших в команде.

- Во время отпуска ходил в тренажерный зал и трижды в неделю играл в футбол в зале. Видимо, из-за этого сейчас мои показатели выше, чем у других. Я ведь всего на неделю из Ростова уезжал: большего домашние заботы не позволили. Семья теперь для меня на первом месте. После рождения ребенка я понял, что ради этого и стоит жить. Конечно, стало и труднее. К счастью, супруга с пониманием относится к тому, какая у меня работа, к тому, что профессиональный футболист нередко приходит домой измочаленным.

СКВОЗЬ СИТО

-А как вы попали в профессиональный футбол?

- Жил недалеко от стадиона СКА, а потому записался в школу армейского клуба. Через несколько лет меня взяли в училище олимпийского резерва - знаменитый ростовский спортинтернат. А в начале одиннадцатого класса попал в дубль "Ростсельмаша".

-Кто-то из тех, с кем играли в интернате, попал в большой футбол?

- Илья Калашников. Он, правда, гораздо дольше меня играл за дубль, но всегда там выделялся и в прошедшем сезоне стал-таки игроком основного состава.

-А как вам удалось преодолеть дистанцию от дубля до основного состава всего за год?

- Повезло. Меня довольно быстро перевели тренироваться с основным составом, и я впервые сыграл за него в 17 лет. А на следующий год уже провел 20 матчей в чемпионате. Тренерское доверие - очень важная вещь для футболиста.

-Кто впервые пригласил вас в юношескую сборную страны?

- Александр Пискарев. На просмотр в юношескую сборную вызывают всех перспективных игроков, устраивают своеобразное сито. Конкурс был довольно жестким, но, видимо, я приглянулся тренеру. За все следующие годы пропустил всего один сбор "своей" сборной, которая стала затем молодежной.

-Где приходилось труднее - в клубе или в сборной?

- Пожалуй, в клубе. Другой уровень, игра мужиков. Но и в юношеской команде у нас были турниры очень серьезного уровня - во Франции, Италии. К тому же от игры за сборную любого уровня, когда ты защищаешь честь своей страны, совсем другие ощущения.

ПРОКЛЯТОЕ НЕВЕЗЕНИЕ

-Вы ведь довольно рано попали в молодежную сборную?

- Да, Валерий Газзаев пригласил многих ребят, которые были на три года моложе возрастного предела. У нас тогда сложилась потрясающая сборная: Измайлов, Кержаков, братья Березуцкие, Бобер. Сейчас начинаю жалеть, что мы тогда ничего не выиграли. Но у нас было жуткое какое-то невезение. И в отборочном цикле к чемпионату Европы 2002 года не хватило чуть-чуть для выхода из группы. И в следующем, олимпийском, цикле, уже при Андрее Чернышове, случилось то же самое. Очень обидно, что та команда 1982 года рождения ничего не добилась. Но матчи за нее все равно вспоминаю с удовольствием. Жаль, больше никогда не сыграем тем составом.

-Почему же? Многие из той команды уже играют за национальную сборную - регулярно или периодически.

- Конечно, если человек играл за молодежную команду - значит, у него есть талант. Но дальше все зависит от него самого, от его работы. Очень многие, блеснув в молодости, потом загубили себя. И наоборот, с возрастом, бывает, раскрываются игроки, которые были совсем незаметными в юные годы.

-С партнерами по молодежке общаетесь?

- Перезваниваюсь почти со всеми. Более основательно пообщаться удается редко. Встречаемся разве что на разминках перед матчами наших клубов, но там всего несколько минут можно общению уделить. Надеюсь, повидаемся когда-нибудь в первой сборной.

ШАНСЫ ЕЩЕ ЕСТЬ

-Вас уже дважды в первую сборную вызывали. Почему дебют в главной команде России пока так и не состоялся?

- На сборе перед отборочной игрой ЧЕ-2004 с Грузией, куда меня вызвал Газзаев, было 24 или 25 человек. В заявку на матч, куда вписывают 18, я не попал. Впрочем, Валерий Георгиевич сразу сказал: вызов этот в основном ознакомительный, чтобы почувствовать обстановку, влиться в коллектив. Так и получилось: несколько дней в компании лучших игроков страны - большая школа для еще совсем молодого парня.

А зимой прошлого года меня вызвал в поездку по Японии уже Георгий Ярцев. Но за два дня до отъезда в Москву я получил травму, причем довольно серьезную, на сборе клуба. В сборную все же приехал, но врачи сказали, что лучше не рисковать. Вечером уехал обратно.

-С Ярцевым успели поговорить?

- Да, побеседовали. Он сказал, чтобы я не расстраивался, что будет следить за моими выступлениями в клубе, что все зависит от меня самого.

-Как вам линия защиты сборной со стороны?

- В ней появилось много молодых, которые доказали, что могут действовать вполне надежно. Думаю, игра к сборной придет. В этом отборочном цикле не все еще потеряно.

-Кого считаете своими конкурентами в борьбе за место в сборной?

- Я туда еще не попал. Попаду - буду думать о конкурентах. А вообще, круг кандидатов довольно широк, так что выделить кого-то сложно. Один может сверкнуть, другой, наоборот, сдать.

-Кто из ваших партнеров по обороне больше всего помог вам в профессиональном росте?

- Многие. В каждой команде были игроки, у которых я чему-то учился. В последнее время больше всего, пожалуй, взял у Бута.

НРАВЯТСЯ МНОГИЕ. КУМИРОВ НЕТ

-У вас есть идеал защитника?

- Мне нравится игра многих, но сказать, что есть какой-то кумир, не могу. У каждого свои достоинства и недостатки.

-Вы предпочитаете зонную или персональную защиту?

- Зонная сейчас преобладает: и у нас в клубе, и в сборной. Но доведись играть персонально, больших проблем, полагаю, не испытал бы.

-К вам проявляют интерес другие клубы?

- Насколько я знаю, предложения периодически бывают. Но у меня действует контракт с "Ростовом". Через год он закончится. Может быть, мне предложат новый. Если нет, буду думать, что делать дальше.

-Что считаете своим главным достижением на настоящий момент?

- То, что удалось рано заиграть и в клубе, и в сборных. Еще, конечно, выход "Ростова" в финал Кубка России. Но, надеюсь, главные достижения у меня еще впереди.

Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО

Ростов-на-Дону