Газета Спорт-Экспресс № 197 (3575) от 30 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

31 августа 2004

31 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

БРАТ УСТУПИЛ ДОРОГУ. И БАТИРОВ НЕ ПОДВЕЛ

Игорь РАБИНЕР

из Апо Liossia Olympic Hall

ЗА СЕБЯ И ЗА РОДНЫХ

...Американец в финальной схватке не просто побежден - раздавлен, выпотрошен. Дважды его швырнули на ковер через себя красивейшим приемом, который когда-то был фирменным знаком Александра Карелина, - "обратным поясом". Еще четырежды он пал жертвой других приемов. Итоговый счет - 9:1. Судья, взяв борцов за руки, тянет вверх ладонь паренька с волевым лицом в синем трико.

В этот момент на ковер вопреки всяким регламентам прорывается человек. Без всяких церемоний сгребает в охапку олимпийского чемпиона, еще не успевшего пожать руку сопернику, и выносит его с поля боя. Официальные лица пытаются ему помешать. Где там!

Попробуйте помешать, если этот ликующий человек - отец победителя. Его сын, 21-летний Мавлет Батиров, только что принес России первое золото в вольной борьбе. Сбылась мечта, которую он, отец, пронес через всю свою жизнь. И делиться своим ребенком в такую минуту с кем бы то ни было глава дагестанского семейства посчитал несправедливым.

- Не сдержался отец, выбежал, - улыбается Батиров. - Он очень мечтал об этом золоте. С самого моего детства. Да если бы не он, ни до какой Олимпиады я бы, возможно, и не добрался.

А дома, в Хасавюрте, за Мавлета радуется родной брат, 19-летний Адам. Он тоже борец-вольник, причем в той же весовой категории до 55 кг. На чемпионате России, определявшем, кто поедет в Афины, они оба (!) дошли до финала. И на решающую схватку со старшим братом младший не вышел. Таково было решение семейного совета.

- Собрались втроем - отец и мы двое, - рассказал мне Батиров. - Отец сказал, что у меня больше опыта и для Олимпиады созрел именно я. Адам согласился - он ведь из крупных международных турниров только в чемпионате Европы участвовал, где стал вторым, и время у него еще есть. Если мы будем продолжать выступать в одном весе и такая же ситуация сложится перед Пекином, настанет моя очередь уступить. Брат не завидовал - наоборот, переживал и помогал чем мог. В полуфинале я встречался с Амираном Картановым из Греции, против которого брат боролся в полуфинале чемпионата Европы. Так вот он позвонил и подсказал ряд очень важных деталей.

А перед финалом Адам по телефону сказал мне: "Надо выигрывать, потому что на следующую Олимпиаду поеду я". Однако надеюсь, что в Китае мы все же будем вместе - и, как братья Белоглазовы, оба станем олимпийскими чемпионами.

Двоюродный брат Батирова по материнской линии - здесь, в Афинах. И тоже на ковре. А зовут его Мурад Умаханов. Да-да, олимпийский чемпион Сиднея!

- Когда-то я брал пример именно с него. Смотрел по телевизору, как ему вручают золотую медаль, и мечтал, чтобы когда-нибудь такая же была и у меня.

В Афинах у Умаханова, увы, не пошло - только десятое место. Батиров считает, что кузен, три года после Австралии фактически не боровшийся, переборщил с отдыхом, так и не смог до конца восстановить навыки четырехлетней давности. Поэтому и сам долго отдыхать сейчас не собирается. Но в любом случае в субботу он мстил за двоюродного брата. И за партнеров по команде, земляков-дагестанцев Сажида Сажидова и Махача Муртазалиева, которые ограничились бронзой. Перед финалом они сказали Мавлету: "Поборись там и за нас тоже".

НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА, АМЕРИКА!

Добавляла злости и личная жажда реванша.

- С этим же Стивеном Абасом я встречался в прошлом году на чемпионате мира в Нью-Йорке. Было это в первой же квалификационной схватке, и судьи не дали мне нормально бороться. Да и настроился я не так, как надо было.

Но запомнил все его движения и сказал про себя: "Ну ничего, Олимпиада не в Америке, там судить будут по-другому. Встречу там - и накажу". Для меня это было большим стимулом - не просто выиграть, а доказать, что сильнее. Ну и Америку эту я не очень люблю...

Встретил. Наказал. Доказал. Но это на словах так легко. Ведь, во-первых, на Батирова как золотого медалиста никто особо не рассчитывал - максимальными его успехами прежде были победа в Красноярске на крупном Турнире имени Ивана Ярыгина да бронза на первенстве Европы. "То, что я не был фаворитом, мне помогло, - считает Мавлет. - Сам-то себя считал лучшим, но кроме меня об этом не знал никто". Во-вторых, до Абаса ему пришлось пройти крутейших соперников, речь о которых позже. А в-третьих, самым страшным кругом ада для спортсмена стала сгонка веса. Кость-то у него широкая - парень мужает и 55 кг уже объективно не весит.

- Ох, бороться намного легче, чем вес сгонять, - вздыхает Батиров. - За неделю семь-восемь килограммов убрал! Вы не представляете, какой это тяжелый труд. Ночами не спишь, все сохнет - и руки, и ноги. Воды в организме не хватает. Когда голодный и вдобавок не можешь заснуть - состояние такое, что хоть вешайся. Врагу не пожелаешь.

- И что же вы могли съесть в течение дня?

- Две-три ложки черной икры, которую отец взял из Дагестана, кусок хлеба и чай. Все. Очень тяжело. Боялся, что плохо восстановлюсь к схваткам. Но у нас в сборной оказались очень хорошие врачи, которые умеют приводить в порядок без помощи допинга. Капельницы, глюкоза... К Олимпиаде вопреки опасениям я подошел в хорошей форме.

- В следующую весовую категорию будете переходить?

- Это единственное, что радует. Наверное, больше не придется вес сгонять.

- А брат останется в этой категории?

- Тоже посмотрим. Он ростом выше меня и продолжает расти. Так что, может быть, я перейду на одну категорию, а он через какое-то время - сразу на две.

"Единственное, что радует", - вдумайтесь, эту фразу о смене весовой категории сказал человек, полчаса назад ставший олимпийским чемпионом. И сделайте вывод, через что парню в это жуткое "сгоночное" время пришлось пройти.

ПРОТИВ ЧЕМПИОНА МИРА

И вот сгонка наконец завершена. Сейчас выяснится, было ли ради чего мучиться.

С первым соперником проблем не было - экзотический афганец Рахмати был размазан Батировым по ковру с редчайшим счетом 20:0. Зато следующим вышел действующий чемпион мира Дилшод Мансуров из Узбекистана.

- Когда в прошлом году на чемпионате мира в Нью-Йорке я проиграл в первой же схватке Абасу, мне стыдно было домой возвращаться, - говорит Батиров. - Сгоряча даже думал: на кой черт мне эта борьба сдалась? Но потом успокоился, посмотрел все схватки и увидел, как Мансуров становится чемпионом. А я его на крупном турнире как-то обыграл. Тогда и подумал: если он может стать чемпионом мира, то я-то чем хуже?

С Мансуровым ему пришлось очень тяжело. До пятой минуты схватки узбек даже вел 1:0. Но наш борец сравнял счет, а на последней минуте провел прием, который принес ему заветные баллы, - 3:1.

- Это была самая тяжелая схватка на турнире, - говорит Батиров. - Когда я взял у него три балла, то выложился до конца, чтобы удержать преимущество. За эти шесть минут очень сильно устал - как никогда. Но выиграл.

Час от часу не легче - следующим оппонентом Мавлета стал пятикратный чемпион Европы украинец Александр Захарук. Здесь потребовался овертайм, и, чтобы сломить сопротивление именитого борца, Батиров затратил больше восьми минут. Зато после этого сам черт был ему уже не страшен. "Когда обыграл таких борцов, посчитал, что уступать в финале - стыдно", - говорит он.

Но до того еще был полуфинал против нашего бывшего соотечественника, а ныне грека, бронзового призера Сиднея Амирана Картанова. Тот прославился тем, что в 2001-м был приговорен афинским судом к пяти месяцам заключения за поддельные документы, по которым в свое время иммигрировал в Грецию. Дело против него, что характерно, еще в 98-м начал другой греческий борец, Петрос Галактопулос. Но завистнику не удалось главное - греческое гражданство у Картанова отбирать не стали. Видимо, в признание сиднейских заслуг. На человека с таким "послужным списком" домашняя Олимпиада накладывала особые обязательства.

Вот только Батиров об этом как-то не задумывался - и не оставил судьям возможностей для выбора. При помощи брата он подготовился к схватке так, что закончилась она со счетом 7:1.

К финалу против Абаса ему помогал подойти во всеоружии великий Анатолий Белоглазов, который входит в штаб сборной. Дело в том, что его столь же великий брат Сергей тренирует сборную США, а потому недостатка в ценных советах у дагестанца быть не могло. Да и сам он, как видим, не промах. И даже увлечение бразильской борьбой "капоэйра", объединяющей в себе бойцовские элементы и... танцевальное искусство, 26-летнему американцу помочь не могло. Батиров был на голову сильнее.

- Знал, что Абас, как и другие американские борцы, хорошо проходит в ноги. Подготовился к этому, а в виде противоядия специально задумал "обратку". Знал, что она пройдет. Так и получилось.

НИ КАПЛИ СПИРТНОГО

Отец Мавлета - состоятельный человек, директор мебельного магазина. Вопреки стереотипу о спортсменах из бедных семей, стремящихся выбиться в люди, Батиров никогда не знал особой нужды. И с семи лет думал только о борьбе - благо в Дагестане созданы для этого отличные условия.

- Мы всегда хорошо жили, - говорит Мавлет. - Сейчас у нас свой дом, нет никаких проблем. Мама - домохозяйка, как и две старшие сестры, вышедшие замуж. Но воспитывал нас отец очень строго, следил, чтобы все мысли были только о борьбе, чтобы мы не распускались.

- И как же он вас наказывал?

- Если узнавал, что я или брат пропустили тренировку, запросто мог врезать ремнем по заднице. Сейчас, конечно, этого нет, но когда мы провинимся - такое может сказать, что долго будет обидно. Поэтому-то после чемпионата мира я и боялся показаться на глаза родным.

- На что потратите 100 тысяч долларов призовых - а может, и больше?

- Никогда об этом не думал. Конечно, приятно, что сам заработал деньги, они никогда не помешают. Но от голода мы никогда не умирали, а потому я думал не об этих призовых, а только о том, чтобы сбылась мечта отца и моя собственная - выиграть Олимпийские игры. Есть у меня надежда, что сейчас, когда мечта сбылась, отец не будет контролировать каждый мой шаг.

- Бокал вина выпьете за победу?

- По религии запрещено. Я человек верующий, а ислам употреблять спиртное не позволяет. Не делал этого ни разу в жизни. И не сделаю сейчас, потому что Всевышний помог мне одержать эту победу. И я не должен его прогневать.

- Обзаводиться собственной семьей не собираетесь?

- Пока девушки у меня нет. Когда можно было на кого-то глаз положить, если все мысли были только об Олимпиаде? Но скоро, думаю, появится.

Как объясняет Мавлет, его имя в переводе означает праздник. Не какой-то конкретный, а вообще. Случилось какое-то приятное событие - делают мавлет, восхваляют Аллаха. "Сейчас вот я победил, это и есть мавлет", - поясняет Батиров.

Но улыбается при всей своей общительности все равно мало. Строгое воспитание не позволяет ему выплескивать эмоции наружу. В отличие от счастливого отца.

Апо Liossia Olympic Hall. 28 августа. Весовая категория до 55 кг. 1/2 финала. БАТИРОВ - Амиран Картанов (Греция) - 7:1. Стивен Абас (США) - Шихара Танабе (Япония) - 3:0.

За 3-е место. Танабе - Картанов - 7:0.

Финал. БАТИРОВ - Абас - 9:1.

До 66 кг. 1/2 финала. Эльбрус Тедеев (Украина) - Леонид Спиридонов (Казахстан) - 4:2. Джамиль Келли (США) - МУРТАЗАЛИЕВ - 3:1.

За 3-е место. МУРТАЗАЛИЕВ - Спиридонов - 2:1.

Финал. Тедеев - Келли - 5:1.

До 84 кг. 1/2 финала. Каэль Сандерсон (США) - Йоэль Ромеро (Куба) - 3:2. Мун Эй Дже (Корея) - САЖИДОВ - 10:2.

За 3-е место. САЖИДОВ - Ромеро - 5:3.

Финал. Сандерсон - Мун Эй Дже - 3:1.

До 120 кг. За 5-е место. Алексис Родригес (Куба) - КУРАМАГОМЕДОВ - отказ из-за травмы.

1/2 финала. Таймазов - Айдын Полатчи (Турция) - 3:0. Алиреза Резаи (Иран) - Марид Муталимов (Казахстан) - 4:1.

За 3-е место. Полатчи - Муталимов - 3:1.

Финал. Таймазов - Резаи - туше.

29 августа. 1/4 финала. До 74 кг. САЙТИЕВ - Мурад Гайдаров (Белоруссия) - 3:2.

До 96 кг. ГАЦАЛОВ - Александр Шемаров (Белоруссия) - 3:0.

До 60 кг. 1/2 финала. Яндро Кинтана (Куба) - Василий Федоришин (Белоруссия) - 3:1. Масуд Джокар (Иран) - Кендзи Инуе (Япония) - 5:4.

За 3-е место. Инуе - Федоришин - 6:5.

Финал. Кинтана - Джокар - 4:0.

До 74 кг. 1/2 финала. Геннадий Лалиев (Казахстан) - Иван Фундора (Куба) - 5:4. Б. САЙТИЕВ - Кристиан Бжозовски (Польша) - 8:0.

За 3-е место. Фундора - Бжозовски - 3:1.

Финал. САЙТИЕВ - Лалиев - 7:0.

До 96 кг. 1/2 финала. X. ГАЦАЛОВ - Даниэль Кормьер (США) - 5:0. Магомед Ибрагимов (Узбекистан) - Алиреза Хейдари (Иран) - 6:4.

За 3-е место. Хейдари - Кормьер - 3:2.

Финал. ГАЦАЛОВ - Ибрагимов - 4:1.