Газета Спорт-Экспресс № 161 (3539) от 19 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

19 июля 2004

19 июля 2004 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

В Домбае прошли соревнования по каякингу - Adrenaline Race-2004

ЗРЕЛИЩЕ НА ПОРОГЕ "РАМШТАЙН"

Экстрим - как много в этом звуке для сердца русского слилось. А все почему? Да потому, что вся наша жизнь в России - сплошной и безостановочный экстрим!

... Группу журналистов, приземлившихся в аэропорту Минеральных Вод, встретил человек по имени Азамат, который и должен был доставить нас на место соревнований - в Домбай. Все мы жаждали приключений, которые ожидали нас в нескольких часах езды, а дождались их значительно раньше. "Газель", за рулем которой вытворял чудеса бесстрашный Азамат, с такой скоростью неслась по горному серпантину, лихо объезжая препятствия в виде коров, быков и прочей живности, что все мы грешным делом подумали о том, что настоящего, домбайского экстрима нам увидеть, увы, не суждено.

Как ни странно, доехали без приключений. Домбай - крошечный городок в Карачаево-Черкессии, окруженный со всех сторон горами, пики которых покрыты вечными снегами. Короче говоря, этакая российская версия швейцарского альпийского поселка.

Признайтесь, если вас разбудить посреди ночи, светя при этом фонариком в лицо, сможете ли вы ответить на вопрос, что такое каякинг. Вот и корреспондент "СЭ" еще несколько дней назад не мог. Теперь - может. Окрестили вашего корреспондента в каякеры, а заодно и в рафтеры. Но об этом позже. А пока мы с организатором нынешних "веселых" стартов да в придачу одним из лучших каякеров страны Константином Васиным, известным в узких каякерских кругах как Доктор, беседовали по душам.

Из разговора выяснилось, что, во-первых, каякинг - это экстремальный вариант гребного слалома, с 1972 года входящего в программу Олимпийских игр. Во-вторых, что примерно с начала 90-х годов прошлого века в России появились новые сверхпрочные и надежные полиэтиленовые лодки (раньше использовалась пластмасса), которые как будто созданы для "бурной" воды. Наконец, в-третьих, что в те же годы начала образовываться "каста" российских каякеров, которые стали осваивать эту дисциплину, придя из гребного слалома или катамарана.

- Каякинг - вид спорта невероятно зрелищный, - убеждал меня Васин. - Причем в последнее время все большее значение в нашем мире приобретает специализация. Если раньше, обладая определенными навыками, можно было успешно выступать во всех дисциплинах, то теперь это делать все сложнее и сложнее.

- Трасса в Домбае - то, что надо?

- Без вопросов. Мы здесь проводим соревнования третий год, нам помогают и стараются идти навстречу любым нашим пожеланиям.

- Уровень каякинга в России растет?

- Да, причем неплохими темпами. Когда мы проводили первый старт - это было скорее шоу, нежели серьезное соревнование. Мы откровенно валяли дурака как на земле, так и на воде, привлекая к себе внимание. Сейчас же все куда более профессионально. Серьезно увеличился призовой фонд, который мы намеренно "распыляем", чтобы дать заработать не только победителю.

- Насколько травмоопасен каякинг?

- Не сказал бы, что уж очень. Хотя повреждение можно получить на ровном месте - любое препятствие на пути спортсмена рождает риск перевернуться. В то же время от несчастного случая не застрахован никто.

- Спортсменов страхуют?

- Безусловно. Спасатели, рассредоточенные по всей дистанции, постоянно наготове. Кроме того, над отдельными участками реки развешаны веревки, за которые неудачливый спортсмен может ухватиться.

- Что берет верх в каякинге - опыт или молодость?

- И у того, и у другого есть свои плюсы и минусы. Многое решает, если так можно выразиться, чувство воды, то есть способность мгновенно оценить ситуацию, предугадать, как поведет себя река, и соответствующим образом на это среагировать.

...Каякерами в Домбае уже никого не удивишь. Полюбили они Домбай. А Домбай, в свою очередь, прикипел к каякерам. Такая вот у них взаимная любовь. Потому местные жители, издали завидев лодки и весла, многозначительно поднимают указательные пальцы и со знанием дела занимают наиболее выгодные позиции для наблюдения.

...Первая дисциплина Adrenaline Race-2004 - каяк-кросс по реке Аманауз. В каждом заезде - четыре человека. Задача проста и сложна одновременно: благополучно добраться до финиша и при этом не оказаться последним, что автоматически ведет к вылету из соревнований.

Спортсмены стартовали одновременно, спрыгивая в своих каяках на воду с высоты полутора метров, и тут же принимались яростно лопатить воду веслами - для того чтобы вырваться из стартовой мясорубки и лидером подойти к первому порогу. Однако приплыть к порогу первым - еще не значит первым из него выйти. Многим пришлось, выражаясь каякерской терминологией, "кильнуть", то есть перевернуться в лодке.

Глотнуть ледяной воды из горной реки - само по себе удовольствие сомнительное, да к тому же серьезная потеря времени. В этой ситуации, по признанию самих каякеров, очень важно не выпустить весло. В лучшем случае это сход с дистанции, а в худшем - можно серьезно навредить своему здоровью. Представьте себе автомобиль, несущийся по горной дороге, у которого разом отказали газ, тормоза и сцепление. В случае потери весла каякером подобные аналогии вполне уместны: река ошибок не прощает.

Второй, и финальный, день соревнований по каяк-кроссу оказался куда насыщеннее, хотя и скоротечнее. Сначала были проведены полуфинальные заезды, которые выявили сильнейших, отсеяли слабейших и образовали финальную четверку в составе Егора Похващева, Максима Ануфрикова, Сергея Ананьева и нашего доброго знакомого Доктора Васина. Интрига в финале сохранялась буквально до последних метров дистанции, и все-таки чуть расторопнее оказался 22-летний москвич Похващев.

А потом случился конфуз. Во всем виноваты треклятое журналистское любопытство и тяга к новым ощущениям. Надышавшись свежего горного воздуха и пропитавшись экстремальным духом с головы до пят, группа пишущей и снимающей братии вдруг решила, что сплавиться по горной реке так же просто, как шашлык скушать, и настояла на том, чтобы нас "прокатили" на рафте - прямоугольном надувном плоту. Закончилось это путешествие весьма плачевно - едва экипаж нашего "Титаника" сделал три мощных синхронных гребка, рафт налетел на камень, и команда в полном составе как горох посыпалась в реку.

Кому-то повезло больше, кому-то - меньше. Как назло, ваш корреспондент попал в компанию ко вторым: примерно полкилометра нас несло вниз по реке. К счастью, нашу экспедицию страховали двое спортсменов на каяках, и именно благодаря этому вы сейчас читаете эти строки: каякеры вытащили нас из пучины. В результате, не считая разбитых о подводные камни ног, обошлось без серьезных травм.

Разумеется, новость о наших похождениях моментально разлетелась по лагерю и вызвала, как мне показалось, сдержанную радость: мол, это вам не в блокноте строчить. Но по-настоящему радоваться каякерам было некогда: назавтра им предстояли соревнования в дисциплине куда более сложной, чем каяк-кросс, - экстремальном сплаве.

Наутро мы совершили марш-бросок на 50 километров к самой границе с Абхазией, к реке под названием Гоначхир. Любопытно, что название порогу на Гоначхире было дано сравнительно недавно - "Рамштайн". Действительно, глядя на такие сложнейшие пороги, никакая иная музыка, кроме зубодробительных мелодий всемирно известной немецкой группы, в голову не приходит. Количество участников соревнований по сравнению с предыдущими днями резко снизилось: некоторые приехали, посмотрели, взвесили все "за" и "против" - и благоразумно решили не рисковать, удовлетворившись ролью зрителей.

На этот раз на 400-метровую дистанцию каякеры выходили по одному. Непосредственно перед квалификацией всем было предложено сделать пробный заезд, однако воспользовались этим правом считаные единицы. Один из участников финала пожаловался, что лишний проезд - это, конечно же, возможность отрепетировать зачетную попытку, но очень уж тяжело дается каждый такой сплав, как в физическом, так и в психологическом плане.

В отличие от каяк-кросса в сплаве просто быстро проехать дистанцию - полдела. Надо еще постараться не заработать штрафных очков, ведь за каждый переворот лодки к итоговому времени добавлялось 10 секунд. В итоге преодолеть дистанцию без штрафа удалось немногим, а по итогам квалификации были отобраны пять финалистов.

Финал, который состоялся на следующий день, проводился немного ниже по течению и по сложности оставил далеко позади дистанцию квалификации. Как метко выразился один из финалистов: "Вчера это был все же "Скорпионc". Настоящий "Рамштайн" ждет сегодня".

Так как класс всех финалистов оказался достаточно высок, было понятно, что выиграет тот, кто пройдет дистанцию с меньшим количеством ошибок. Фортуна вновь улыбнулась Егору Похващеву - ему всего чуть-чуть удалось опередить Александра Селиверстова.

Вот и получилось, что на церемонии закрытия Adrenaline Race-2004 главным именинником был Похващев.

- Это самое серьезное достижение в вашей карьере? - поинтересовался корреспондент "СЭ" у триумфатора.

- Пожалуй, да. Совсем недавно на чемпионате Москвы в слаломе в командной гонке мы с товарищами вошли в тройку призеров. Однако сегодняшняя победа, конечно, перевешивает.

- Сколько лет вы занимаетесь каякингом?

- В простую байдарку меня посадили родители, когда мне было всего три года. Разумеется, на "гладкую" воду. А каякингом всерьез увлекся сравнительно недавно - в 2002-м. Технику и гребок ставил в турклубе, что при МГУ.

- Какая из двух дисциплин далась вам полегче?

- Сложный вопрос. С одной стороны, каяк-кросс для меня родная стихия, а вот сплав - дисциплина гораздо сложнее. К тому же ни перед квалификацией, ни перед финалом я не делал пробной попытки, что усложнило задачу. С другой - у меня почему-то была уверенность в том, что на сплаве смогу победить.

- Каким образом у московских каякеров построен тренировочный режим?

- Все просто - три занятия в неделю на реке Сходня. Вот только вода там "гладкая".

- А сколько стартов бывает в среднем за год?

- Цифра постоянно колеблется, но примерно десять. В принципе этого достаточно, чтобы постоянно держать себя в тонусе.

- Каякинг - довольно жесткий вид спорта. Или мне показалось?

- Особо жестким я его не назвал бы. Несмотря на то что на старте подчас случается настоящая рубка, повреждения у нас - редкость. Если у людей правильная техника гребка, то получить в пылу борьбы веслом в лоб нет почти никаких шансов.

- А существует ли у каякеров своя этика?

- Скорее общечеловеческая. Основанная на взаимном уважении.

Сергей БУТОВ

Домбай - Москва

P.S. Соревнования прошли при поддержке компании BAON. Энергетический спонсор - энергетический напиток Adrenaline Rush. Информационными партнерами соревнований были "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", телепрограмма "Точка отрыва" на телеканале "Спорт" (сюжет выйдет 22, 23 и 25 июля) и журнал Men's Health.