Газета Спорт-Экспресс № 154 (3532) от 10 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

10 июля 2004

10 июля 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

БРЕМЕНСКИЙ МУЗЫКАНТ

Об одном из героев недавнего Euro-2004 форварде сборной Греции Ангелосе Харистеасе рассказывает его друг и партнер по бременскому "Вердеру" украинец Виктор Скрипник

Ефим ШАИНСКИЙ

из Бремена

"ВЕРХОВЫХ ДЕЛ" МАСТЕР

В минувшем сезоне Ангелос Харистеас завоевал сразу три титула: в составе "Вердера" стал победителем первенства и обладателем Кубка Германии, а потом в сборной Греции выиграл чемпионат Европы, забив важнейшие голы испанцам, французам и, наконец, в финале португальцам. Но в бременском клубе своеобразный хет-трик не только на счету ставшего столь знаменитым после португальских баталий грека. Виктор Скрипник добыл в "Вердере" те же награды, что и Харистеас. А летом уже в качестве тренера юношеской команды клуба стал чемпионом северной Германии. Украинец живет в Бремене по соседству с греком, они друзья. Поэтому первые слова Виктора Скрипника, с которым мы решили поговорить о Харистеасе, несколько удивили:

- Даже после окончания чемпионата Европы нельзя сказать, что тренеры "Вердера", которые в последнем сезоне не всегда доверяли Хари место в основе, ошибались...

- "Вердер" же все равно сделал золотой дубль. Ангелос обычно выходил на замены в концовках матчей и всегда своевременно: хорошо выполнял свою работу и доказывал, что полезен для команды. А в Португалии показал, что может здорово играть и все 90 минут. Успех Хари на чемпионате Европы в первую очередь стал возможным благодаря доверию Рехагеля. Понятно, каждый спортсмен хочет, чтобы тренер в него верил. Но в футболе, увы, одновременно на поле могут выходить лишь 11 человек.

- Но в первом из двух сезонов, проведенных в Бремене, Харистеас постоянно попадал в стартовый состав...

- Его покупали, когда заканчивал играть Марко Боде. Наш тренер Томас Шааф всегда делает ставку на пару нападающих, в которой один хорошо бегает, а другой умело играет головой, сражается в единоборствах. Аилтон у нас был "бегунком", а Боде - "верховых дел" мастером, бойцом. Вместо последнего и взяли Харистеаса. В предыдущем, дебютном для Ангелоса, сезоне мы тоже, кстати, играли неплохо - закончили первый круг на третьем месте. Хари почти всегда выходил на поле в стартовом составе, забивал голы. В последнем же чемпионате из-за травмы колена он пропустил много матчей, а потом, когда здорово заиграл хорват Класнич, в основу влезть было уже трудно... Подобная ситуация, кстати, была и у меня.

- Класнич, которого в "Вердере" ставили вместо Харистеаса, в Португалии даже не выходил на поле...

- Думаю, не стоит проводить какие-то параллели - все-таки речь идет о разных сборных, о разных отношениях между людьми. Хорваты делали ставку на Пршо и Олича, которые вывели команду в финальную часть. Класнич же в отборочном турнире провел лишь одну игру, и то когда уже стало ясно, что команда едет в Португалию. Понятно, тренер в данном случае рассчитывал на проверенных бойцов, хотел их отблагодарить за хорошую работу в квалификационных матчах. Хотя не думаю, что Отто Барич так тупо доверял бы Пршо и Оличу, если бы видел, что Класнич сильнее... Кстати, в 88-м Бышовец, помню, взял на Олимпиаду Вадима Тищенко, зная, что тот после тяжелой травмы вряд ли сможет сыграть. Но Тищенко прекрасно провел отборочный турнир, и тренер считал необходимым его таким образом отблагодарить.

ХАРИСТЕАС УМЕЕТ ВСЕ

- Возможно, и доверие Рехагеля к Харистеасу было связано с тем, что тот хорошо сыграл в квалификации?

- У греков каждый четко знал свой маневр. И Харистеас не только действовал впереди, но и перекрывал зоны в защите, много бегал, выполнял подкаты, боролся. Понимал: если не побежит назад, партнеру будет тяжелее. У Рехагеля каждый прекрасно дополнял друг друга - отсюда и команда-монолит, сборная без изъянов, пусть и играла неброско. Такой футбол многим не нравится, но он приносит результат... Впрочем, нельзя сказать, что Харистеас по-настоящему раскрылся только в сборной. Я и раньше знал, что он хороший игрок - умеет забивать и ногой, и головой, может, если надо, подержать мяч, хорош в обводке... В общем, Ангелос еще раз доказал: если футболист что-то умеет и при этом ощущает доверие, то рано или поздно себя проявит.

- И даже теперь, после Euro-2004, место в основе "Вердера" Харистеасу вряд ли гарантировано, не так ли?

- Шаафу можно только позавидовать - столько у него классных форвардов. Наверняка будут ставить Клозе: его купили за пять миллионов, и он игрок сборной Германии. Есть еще Класнич, талантливейший парагваец Вальдес. Но у Харистеаса после португальского успеха уже громкое имя. Думаю, Шаафу теперь нужно поступать так же, как Рехагелю, - постоянно доверять Ангелосу и четко ставить перед ним задачу на каждый матч.

- Говорят, перед встречей с Францией Мику, которого Сантини в последний момент не включил в состав "Трехцветных", звонил Харистеасу и просил забить гол...

- Думаю, так и было. Когда Хари провел мяч, он снял футболку, и на майке под ней было написано: "Мику". У нас в "Вердере" вообще народ сплоченный - каждый может позвонить другу другу, поздравить, о чем-то попросить.

- А вы Ангелосу в Португалию звонили?

- Да. Но его телефон не отвечал. Пришлось отправлять sms-послания.

- Харистеасу готовят в "Вердере" торжественную встречу?

- Конечно. На балкон городской ратуши его не позовут, но командный банкет устроят наверняка.

- За него в Бремене, наверное, болели все. Когда Харистеас забивает за "Вердер", на стадионе из репродукторов всегда звучит сиртаки...

- А когда это делает Мику, включают "Марсельезу". После моих голов играли "Калинку", хотя это и русская мелодия. Но для немцев все выходцы из бывшего СССР - русские. К нам на просмотр приезжали ребята из Литвы, Латвии, так их тоже называли русскими... А во время чемпионата Европы болели в Бремене за Хари, конечно, сильно. Все только о нем и говорили - мол, молодец, не позорит "Вердер".

- А за кого в Португалии болели вы?

- За Россию. И за те сборные, где были игроки "Вердера", - Швейцарию, Хорватию, Германию, Грецию. В конце же, когда из "моих" команд остались только греки, переживал уже за них. И прежде всего за Хари.

- Уходить из "Вердера" он не собирается?

- Предложений - море, как и следовало ожидать. Но у него в Бремене контракт еще на год. Знаю, что он хочет проявить себя в Лиге чемпионов.

РЕХАГЕЛЬ - ЛЮБИМЕЦ БРЕМЕНА

- Наверняка в Бремене все в восторге и от Рехагеля, который много лет возглавлял "Вердер"?

- Конечно, радуются за него от души. Отто все любят - за эмоции, за то, что никогда не падает духом, верит в своих игроков. Обожают его, кстати, не только болельщики, но и бывшие подопечные, среди которых Шааф, Феллер, Нойбарт... И никогда не слышал, чтобы Отто кому-то сделал зло. Не думаю, чтобы о нем говорили так хорошо, будь он плохим человеком.

- Почему все-таки команда Рехагеля победила?

- Перед чемпионатом Греция была темной лошадкой, но с каждой игрой у футболистов появлялось все больше уверенности в своих силах. Вообще, на крупных турнирах сюрпризы не так уж редки - вспомним датчан в 92-м, сборную Кореи на мировом чемпионате 2002-го. А тут... Тренер привнес немецкую дисциплину, объяснил людям, что от них требуется.

- Рехагель перед каждым матчем обязательно заявлял: "Греция - аутсайдер". От Харистеаса таких слов никто не слышал...

- Одно дело - что тренер говорит в интервью, и совсем другое - что в раздевалке. Рехагель, несмотря на то что у его команды были очень грозные соперники, наверняка настраивал подопечных только на победу. Харистеас же потом соответствующим образом высказывался... Хороший тренер обязан уметь настроить игроков на борьбу, придать им уверенности, если надо - переубедить. Нечто подобное было у меня и в сборной Украины с Лобановским. Помню, перед стыковыми матчами с немцами в 2001-м он частенько интересовался моим мнением о команде Феллера, об отдельных игроках. Я, разумеется, все рассказывал. Лобановский же, внимательно меня выслушав, высказывал свою точку зрения - очень часто отличную от моей. И всегда после слов Валерия Васильевича я ловил себя на мысли: "Черт возьми, прав-то он! И почему это мне раньше подобные мысли в голову не приходили?" Перед матчем в Дортмунде Лобановский, помню, просил меня написать предполагаемый состав сборной Германии. Я долго мучился и в конце концов показал ему свой вариант. А он мне - свой. Когда немцы вышли на поле, мне показалось, что Феллер видел ту записку Валерия Васильевича: Лобановский абсолютной точно угадал состав германской сборной. Такие примеры убеждают...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРВАРД

- Футболиста Харистеаса теперь знают все. А какой он человек?

- Мы знакомы два года, живем в двухстах метрах друг от друга, наши жены дружат, да и мы с Ангелосом тоже. Но не могу сказать, что до конца его знаю. Он парень несколько замкнутый. Хотя и общается с ребятами из команды, но держит всех на дистанции... Может, это склад характера? Все, например, веселятся, он вроде тоже, но при этом все-таки чувствуется: Хари не с нами. И при всем при том Ангелос - парень мягковатый: были случаи, когда в спорных ситуациях, особенно с немцами, свою точку зрения не отстаивал, а уступал.

- Слышали, как Ангелос играет на бузуки?

- Конечно. И не только на бузуки, но и на пианино. Да еще и поет, и музыку сочиняет. Мне греческие мелодии всегда нравились, и Хари, зная об этом, записывает для меня компакт-диски, привозит пластинки из Греции.

- В разговоре со мной перед Euro-2004 Харистеас вспоминал об отборочных матчах с Украиной и рассказывал, как вы друг друга подначивали...

- Когда мы выиграли в Киеве - 2:0, он мне говорил: "Что-то у вас там холодно и как-то неприятно". Ну а я ему, естественно: "А ты что, хотел у нас выиграть?" Потом, когда в ответном матче греки победили, а он забил единственный гол, то уже сам шутил: "Слава богу, что Скрипник не играл". У меня тогда как раз травма была... А я ему: "Зачем же ты так? Лучше бы испанцам забил". Он еще в шутку извинялся.

- Харистеас мне рассказывал, что ему очень понравилась Москва. Киев, получается, не очень?

- На самом деле он уже потом мне признавался: "Крещатик, девушки, магазины, отели - все у вас супер". Вспоминал и Москву, от которой тоже был в восторге. Ну а я ему: "А ты что думаешь? У нас везде так".