Газета Спорт-Экспресс № 297 (2196) от 27 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

27 декабря 1999

27 декабря 1999 | Теннис

ТЕПЕРЬ ЕГО ВДОХНОВЛЯЕТ Штеффи ГРАФ

Дома жить - чина не нажить. Хотя американец Андре Агасси наверняка никогда не слышал этой русской пословицы, три последних года его жизни подтверждают ее справедливость. Женитьба на киноактрисе Брук Шилдз весной 1997 года ознаменовала собой начало затяжного спада в карьере Агасси: за несколько месяцев семейной идиллии он откатился из первой десятки мирового рейтинга во вторую сотню. Зато развод, произошедший два года спустя, будто дал Андре сигнал к марш-броску на теннисную вершину.

Апрельская победа в финале второстепенного турнира в Гонконге над Борисом Беккером стала для Агасси прелюдией к будущему триумфу на Открытом чемпионате Франции - его первой главной победе в этом году. На "Ролан Гаррос"-99 не было явного фаворита, хотя многие предрекали успех бразильцу Густаво Куэртену, выигравшему перед этим крупные грунтовые чемпионаты в Монте-Карло и Риме. Агасси же приехал в Париж, даже не успев толком залечить очередную травму. Выиграв у американца в финале два первых сета, Андрей Медведев при счете 4:4 в третьей партии имел брейк-пойнт на чужой подаче. Но чемпионом в итоге стал все-таки Агасси. При этом он сделал то, чего не удавалось ни одному теннисисту за последние 30 лет - выиграл все 4 турнира "Большого шлема". "Из всех моих побед самой трудной оказалась одержанная на Открытом чемпионате Франции. Только теперь я понимаю, насколько желанной она была. Ведь я мог выиграть этот турнир еще лет 10 назад", - скажет позже Агасси, который играл в финале "Ролан Гаррос" в 1990 и 1991 годах.

Париж вернул теннису великого чемпиона, который спустя месяц дошел и до финала Уимблдона, где встретился с Питом Сампрасом. Есть нечто символичное в том, что холодного прагматика Сампраса, безусловного теннисного лидера последних 6 лет, сменил на троне непредсказуемый эксцентрик Агасси, теннисная жизнь которого состоит из фантастических взлетов и падений. Эти двое непохожи во всем, начиная от стиля игры и фасона теннисной формы, в которой они выходят на корт, и кончая своими достижениями. Кто более велик - Сампрас, который за последние 10 лет выиграл 12 турниров "Большого шлема", но ни разу не побеждал на "Ролан Гаррос", или Агасси, добившийся триумфа в Лондоне, Нью-Йорке, Мельбурне и Париже? Искать ответ на этот вопрос бессмысленно - его просто не существует. "Я не представляю, как можно выиграть 12 чемпионатов "Большого шлема". Но и повторить свой путь тоже вряд ли сумел бы", - сказал как-то Агасси. Зато точно известно, что в последний день Уимблдона-99 подавляющее большинство публики переживало именно за него, уникального по нынешним временам универсала, который вслед за победой на Открытом чемпионате Франции первым с середины 80-х сумел дойти до финала Уимблдона. Виктор Рубанов, муж знаменитой советской теннисистки Ольги Морозовой, в группе которого начинала тренироваться Анна Курникова, после того финала сказал: "Пускай Агасси проиграл, но он доказал, что обладает самым большим талантом из всех игроков его поколения".

Несмотря на поражение от Сампраса, Агасси возвращался с Уимблдона "со щитом". Обыграв в полуфинале Патрика Рафтера, он впервые в этом году стал первой ракеткой мира. С одной стороны, это стало очередным сюрпризом отжившей свой век старой системы подсчета рейтинговых очков - ведь Сампрас покинул трон, выиграв самый престижный турнир. С другой - все было вполне закономерно. Суммарные результаты Агасси за первые 6 месяцев сезона были лучше, чем у кого бы то ни было. Стало ясно, что именно он является наиболее реальным претендентом на титул сильнейшего по итогам года. "Сампрас, Кафельников и я выиграли в этом году по одному турниру "Большого шлема". Тот, кто выиграет в Нью-Йорке второй, скорее всего, и будет в ноябре лучшим", - предсказал Агасси на Уимблдоне, и не ошибся. В отсутствие травмированного Сампраса Андре обыграл в полуфинале US Open Кафельникова, в финале - Тодда Мартина и практически предопределил исход этого спора в свою пользу. Круг замкнулся: осенью 1995 года Агасси занимал в рейтинге 1-е место, осенью 97-го - 141-е, осенью 99-го - снова 1-е. Таких фантастических перепадов в рейтинге АТР Tour не знал еще никто.

Чем объяснить чудесное превращение Агасси за последние два года? Наверное, тем, что, оказавшись перед выбором - уйти из тенниса в 27 лет или попытаться вернуться на былые позиции, он выбрал второе, и не прогадал.

"Я достиг той точки в своей карьере, когда понимаешь, что большего добиться уже невозможно. Но это и хорошо. Ведь мои достижения являются стимулом для того, чтобы выйти на новый уровень игры. Когда ты первый, другим игрокам особенно хочется победить тебя. Поэтому нужно каждую неделю доказывать, что ты сильнейший", - говорит Агасси.

Правда, он, видимо, не из тех, кто способен совершать подвиги, не испытывая какого-то особенного вдохновения. На чемпионате мира АТР Tour за матчами Агасси наблюдала из гостевой ложи вместе с его тренером Брэдом Гилбертом завершившая в конце года свою блистательную карьеру Штеффи Граф. Роман с великой теннисисткой, который бурно развивался после его победы на US Open, не мог не отразиться на спортивных достижениях Андре. Агасси, кстати, и не скрывал, что выиграл "Ролан Гаррос" под впечатлением аналогичной победы Штеффи, одержанной днем раньше.

Впервые они появились вместе в сентябре на боксерском поединке Оскара Де Ла Хойи с Феликсом Тринидадом. Понимая, что от репортерских глаз все равно не скрыться, влюбленные с самого начала решили не делать тайны из своих отношений. Впрочем, они и не комментируют их, поэтому остается только предполагать, как дальше сложится жизнь звездной пары. Стоило Граф в ноябре во время Открытого чемпионата Парижа заглянуть в магазин с аксессуарами для новорожденных, как газетчики тут же раструбили на весь мир о том, что Штеффи ждет ребенка. Судачили и о свадьбе, якобы запланированной на рождественскую ночь. Однако католическое Рождество уже позади, а обмен обручальными кольцами так и не состоялся. Как бы то ни было, а завоевать такую девушку, как Штеффи, способен не каждый. И это - вторая победа Андре Агасси.

Евгений ФЕДЯКОВ