Газета Спорт-Экспресс № 270 (2169) от 24 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

24 ноября 1999

24 ноября 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Нападающий нижегородского "Локомотива" Арсен Аваков, ставший шестым бомбардиром чемпионата (13 голов), вроде бы доказал, что достоин возвращения в "Торпедо", которому он принадлежит. Однако, судя по всему, новое воссоединение футболиста и клуба не состоится.

Арсен АВАКОВ

В ТРЕТИЙ РАЗ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В "ТОРПЕДО" НЕ ХОЧУ

Аваков на российском футбольном небосклоне впервые возник три года назад. Его окружал ореол признанного бомбардира, забившего больше всех мячей в чемпионате Украины-94/95. Однако судьба в "Торпедо" у него не сложилась. Его то продавали в "Шинник", то выкупали назад, чтобы увеличить представительство на скамейке запасных, пока наконец не отдали нижегородскому "Локомотиву" в аренду. Интересно, что сам Аваков свои 13 голов в Нижнем Новгороде считает не бог весть каким выдающимся результатом.

Срок аренды подошел к концу, футболисты ушли в отпуска, и сейчас Аваков вновь числится торпедовцем. Надолго ли?

- Отношение к игроку - это, мне кажется, и есть самое главное, - говорит Аваков. - Только при наличии тренерского доверия появляется возможность проявить себя.

- И с кем из тренеров вам повезло?

- Если брать профессиональную карьеру, то, конечно, упомяну запорожское "Торпедо", где мне посчастливилось поработать с Игорем Надеиным. Думаю, его представлять особо не нужно - в советском футболе он был заметной фигурой. А в российских чемпионатах самым удачным стал уходящий год в Нижнем Новгороде. Хотя мои 13 голов - это не так уж много, я чувствовал, что Валерий Овчинников верит в меня и прощает любые промахи, за что я ему очень благодарен. Даже при втором пришествии Иванова в "Торпедо" было по-другому: чуть ошибся, сыграл не так, как надо, - и сразу замена. И с этим грузом постоянного страха за ошибки невозможно было расстаться. Поэтому со второй половиной сезона-98 у меня связаны далеко не самые приятные воспоминания.

- Насколько важно для обретения голевого куража забить гол уже в самых первых играх сезона?

- Действительно я уже во втором туре забил "Жемчужине" в Сочи. Помнится, тогда Татарчук забросил мне мяч на ход по правой бровке... Для нападающего очень важно как можно быстрее распечатать ворота и не делать длинных пауз между голами. Иначе теряется уверенность. Вроде бы делаешь все правильно, а "засуха" продолжается.

- В этом сезоне вы лишь однажды взялись исполнить 11-метровый, но голкипера простили...

- Ну как простил? Забил же в итоге!

- Так ведь с повторного удара...

- (Улыбается.) Так уж вышло. С Самарой дома играли. Вроде бы ударил неплохо - в угол и достаточно сильно. Но вратарь достал. Хорошо еще, что мяч отбил прямо на меня. (Смеется.) Между прочим, после того случая я зарекся бить пенальти. Да и Овчинников сказал: "Не надо тебе к 11-метровой отметке подходить. Лучше с игры почаще забивай!"

- А какой-нибудь из 13 своих голов выделите?

- Я за красотой не гонюсь. А вот по степени значимости для команды отметил бы мяч "Зениту" в Нижнем, забитый буквально на последних минутах. Гол "Алании" был важен в чисто психологическом плане: мы проигрывали дома - 0:1, и я сравнял счет.

- Что значит тандем Шарадзе - Овчинников для нижегородского "Локомотива"?

- Во-первых, огромнейшее спасибо Омари Хасановичу. Причем не только за то, что он сделал и делает для команды. Мне кажется, этот человек - настоящий патриот всего российского футбола. Он любит эту игру. К тому же это подлинный профессионал: насколько знаю, находящаяся в его подчинении железная дорога - одна из лучших в России. И, конечно, жаль, что все так складывается. Хотя это ведь еще не на сто процентов решено, что он уходит? Было бы справедливо, если бы он все-таки остался. Правда, сам слышал, как в разговоре с главным тренером Шарадзе сказал, что, где бы ни работал, "Локомотиву" он будет помогать всегда.

Что касается Овчинникова, то до знакомства с ним не мог даже предположить, насколько это хороший человек. Пусть он и не самый выдающийся тренер, но есть у него какое-то особое футбольное чутье. Он не раскладывает по полочкам игру, не рассказывает подробно, как, кому и куда бежать, кого держать. Но нижегородский наставник зажигает всех общей идеей, и футболисты, выходя на поле, не мучаются, а живут игрой. И ведь зачастую получается здорово! Все-таки первый круг мы провели очень неплохо. Плюс Овчинников ко всем игрокам относится одинаково благожелательно.

Если тренерский штаб в "Локомотиве" сохранится - ничего плохого с командой точно не произойдет. В этом я убежден. В сезоне-99 нас, почитай, собрали всего дней за десять до старта чемпионата. Все тогда нам вылет предрекали, однако мы быстро доказали ошибочность такого мнения. Да и сейчас вокруг "Локомотива" шум поднимается: мол, развал, падение... Но я уверен, Валерий Викторович в который уже раз докажет всем, что команда жива.

- Теперь поговорим о будущем футболиста Авакова, возвратившегося после аренды в "Торпедо".

- По контракту я принадлежу торпедовцам до конца 2000 года. Но...

- Об этом "но" я уже наслышан. А потому - какие возможны варианты?

- О них пока умолчу - примета плохая. Да и ясности еще никакой нет. Скажу лишь: оставаться в "Торпедо" не хочу. Правильно ведь говорят, что в одну и ту же реку дважды не войдешь. А я уже на этом обжигался. И в третий раз возвращаться как бы не с руки.

- Тогда оцените хотя бы процентную вероятность такого развития событий: а) остаетесь в "Торпедо", б) вас выкупает или снова берет в аренду Овчинников, в) переходите в совершенно другую команду.

- Процентов 70-80 за третий вариант.

- И все-таки хотя бы приоткройте завесу над этими 70-80 процентами.

- Сейчас интерес ко мне не скажу, что огромный, но есть. Есть и предложения, в том числе и от команды, название которой меня попросили пока не разглашать. Самое приятное для меня в том, что именно ее главный тренер заинтересован в моем приобретении. Но все упирается в действующий контракт с "Торпедо". Да, нынешний сезон в Нижнем удачно сложился, но все же хочется попробовать себя на более серьезном уровне, побороться за более высокие места. В таком возрасте уже пора испытать себя на новом уровне. Надоело, честно говоря, бороться за выживание. В "Шиннике", "Торпедо", Нижнем... (Смеется.) Столько лет бороться - даже играть по большому счету некогда было!

- А как быть с оставшимися 20 процентами?

- 18-19 - за Нижний и 1-2 - за "Торпедо". Многое будет зависеть от моей трансферной суммы...

- ...которая, несомненно, после 13 голов за "Локомотив" подскочила. А что должно произойти, чтобы состоялось возвращение к торпедовцам?

- Опять же - о взаимоотношениях с тренером. Был период, в начале минувшего сезона, когда я не хотел уходить из "Торпедо". Но сидеть и наблюдать с лавки, как играют другие, - не по мне. Я не самый плохой нападающий, а потому не заслуживаю подобного к себе отношения. И зимой в разговоре с Шевченко сказал - мне не 18 лет, чтобы кому-то что-то доказывать или ждать своего часа в запасе, когда кто-то, не дай бог, травму получит. Не такой я человек. Дело ведь не в том, что я категорически отказываюсь играть в "Торпедо". Просто не считаю для себя возможным пребывать в нем на такой роли.

Егор КУЗНЕЦОВ