Газета Спорт-Экспресс № 48 (1947) от 3 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

3 марта 1999

3 марта 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ЛИНАРЕСЕ

ПОСЛЕ 61-го ХОДА КАСПАРОВА ТОПАЛОВ ЕДВА НЕ УПАЛ!

Победой Гарри Каспарова завершился первый круг супертурнира 20-й категории в Линаресе. Своих ближайших преследователей - Вишванатана Ананда и Владимира Крамника - чемпион мира опережает на очко. В 7-м туре Каспаров выиграл черными у Веселина Топалова, а Крамник и Ананд завершили свои партии вничью. Первой победы добился Василий Иванчук над Петром Свидлером.

ЧЕМПИОН МИРА ВЫИГРЫВАЕТ ТРЕТЬЮ ПАРТИЮ ЧЕРНЫМИ

Как ни готовились Топалов со своим тренером Сильвио Данаиловым к встрече с Каспаровым, Веселин все-таки получил пробоину в днище своего корабля, когда, казалось, тот уже благополучно добрался до ничейной гавани. Произошло это при переполненном зале, так как остальные встречи уже закончились, а Топалов с Каспаровым после 6 часов игры, пройдя через 2 цейтнота, вступили в заключительную стадию партии: у каждого оставалось по полчаса.

Никто ничего не понял. Только что на доске стояла позиция, которую гроссмейстеры и мастера в пресс-центре оценивали по-разному. Одни называли ее "ничейной стойкой", другие говорили, что Каспаров загоняет соперника в цугцванг, то есть когда у болгарина не будет полезных ходов. На мониторе крупно показывали лицо Гарри, искаженное гримасой дикого напряжения. Чемпион то и дело характерно качал головой и бросал тяжелые взгляды на соперника. Потом он с отвращением отворачивался от доски и вновь качал головой: похоже, белые удерживают положение! Потом Каспаров рассказал мне, что он не мог посчитать все варианты, а в тех, которые успел, у Топалова все время находилась защита. Вот эта позиция, к которой они пришли после 49 ходов.

Никто не ожидал того, что произошло дальше. Все прикидывали различные варианты возникающих ладейных эндшпилей и не могли понять, как выигрывать черным. И вдруг Каспаров один за другим совершил два поразительных размена: сначала поменял одну пару ладей, потом отдал ладью за слона. И пешки соперников рванули к полям превращения. Черный пехотинец "с" сделал несколько ходов к своей славе и на 53-м стал ферзем, а его белый собрат "g" стал ферзем на 54-м. Все смотрели на эти превращения и недоумевали: это черт знает что такое! Стоило 6 часов кряду трудиться в поте лица, чтобы получить в итоге ферзевой эндшпиль, который и с лишней-то пешкой поди выиграй, а тут лишняя пешка у соперника! Или чемпион решил сделать ничью таким мазохистским способом?!

С Гарри же в это время творилось что-то странное. Зал замер в испуге. Даже ироничный пресс-центр не делал своих традиционных замечаний по поводу "театра Каспарова": чемпион откинулся в кресле, потом вдруг ударил себя по голове, вскочил с места и выбежал за кулисы. "Видимо, понял, что испортил партию, этот ферзевый разве что проиграть можно", - тихо сказал кто-то из коллег. Наверное, чувствовал себя в безопасности и сам Топалов. Потому что, когда Каспаров на 61-м ходу сделал кинжальный ход пешкой "f", Веселин переменился в лице и отпрянул: его король получал мат в два хода! В таких случаях компьютер, с которым вы играете в шахматы, дает скромненькую сноску: "Черные объявляют мат во столько-то ходов". И этот электронный приговор не подлежит человеческому обжалованию. Мата на доске в данный момент вроде бы нет, но он, как переводная картинка, постепенно проявляется у вас в мозгу, и вы ненавидите в этот момент компьютер, как самого лютого врага. А если разобраться, то разве машина виновата в том, что вы ее завели и играете с ней в шахматы?

Так вот, когда Каспаров сделал свой 61-й ход пешкой, Топалов увидел фантастический по красоте мат в центре доски, причем вражеский ферзь сам же ассистирует своему коллеге! Итак, после каспаровского 61...f4+ 62.Kpf4 мог последовать тихий ход королем 62...Kpd3, совершившим фантастический рейд через всю доску! Сейчас грозит: 63... Фg4#. От мата только одна защита: 64.Фg5, чтобы прикрыть своего короля. Но при этом белый ферзь перегораживает ему путь к единственной щелочке из матовой западни. Однако решающий удар приходит с другой стороны 64...ф12#!Мат!!!

Во время ужина, который корреспондент "СЭ" провел в компании Гарри, его мамы Клары Шагеновны и тренера чемпиона гроссмейстера Юрия Дохояна, пришедший в себя Топалов приблизился к нашему столу и спросил Каспарова про дебют партии. Гарри рассказал ему, как они летом готовились к матчу с Алексеем Шировым и смотрели этот вариант, часто применяемый испанским гроссмейстером, особенно тщательно:

- Самое интересное, что ход 20...Фе7 нам подсказал компьютер. Дохоян поставил позицию на своем мощном "Пентиуме" и воскликнул: "Смотри, какой ход компьютер обнаружил!" Я взглянул, увидел на дисплее 20...Фе7 и сразу понял, что ход блестящий! Мне кажется, он закрывает весь вариант!

Топалов стоял рядом ошеломленный.

- А у меня компьютер не показывает 20...Фе7, - растерянно протянул он.

- А у тебя какой компьютер? спросил Гарри.

- "Четырехсотый".

- У нас в принципе по мощности не больше, но времени было много, мы ведь на сборе сидели, и можно было поставить компьютеру задачку надолго.

Вот таковы, читатель, современные шахматы высших достижений. Древняя, как мир, "деревянная военная игра" все больше и больше становится "войной компьютеров". И человек в этой интересной игрушечной войне способен, оказывается, оценить идею компьютера! Нет, как вам это нравится?! Впрочем, весь этот фантастический маршрут черного короля и мат в чистом поле в ферзевом эндшпиле без пешки чемпион мира среди людей нашел все же без помощи машины.

КОРРИДА ХОРОШО ПОДЕЙСТВОВАЛА НА ИВАНЧУКА

В Андалусии в минувшее воскресенье отмечался праздник этой провинции. И была, конечно, коррида. Гроссмейстеры Василий Иванчук и Петр Свидлер вместе со своими тренерами Александром Сулыпой и Андреем Лукиным, благо был выходной и на турнире, решили посмотреть это действо и отправились на такси в соседний город Виллавуэла.

Быков было шесть. Этих мощных и серьезных животных люди убивали изощрённо и безжалостно на глазах безумствующей публики. Конечно, люди тоже рисковали жизнью. Каждый раз, когда тореро должен был добить истекающего кровью быка, толпа вскакивала и вопила: "Оле! Оле!" Наши гроссмейстеры, поддавшись всеобщему порыву, тоже вскочили. И тут кто-то из зрителей узнал Иванчука, которого в Андалусии хорошо знают - больше него в Линаресе не играл никто. Конечно же, всем тут известно и то, что патрон линаресского турнира сеньор Рентеро присвоил Василию титул "тореадор шахмат". И вот сначала несколько человек, а потом и все на стадионе принялись скандировать: "Иванчук! Иванчук!" - и жестами приглашать гроссмейстера выйти на арену. Это было, с одной стороны, очень смешно, а с другой - довольно трогательно. Ведь коррида для испанцев - это символ Жизни и Смерти. А приглашение выйти на арену большая честь.

Победитель двух супертурниров в Линаресе, естественно, сражаться с быком не стал. Но на следующий день в 7-м туре он устроил своему соседу по трибуне Свидлеру настоящую шахматную корриду. Это было хорошее зрелище.

Иванчук играл черными и предпочел в качестве дебюта французскую защиту, избрав ее острый вариант с жертвой двух пешек "g" и "h", который был популярен в середине века. Одну из этих пешек Василий быстро отыграл, а за вторую получил серьезную инициативу, которой распорядился в высшей степени искусно. Уже к 20-му ходу задача в партии стратегически была решена. Но надо было еще решить ее практически. После трагических происшествий с Иванчуком в 5-м и 6-м турах, когда он сначала в выигранной позиции с Адамсом, а потом в ничейной с Леко просрочил время, его тренер Сулыпа нервно мерил шагами пресс-центр и говорил: "Все это уже было, было... И перевес был подавляющим, и качество было лишнее, а чем кончилось?!"

Действительно, Иванчук опять стал подозрительно надолго задумываться и на два последних хода оставил себе что-то около минуты.

- Если он и в этой позиции просрочит время, то я... - Сулыпа и сам не знал, что же такое он сделает в этом случае. Но его спас благородный кабальеро Свидлер, который остановил часы на 39-м ходу, не дожидаясь, когда у Василия в третий раз подряд на этом турнире упадет флажок. Впрочем, у Петра была проигранная позиция, и он стал первым в Линаресе-99 призовым быком тореро Иванчука.

ЯДОВИТАЯ НОВИНКА ФИШЕРА?

Когда Леко в партии против избравшего русскую защиту Крамника водрузил на 5-м ходу слона впереди своих пешек на поле d3, надо было видеть реакцию остальных участников. Все они переглядывались и улыбались, а Каспаров театрально закатил глаза и изображал беззвучный хохот. Так мог сыграть только начинающий. Однако 19-летний Леко, который и впрямь новичок в такой компании, имеет рейтинг, всего 6 пунктов не дотягивающий до отметки 2700.

Крамник после партии сказал мне, что этот с виду бредовый ход оказался с изрядной долей яда.

- Еле-еле уравнял, - признался Владимир. - У Леко вообще на этом турнире много дебютных откровений.

Поговаривают, что юный венгр проводит много времени в обществе Бобби Фишера, который после матча 1992 года со Спасским живет в Будапеште. Может быть, великий отшельник и подсказал своему юному другу эту экстравагантную идею?

А в партии Адамс - Ананд были два занятных момента на 22-м и 27-м ходах, когда партнеры осуществили мнимые жертвы фигур. Эффект от этих жертв был тоже мнимый ничья.

7-й тур. Топалов - Каспаров - 0:1. Свидлер - Иванчук - 0:1. Ничьи: Леко - Крамник и Адамс - Ананд.

После семи туров: Гарри Каспаров - 5 очков; Владимир Крамник (оба - Россия) и Вишванатан Ананд

(Индия) - по 4; Майкл Адамс (Англия) - 3,5; Петер Леко (Венгрия), Петр Свидлер (Россия) и Веселин Топалов (Болгария)- по 3; Василий Иванчук (Украина) - 2,5.