Газета Спорт-Экспресс от 7 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

8 мая 1998

8 мая 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

"КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЫ" ПРЕКЛОНЯЮТСЯ ПЕРЕД ПОЧИТАТЕЛЕМ "ФАУСТА"

Эта сказочная история началась 27 апреля 1996 года в Мюнхене, когда "Бавария" в срочном порядке расторгла договор с тренером, которого долго добивалась. Отставка произошла неожиданно: планировалось сообщить наставнику только о том, что он будет уволен после окончания сезона, но неудача - 0:1 в Ростоке от "Ганзы" подлила масла в огонь, поэтому президиум клуба изменил решение. Тем самым "Бавария" подписала себе приговор на сезон 1997/98. Обиженный тренер создал суперкоманду, с помощью которой и свел старые счеты с многократными чемпионами Германии. Отто Рехагель не сделал ни одной неправильной покупки игрока, за что теперь его называют лучшим психологом бундеслиги, создавшим из "Красных дьяволов" коллектив единомышленников.

Проводивший кадровую политику Рехагель достоин похвалы хотя бы за то, что при скромных финансовых возможностях клуба приобрел за 8 миллионов марок у миланского "Интера" Чириако Сфорцу. Он стал самым дорогим игроком за всю историю "Кайзерслаутерна", тем более что к этой сумме следует прибавить 2 с половиной миллиона марок зарплаты, которые клуб ежегодно выплачивает игроку. На 61-й минуте матча, после которого определился новый чемпион Германии, травмированный любимец публики ушел с поля. 38 тысяч зрителей, встав с мест, овацией проводили швейцарца, во многом благодаря которому "Кайзерслаутерн" добился таких невероятных успехов. "Он не только сердце, но и голова команды, единственная наша звезда", - считает полузащитник Андреас Бук.

Методы работы Рехагеля не вписываются в общепринятые. Клубы бундеслиги играют по системе 4-4-2 или 4-3-3, но герой нашего рассказа отказался от догм. Иногда, если этого требует обстановка, Рехагель может выпустить на поле аж пятерых нападающих.

МАРШАЛЛ И ЕГО СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ

Бытует мнение, что Олаф Маршалл тренируется в стальном шлеме. "Это только шутка, автором которой был я сам, - говорит один из лучших бомбардиров бундеслиги. - Дело в том, что я и Юрген Рише - выходцы из бывшей ГДР, поэтому на собраниях Рехагель довольно часто предлагал нам равняться на капиталистических передовиков. И я как-то брякнул: "Так и поступим, тем более что в ГДР мы тренировались в касках". Маршалл счастлив, что больше не существует двух германских государств: "Иначе я бы до сих пор ездил на "Вартбурге" и жил на 5-м этаже в трехкомнатной квартире". Его устраивает и тренер: "Рехагель дает нам столько свободы, сколько мы можем взять. И игрокам хочется делать ему только приятное. Молва приписывает нам плохие отношения, но это не так. Я просто не люблю бегать к тренеру. Если каждый футболист будет обращаться к нему по поводу любого пустяка, он заболеет. Хватит того, что я не вылезаю из больниц. Никогда прежде у меня не возникало проблем с мускулами, а теперь я умудряюсь повреждать их даже во время тренировочного бега, когда налетаю на пни. А два месяца назад создалось впечатление, что моей карьере пришел конец. Во время тренировки на мое левое колено налетел наш запасной вратарь. Подозревали разрыв крестообразной связки. Подтвердись первоначальный диагноз - пришлось бы все начинать сначала. Но, к счастью, опасения оказались напрасными". Рехагель вздохнул с облегчением, когда несколько недель назад его любимец вернулся в строй. Команда билась уже из последних сил. "Вот кто сделает нас чемпионами", - приветствовал его Рехагель. Чтобы не искушать судьбу, Маршалл даже не стал менять свои старые бутсы, которые до этого приносили ему удачу.

В недавнем матче против менхенгладбахской "Боруссии" Олаф сделал то, что за два дня до этого потребовал от него Берти Фогтс: "Чем лучше будут твои достижения, тем больше вероятность, что ты попадешь на чемпионат мира". Ответом стали три гола, затем еще один, и еще два, которые и сделали "Кайзерслаутерн" чемпионом Германии. "Не сон ли это? - недоумевает снайпер. - Не могу поверить. Если меня еще и во Францию возьмут, то это будет вершиной счастья".

ОХОТНИК ЗА БАВАРСКИМИ СКАЛЬПАМИ

В мае 1995 года, когда Отто Рехагель еще тренировал "Вердер" и готовился к переезду в Мюнхен, я встречался со знаменитым тренером в уютной гостинице под Зальцбургом, чтобы поговорить о его футболисте Владимире Бесчастных. Король Отто Первый, как его называют в Германии, не скупился на похвалы россиянину, называл его будущим вторым ван Бастеном, но с собой в "Баварию" не взял, сказал, что еще слишком молод. Впрочем, и сам тренер там не задержался. В Мюнхене, как известно, прислушиваются только к словам Франца Беккенбауэра, поэтому приход новичка, имеющего собственное мнение, заранее был обречен на неудачу. Да и мюнхенские журналисты, избалованные пресс-конференциями, устроили настоящую травлю пришельца, который упорно не хотел подчиняться местным законам и разговаривать с представителями СМИ. Мне же, видимо, из уважения к Бесчастных, в интервью по-прежнему не отказывал. И вот теперь этот закрытый человек заговорил сам.

"В "Баварии" меня убеждали, что я ничего не понимаю в футболе, - вспоминает Рехагель. - Теперь они посрамлены, ведь всем ясно, что человек, который сделал команду чемпионом Германии, не заслуживает таких обидных слов. В первом же матче нынешнего сезона мы со счетом 1:0 одолели "Баварию" на ее поле. Перед той игрой я сказал своей команде: мюнхенцы нас недооценивают, и мы можем этим воспользоваться. Я знаю их психологию. Они скорее всего размышляют примерно так: что, собственно, может с нами сделать маленький пришелец из низов, зачем нам его бояться? Правда, для большей надежности мы усилили среднюю линию Роосом и Шефером. Предупредил своих, чтобы они ни в коем случае не пропустили быстрый гол. Популярно им объяснил: если удастся выполнить это условие, на трибунах начнется волнение, публика освищет своих кумиров, и тем придется раскрыться, чтобы не допустить нового гнева фанатов. Все шло по плану. На перерыв команды ушли при счете 0:0. А во втором тайме мы стали более дерзкими. За полчаса до окончания встречи Янкер всем своим весом обрушился на ногу Мариана Христова. Конечно, сделано это было не специально, но гигант сильно покалечил маленький палец моего игрока. Несмотря на боль, Христов продолжал борьбу, за что я до сих пор ему очень благодарен. А на 80-й минуте произошла сенсация: с подачи Сфорцы Шенберг головой забил победный гол.

Во втором нашем матче мы уступили - 1:2. И я даже рад, что так произошло, ведь мы выбыли из Кубка Германии, а это позволило команде освободиться от дополнительной нагрузки. Из поражения же извлекли кое-какие уроки. И поняли главное: мы ни в чем не уступаем "Баварии". Ведь повторная игра была равной. Только из-за ошибки нашего вратаря, который не попал по мячу, Янкеру удалось вывести свою команду вперед. Парни, сказал я своим воспитанникам, вы имеете право покинуть стадион с высоко поднятой головой.

После этого нам нечего бояться, убеждал я игроков. И они мне поверили. Сначала мы поставили перед собой скромную цель - удержаться в высшем обществе. Потом поняли, что дома мы - великая сила. Затем, когда команда вырвалась вперед, я сказал: "Наши соперники ничем не лучше нас. После того как мы поездили на "Мерседесе", пересаживаться на "Фольксваген" нам не с руки".

Третий поединок остался за нами - 2:0. "Бавария" изменила свою тактику, стала использовать длинные передачи в линию атаки. Пришлось перестраиваться и нам. Леберо Кадлец, способный на равных вести верховую борьбу с нападающими мюнхенцев, был отправлен в глубину обороны, откуда он и контролировал игру. Другую опасность представляли контрвыпады "Баварии". Я знал, что вратарь Кан любит посылать мяч на 60 - 70 метров вперед, где, как правило, дежурит Маттеус, который и устраивает прорывы сквозь оборонительные ряды соперников. Чтобы этого не произошло, я отдал команду немедленно атаковать этого футболиста при получении им мяча. Уже в раздевалке сказал ребятам: "Нам предстоит сражаться с классной командой, и если мы допустим всего три ошибки, считайте, что проиграли". Это был отличный матч, проходивший в высоком темпе. Незадолго до перерыва Бук ударом с пяти метров забил первый гол, а за 10 минут до финального свистка нам удалась контратака, и счет стал 2:0.

Вряд ли найдется такой человек, который чаще меня побеждал "Баварию". В 1974-м, когда я был молодым тренером "Оффенбаха", мюнхенскую команду, за которую выступали шесть новоиспеченных чемпионов мира, мы разгромили - 6:0. Затем я выигрывал у "Баварии", имея под своим началом дортмундскую "Боруссию", "Арминию" и "Вердер".

В 59 ЛЕТ - НИ ОДНОГО СЕДОГО ВОЛОСА

После разрыва с "Баварией" Рехагель хотел было плюнуть на тренерскую работу, но жена Беата уговорила не делать скоропалительных шагов, считая, что без дела муж быстро состарится. Между тем она любит хвастаться своим подругам, что в 59 лет у ее супруга нет ни одного седого волоска. И тут в "Кайзерслаутерне", где Рехагель играл лет 30 назад, произошел переворот. К власти пришли его друзья, которые слезно просили Короля Отто Первого помочь им. Сегодня они говорят про него так: "Это подарок, посланный нам с небес".

Рехагель неравнодушен к Гете и Шиллеру, стихи которых читает в свободное время. В разговоре с футболистами для пущей убедительности своих слов применяет цитаты из произведений германских поэтов. В этом сезоне в общении с игроками часто использовал следующую фразу: "Если судно дает крен, то вся команда должна помогать. Даже кок не имеет права отлынивать, ссылаясь, что умеет только варить яйца и на него лучше не рассчитывать". Другой отрывок из воспитательных бесед Рехагеля: "Когда-нибудь все мы предстанем перед Всевышним. Если же он нас спросит, что мы успели совершить за отведенное нам время, придется ответить: мы только и делали, что нервировали друг друга".

Раздражало Рехагеля и то, что Франц Беккенбауэр регулярно комментировал по телевидению матчи с участием "Кайзерслаутерна". Так совпало, что именно в этот период дела у лидера первенства пошли неважно: проигрыш "Вердеру", ничья дома с "Карлсруэ" и дортмундской "Боруссией". К счастью для нынешнего чемпиона, президент "Баварии", подметив странную закономерность, сделал великодушный жест: "Пусть Отто успокоится, я больше не буду комментировать". А Рехагеля на оптимистическую волну настраивало и другое: как только "Кайзерслаутерн" оступался, то же самое приключалось и с его основным соперником.

После триумфа Рехагеля пригласили в телестудию, но неожиданно в интервью вклинился Беккенбауэр, который поздравил своего бывшего тренера с успехом. Герою передачи это не понравилось, хотя он был вынужден признать, что Кайзер Франц оказался выше их прежних дрязг. "Мы с ним решили все наши проблемы. Он извинился и сказал: "Я был не прав в той истории, которая произошла между нами". Мы уважаем друг друга, но я бы хотел дать Францу один совет: может, ему стоит поменять своих советников?"

ЛАПША ВМЕСТО БАЛАКОВА

Летом 1996 года, когда "Кайзерслаутерну" пришлось проститься с первой бундеслигой, Андреас Бреме сказал: "Нашей целью не должно быть только возвращение на прежнее место, мы просто обязаны вновь обосноваться на лидирующих позициях". Сегодня его пророческие слова часто цитируются в Германии, при этом уточняется, что план чемпиона мира 1990 года перевыполнен. Ведь ветеран, который со следующего сезона, по замыслу Рехагеля, должен уйти на пенсию, думал всего лишь о месте в первой пятерке.

Почему клуб, регулярно попадавший в еврокубки, скатился в низший дивизион? Как показало расследование, бывший президиум во главе с Норбертом Тинесом решил увековечить себя строительством стадиона, который обошелся казне в 62 миллиона марок, хотя первоначальная смета была в районе 35 миллионов. За перерасход пришлось доплатить "Кайзерслаутерну". (В настоящий момент комиссия УЕФА изучает стадион, с тем чтобы выяснить, возможно ли проведение на нем матчей Лиги чемпионов.) Затрат могло быть на 5 миллионов меньше, но Тинес щедро бросал деньги на ветер, закупая все самое дорогое. Только за консультацию, как следует организовать на стадионе пункты питания, было выложено 400 тысяч марок. При этом затраты себя не оправдали: буфеты стали убыточными. И подобная бесхозяйственность присутствовала везде. Например, агрегат по производству макаронных изделий, обошедшийся в 18 тысяч марок, так и не был использован. "Лапша вместо Балакова", - иронизировали фанаты, которые из-за финансовых трудностей, вызванных строительством арены, не дождались обещанной покупки болгарского футболиста. Под давлением общественности режим Тинеса пал, но бывший президент, возглавив оппозицию, еще долго портил кровь новому руководству, требуя отставки Отто Рехагеля. Был момент, когда его усилия могли увенчаться успехом, но бунт все же подавили. На ежегодном собрании членов "Кайзерслаутерна" новый тренер получил поддержу большинства, поэтому с ним был заключен контракт до 2000 года. Теперь, когда клуб в четвертый раз за свою историю получит чемпионскую салатницу, акции тренера достигли заоблачных высот. И он уже начал строить команду будущего. "Кайзерслаутерн" бесплатно получит нападающего "Манчестер Сити" Уве Реша, из "Бохума" переходит вратарь Уве Господарек. В проекте покупка у "Арминии" иранского супербомбардира Али Даеи, переход из франкфуртского "Айнтрахта" Ральфа Вебера, а также норвежца Четиля Рекдаля из "Герты". Рехагель хотел бы видеть у себя и Марио Баслера, с которым они вместе работали в "Вердере" и у которого, как признавался тренер в беседе со мной, гениальные пасы.

Борис ТОСУНЯН