Газета Спорт-Экспресс от 12 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

12 августа 1997

12 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

День восьмой. ДЛИНА. Женщины

Людмила ГАЛКИНА: "МЕНЯ ВЕЛ БОГ"

Сергей РОДИЧЕНКО

из Афин

В последнее время на любом крупном легкоатлетическом турнире можно с разной степенью вероятности предсказать победителя почти во всех видах. То есть по крайней мере спрогнозировать ход борьбы. И даже предположить, что обязательно будет сенсация.

В женских же прыжках в длину сегодня говорить нельзя ни о чем. Перед началом первой попытки я насчитал в секторе восемь реальнейших претенденток на победу. Скажем, Хайке Дрехслер - двукратная чемпионка мира. Да, говорят, она еще не полностью восстановилась после травмы, но результат около семи метров она может показать практически в любом состоянии. Джекки Джойнер-Керси - это вообще легенда, даже несмотря на неудачи последнего времени. Сюзан Тидтке-Грин получила особую известность после того, как вышла замуж за чемпиона США в длине Джо Грина, но прыгать из-за этого явно не разучилась, если только наоборот. Правда, соревноваться она начала только в марте нынешнего года: в 1995 году Тидтке заработала четырехлетнюю дисквалификацию, которую немецкий суд постановил уменьшить до двух лет. Темнокожая итальянка Фиона Мэй - чемпионка мира-95. Чиома Ажунва из Нигерии - олимпийская чемпионка Атланты. Плюс еще загадочная Мэрион Джонс: лучший спринтер нынешнего чемпионата имела в этом сезоне прыжок на 6,93 и совершенно непонятные перспективы. Гречанка Ники Ксанту в прошлом году улетела за 7 метров, и одному Зевсу было известно, что она сможет сделать при бешеной поддержке местной публики.

Это семь. Восьмая - 25-летняя Людмила Галкина из Саратова. В том, что я включал Галкину в число главных фаворитов, была довольно большая доля патриотизма, но все же лишь доля. Да, Людмила не смогла выполнить квалификацию ни на чемпионате мира-95, ни на Олимпиаде. Но с другой стороны, до начала афинского чемпионата у нее был лучший результат сезона в мире - 6,98 (это личный рекорд Галкиной, который она установила на чемпионате России в Туле). К тому же Людмила - зимняя чемпионка мира-95. Так что право быть среди лидеров она вполне заслужила.

Итак, восемь претенденток на золото. Но не успела еще закончиться первая попытка, как их осталось семь. Ажунва, которая в квалификации показала лучший результат - 7,01, вышла в сектор с туго перебинтованным левым бедром. Нигерийка вроде нормально разбежалась, но прыжок у нее явно не получился, и Ажунва встала с песка с гримасой боли. Возле нее тотчас засуетились врачи, и вскоре олимпийская чемпионка на носилках отправилась под трибуну.

После трех попыток вслед за Ажунвой отправилась Мэрион Джонс. Все-таки бегать за несколько месяцев научить можно, а вот прыгнуть - нет. Первые две попытки Джонс - заступы по полметра. Но видно, что, если американка разбежится в полную силу и точно попадет на брусок, результат может получиться выдающийся. Правда, думается, произойдет это не очень скоро. А пока Джонс в третьей попытке показала едва ли не без разбега 6,63, одного сантиметра не дотянула до финала и пошла готовиться к финалу спринтерской эстафеты.

И их осталось шесть. Причем в первых трех попытках ситуация среди лидеров развивалась довольно спокойно, если не сказать - вяло. Галкина в первом прыжке показала 6,89, во втором - 6,85, в третьем заступила. Примерно так же прыгали и соперницы. В итоге в финал Людмила вышла с третьим результатом, пропустив вперед сначала Мэй - 6,91, а потом и Ксанту - 6,94. Кстати, я несильно бы удивился, если бы соревнования так и закончились - в женской длине в последнее время стартовая расстановка частенько оказывается и финальной. Но, к счастью, на сей раз этого не произошло.

Странный все-таки прыжковый сектор на Олимпийском стадионе - в смысле ветра. За время соревнований этот самый ветер менялся от встречного в 1,2 м/сек (так было во время второй попытки Галкиной) до попутного в 2 м/сек. Во время четвертого прыжка россиянки погода выбрала нечто среднее - плюс 0,6 м/сек. И полет Людмилы получился на загляденье, впервые в жизни она прыгнула за 7 метров - 7,05. Хотелось, конечно, верить, что этого хватит для золота, но результат, положа руку на сердце, был вполне преодолимый. Что практически сразу же доказала гречанка.

Нет, она не улучшила результат Галкиной, но, довольно прилично недоступив, она улетела на 6,94. И было видно, что Ксанту может еще прибавить. Тем более что поддержать ее собрался полный стадион. Но, к счастью, легкая атлетика не баскетбол, и громыхающие трибуны не сильно влияют на судей. Будь иначе, греки бы собрали половину золота. А так Ксанту была их последней надеждой.

В пятой попытке начало хоть что-то получаться у Дрехслер - 6,87. А вот Джойнер-Керси и Тидтке-Грин аккуратно приземлялись в район 6,75-6,78, и на большее, похоже, претендовать не могли.

Короче, испортить Галкиной настроение реально могли лишь Мэй и Ксанту. В финале вслед за россиянкой прыгала Мэй, а завершать соревнования должна была гречанка. И вот шестая попытка. Людмила отказывается от прыжка. Темнокожая итальянка прекрасно разбегается и летит явно на первое место. Но нет, Мэй в отчаянии машет рукой, а мы вздыхаем с облегчением - заступ.

И тут начинается самое страшное - Ксанту выходит на решающую попытку. Что творится на стадионе, словами передать трудно. Гречанка начинает разбег, и ее будто толкает вперед мощная звуковая волна. Зга волна поднимает Ксанту в воздух и несет куда-то за семь метров... Трибуны взрываются - и почти сразу же раздается огорченный рокот: зрители замечают поднятый красный флажок арбитра.

Людмила Галкина - чемпионка мира! Последний раз столь крупный турнир наши прыгуньи в длину выигрывали очень давно - в 1980 году, когда Татьяна Колпакова стала чемпионкой московской Олимпиады. Интересно, что тогда ее результат был на сантиметр лучше, чем сейчас у Галкиной.

Но Людмиле это было совершенно не интересно.

- Какие прекрасные ощущения! Наверное, об этом и мечтает каждый человек, - несмотря на то, что после окончания соревнований прошло уже почти полчаса, Галкина все еще не могла отдышаться. Но это отнюдь не мешало ей улыбаться! И отвечать на вопросы.

-Трудно для вас складывались соревнования?

- Борьба получилась очень непростой. Да и погода тяжелая - слишком жарко. Мы ведь в России к таким условиям подготовиться не можем.

-Почему вы пропустили шестую попытку?

- После пятого прыжка у меня довольно сильно заболела нога. И это было очень обидно. Мне казалось, что я смогу прыгнуть дальше. Но, к сожалению, пришлось отказаться от этой мысли.

-А со стороны показалось, что вы отказались от прыжка специально - чтобы сбить соперниц с ритма.

- Нет, такие вещи не в моих правилах! А нога меня начала беспокоить еще на сборе в Подольске. Даже тренироваться приходилось не так интенсивно - ногу берегла. И надо же, в пятой попытке эта болячка проявилась.

-Вы, конечно, видели, что произошло после первой попытки с Ажунвой. Как-то внутренне отреагировали на это?

- Мне было ее искренне жаль. Я вообще всегда очень сильно переживаю, когда соперники или просто спортсмены получают травмы. Ведь спорт - это наша жизнь, которой мы отдаем все силы. А травма эту жизнь останавливает. Человеку, далекому от спорта, понять это трудно.

-Ваше отношение к конкурентам довольно необычно. Неужели вас совсем не волновало, кто на сколько прыгнет?

- Я уверена, что в секторе надо быть наедине с собой. А наблюдение за соперниками подстегивает, ты тратишь лишнюю нервную энергию, которой потом может и не хватить. Вот и у меня сегодня из-за этого чуть срыв не получился. В первых двух попытках я, как говорится, завелась. Но потом решила для себя, что ничего хорошего из этого не выйдет, и успокоилась.

-Но 7,05 - очень приличный результат. Вы и собирались показать столько? Или, может, хотели прыгнуть еще дальше?

- О результате я не думала. Знала, что Бог ведет меня, и верила ему. А в принципе на таких соревнованиях обычно побеждает тот, кто первым прыгнет за 7 метров.

-Может, знамение какое-нибудь накануне соревнований было?

- Было. Еще в Подольске, где мы жили на сборе. Но самое главное, думаю, пришло вчера вечером - вдохновение. Кто-то будто говорил мне: "Верь, ты победишь". Я взяла ручку, листок бумаги и начала рисовать.

-Что?

- Боюсь, я не смогу сейчас объяснить. Это было что-то вроде образа, в котором я сейчас нахожусь. И я не имею права показать его другим - это только мое.

-А часто у вас появляется желание нарисовать что-нибудь?

- Не очень. Но когда приходит вдохновение, я бросаю все и рисую.

-И всегда ручкой?

- Да. Мне кажется, что еще не пришел тот момент, когда можно будет взять в руки кисть и краски.

-Похоже, рисунок, который вы сделали накануне чемпионата, станет вашим талисманом.

- Конечно, и именно поэтому я не хочу его никому показывать.

-Вы производите впечатление по-настоящему верующего человека. Вы всегда верили?

- Нет, это пришло ко мне меньше года назад. В октябре прошлого года я попала в автомобильную катастрофу. А незадолго до нее мне приснился сон: я узнала, что со мной произойдет какое-то несчастье, но я выйду из него невредимой. Так и произошло. И тогда я поверила в то, что Бог есть. Он сказал мне, что авария - это знак того, что пора осмыслить всю свою предыдущую жизнь и идти вперед.

-Вы благодарны Богу за свою победу. Но, наверное, не только ему?

- Уже 15 лет я тренируюсь у Светланы Кодешевой. Без тренера мой сегодняшний успех был бы невозможен. И я очень рада, что сейчас она здесь, в Афинах.

-Вы пока не замужем?

- Да, но у меня есть прекрасный друг, с которым мы уже довольно давно вместе. Зовут его Сергей, и к спорту он никакого отношения не имеет.

-А в аварию вы не с ним попали?

- Нет, к счастью. С мужем моего тренера мы ехали по делам. И на шоссе нам навстречу неожиданно выскочил грузовик. Машина после столкновения была разбита так, что ремонтировать ее уже было невозможно. А мы отделались синяками. И тогда я поверила, что у меня все дальше будет хорошо.