Газета Спорт-Экспресс от 26 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

26 ноября 1996

26 ноября 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига. ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА

КАМАЗ. 14-е МЕСТО

Валерий ЧЕТВЕРИК

МНЕ ДО СИХ ПОР СНЯТСЯ КОШМАРЫ

Переживаний на долю болельщиков "КАМАЗа" выпало в этом году с избытком. До последнего тура команда отчаянно билась за сохранение места в высшей лиге. В итоге в компании сильнейших она все же осталась, но нервы своим поклонникам ой как потрепала. В какой-то момент не выдержал даже "железный" Валерий Четверик - человек, который прошел с командой весь тернистый путь от футбольных низов до высшей лиги и руководил игрой "КАМАЗа" на протяжении всех четырех сезонов, что он в этой лиге выступал. Но за девять туров до конца чемпионата-96 Четверик сложил с себя полномочия главного тренера и "переквалифицировался" в директора клуба, а на свое место назначил Ивана Буталия, доработавшего до конца сезона с приставкой "и.о."

За итоговым интервью для "СЭ" я обратился все же к Четверику. Все-таки он возглавлял команду большую часть чемпионата.

- Если позволите, начну с оценки общего уровня российского футбола, - говорит Четверик. - Мне кажется, что мы определенно идем в гору. Золотой матч "Спартак" - "Алания" это подтвердил. Думаю, что следующий чемпионат будет еще интереснее. Только бы игроков сохранить в российских клубах...

-Вы начали с приятного, потому что не хотите вспоминать, каким выдался уходящий год для "КАМАЗа"?

- Может быть, может быть... Со стороны действительно это выглядит так, будто я ухожу от темы. Но поверьте: за 15 лет, которые уже здесь проработал, такого тяжелого сезона еще не было. Мне до сих пор кошмары по ночам снятся. Врагу не пожелаю пережить то, что выпало в этом году на мою долю. Слава Богу, не вылетели. Мне очень жаль команды, которые вынуждены покинуть высшую лигу. Жаль Сергея Павлова - он столько в Камышине сделал! Жаль "Уралмаш", потому что екатеринбуржцы, как и мы с "Ротором", стал и жертвой Кубка Интертото. Из-за усталости, вызванной участием в этом турнире, "Ротор" не стал чемпионом, а мы с "Уралмашем" до последнего тура боролись за выживание.

-Вы считаете, что наши клубы должны игнорировать Кубок Интертото?

- Нет, не считаю. В Интертото надо играть, убежден. Просто календарь нужно было нормальный составить. Это же абсурд: команды месяц не знали, куда себя деть, а потом три из них играли в бешеном ритме - через два дня на третий. И как играли - все российские клубы стали победителями в своих группах. Мы бы наверняка и дальше пошли, и втроем два места в Кубке УЕФА для России точно бы добыли. Но сил на это уже не осталось. Мои ребята в Генгаме держались до последнего, но за две минуты до конца, пропустив мяч, который перевел игру в дополнительное время, едва не упали прямо на поле.

-Однако в чемпионате "КАМАЗ" к тому времени уже находился в довольно сложной ситуации. Почему так неудачно команда начала сезон?

- Когда мы готовились в феврале на Кипре, чувствовал - ребята в отличном состоянии. Но потом вернулись домой и вдруг выяснилось, что нам негде тренироваться. Занимались на снегу, и вся предыдущая подготовка едва не пошла насмарку. Да и не везло поначалу. В Питере при счете 1:2 пенальти не забили. Хорошо играли во Владикавказе и Новороссийске, но и там остались без очков. И пошло-поехало.

- К тому же "КАМАЗ", на мой взгляд, вступил в сезон не до конца укомплектованным.

- Это моя вина, чего уж скрывать. Только поначалу и денежные проблемы у нас были.

-Как вам удалось их решить?

- Очень помогли городское руководство и руководство завода. Их представители вошли в совет директоров клуба, что сразу сказалось на нашем финансовом положении. Благодарен за поддержку руководителям республики Татарстан. Нам помогли, и со второго круга дела пошли веселей. Мы вернули многих игроков, ранее уже выступавших за "КАМАЗ", стали очки набирать. И решили-таки свои проблемы, пусть даже в последнем туре.

-В межсезонье в "КАМАЗ" перешли грузинские легионеры Coco Чедия и Юрий Габискерия. Но потом оба как-то тихо исчезли из команды. Почему?

- Я признателен им обоим, особенно Чедии. Он профессионал до мозга костей. К сожалению, у Coco было мало времени, чтобы как следует "вжиться" в команду, притереться к ребятам. Если бы он остался у нас - думаю, мы бы выступили лучше.

-Куда уехал Чедия?

- Домой, в Грузию. Сейчас он, по-моему, играющим тренером в Зугдиди работает. Мы с ним остались в хороших отношениях, иногда созваниваемся.

-А что с Габискерией?

- Еще до нас его приглашал "Черноморец". Но в Набережных Челнах играет Миша Джишкариани, его друг, и Габискерия решил приехать в "КАМАЗ". Потом парня вновь потянуло в Новороссийск - мы препятствовать не стали.

-Положение "КАМАЗа" очень долго было неопределенным, а в какой-то момент даже критическим. Руки в такой ситуации не опускались?

- Было что-то подобное, но я старался даже вида не подавать. Не дай Бог, чтобы кто-то заметил мое упадническое настроение. Оно моментально передалось бы всем, кто имеет отношение к команде.

-Экстремальная ситуация наверняка сложилась после матча с "Уралмашем", когда вы уступили конкуренту в Екатеринбурге и опустились на 16-е место. Говорили, что по окончании той игры в раздевалке камазовцев возникли серьезные разборки, даже не обошлось без кровопролития. Как все это воспринимать?

- Как полную чушь. Ребята были настолько убиты поражением, что ни на какие разборки сил у них не осталось. А кровь была. Но не в нашей раздевалке, а в медицинской комнате. На 70-й минуте Джишкариани шипом рассекли лицо. Его проводили в медкомнату, где оказали первую помощь. Вот откуда кровь. Не понимаю, кому нужны были все эти нелепые выдумки. После того поражения от "Уралмаша" до конца чемпионата оставалось всего три тура. У меня был серьезнейший разговор с руководством республики. Мне было четко сказано: "Надо оставить команду в высшей лиге". Я ответил: "Сделаю".

-Сказать-то легко...

- Эти три последних матча - с "Динамо", "Торпедо", и "Ростсельмашем" - мы провели прекрасно. Все игры складывались очень непросто, но мы не имели права терять очки и бились, бились, бились... А уж характера моим парням не занимать. Помню, как одержали историческую для "КАМАЗа" победу в Германии над крепким середняком бундеслиги "Мюнхеном 1860". На 15-й минуте нашему ключевому защитнику Югрину сломали нос, а заменить его некем. И Югрин сказал: "Буду играть!". И 75 минут отработал на поле с тяжелейшей травмой. Немецкий тренер после игры восхищался: "Вот что такое истинный русский характер".

-Слушаю, и создается впечатление, будто вы были уверены, что не вылетите.

- Не был я ни в чем уверен. Особенно когда "Уралмаш" вдруг начал стремительно набирать очки. "Жемчужина", правда, тоже "висела", но у нее был очковый запас, да и в игре сочинцы во втором круге прибавили. Только ведь и мы на месте не стояли. В десяти последних матчах чемпионата "КАМАЗ" резко прибавил. А все потому, что силы сумели восстановить. Если бы у команды был нормальный календарь и в нем заранее учтено наше участие в Интертото, уверяю вас - "КАМАЗ" в итоговой таблице стоял бы на седьмом-восьмом месте.

-Тем не менее вам пришлось все решать в последней игре в Ростове, до которой камазовцы два с половиной года не побеждали в матчах чемпионата на выезде.

- Сначала мы держали в уме игру "Ротор" - "Уралмаш" и следили за развитием событий в Волгограде. Но мои ребята начали матч так, что необходимость в такой информации быстро отпала. Я понял, что свои проблемы мы сегодня решим сами. Как классно сыграла наша полузащита! Бабенко, Евдокимов и Заярный просто затерзали ростовчан. До этого они в Москве "тормознули" "Спартак" и потеряли несколько человек из-за желтых карточек. Мы же, наоборот, подошли к матчу практически в боевом составе.

-Почему вы оставили пост главного тренера "КАМАЗа"?

- Чтобы сосредоточиться на том участке работы, где принесу больше пользы в данный момент. Решился на это не сразу, целый год думал.

-Со спокойной душой назначали на должность "и.о." Ивана Буталия?

- Безусловно. Его ребята знают, он здесь очень давно. Однажды был такой случай. Мы играли в 1991 году с Тверью, и у нас одиннадцать человек в стартовый состав не набиралось. Я подошел к Буталию: "Поможешь?". Он согласился без слов. И даже гол забил. Безотказный, порядочный человек. Я вообще горжусь нашим коллективом, он очень дружный. Воистину один за всех и все за одного.

-Тем не менее "КАМАЗ", вероятно, в ближайшее время возглавит новый тренер. Его зовут Беньяминас Зелькявичус?

- Вопрос этот пока еще не решен, но я очень хочу, чтобы Зелькявичус согласился у нас работать. Он приезжал и оставил самое приятное впечатление. Я понял, что нашел того, кого искал. Он корифей в тренерском деле. Два дня Зелькявичус пробыл в Челнах, и я как губка впитывал все, что он говорил.

-Иорданские легионеры в "КАМАЗе" остаются?

- Да. Форвард Аль-Шагран в некоторых матчах показывал неплохой уровень. Лучшая его игра, правда, была не в чемпионате, а в Кубке Интертото - в Чехии против "Каучука". Ему для уверенности забить надо. Тогда дело пойдет.

-Известно, что "КАМАЗ" покидает основной вратарь Платон Захарчук. Кем вы собираетесь его заменить?

- Действительно, Захарчук уходит в "Ротор". Но у нас остаются Алескаров, перешедший в ходе сезона из "Нефтехимика", и наш второй вратарь, Ведутов. Впрочем, не исключено появление еще одного голкипера со стороны.

-Я знаю, что команду, возможно, покинет Евдокимов, имеющий несколько заманчивых предложений, в том числе от "Спартака". Больше никто уходить не собирается?

- Думаю, нет. Хотя об этом, как и о тех, кто пополнит "КАМАЗ", говорить пока рано.

-Вы не считаете, что три команды, вылетающие из высшей лиги, - слишком много для чемпионата России?

- Честно говоря, меня это не интересует. "КАМАЗ" в следующем сезоне не будет бороться за выживание. Его ждет лучшая участь.

Максим КВЯТКОВСКИЙ