Газета Спорт-Экспресс № 171 (5939) от 3 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
LONDON -2012
Позади почти треть соревновательной программы Олимпийских игр в Лондоне. За это время сборная России нас мало чем удивила. Мы шли по медальному графику Пекина-2008, который, если кто подзабыл, привел нас к худшему выступлению за всю историю участия в Играх. Впрочем, пока еще никто и ничто не мешает сборной России выступить лучше, чем четыре года назад.
"ГДЕ НАШЕ ЗОЛОТО?"
Сергей БУТОВ
из Лондона
Каждое утро в олимпийском Лондоне начинается с английских газет, которые повсюду. Листаешь страницы - господи, ну, все как у нас! "Ради этого потрачены народные деньги?" - заголовок статьи про опустевший Лондон, из которого сбежала на время Игр добрая треть жителей. "Кому вы отдали все билеты?" - про пустые зрительские места, которые в телевизионной картинке не замажешь. И самый популярный заголовок: "Где наше золото?"
Российские заголовки первых дней Олимпиады, что в газетах, что в интернете, и вовсе напоминали диагнозы. "Закололись", "Утопились", "Засосало", "Все пропало". В России, рассказывают очевидцы, постепенно подступает всеобщее раздражение. Золото дзюдоиста Галстяна очень кстати было вброшено в клетку со львами в первый же день Игр, но к среде оно, как и золото другого дзюдоиста Исаева, окончательно переварилось в желудках, наступил биологический голод, и теперь, перефразируя классика, одно лишь слово есть у нас, и стон один, и клич. Редкие извинительные улыбки олимпийцев, робкие оправдания, адресованные не спящей по ночам стране, так же убедительны, как холодный куриный бульон в санатории. Родина держит кустистые брови строго вертикально, отговорки встречает сурово, и это, кстати, ее обычная манера поведения.
Эхо пораженческих настроений каким-то образом доносится до самих олимпийцев. Хотя каким именно - понятно. На Играх у информации есть крылья - она летает по воздуху. Она льется на спортсменов из каждого крана, кричит из каждого утюга. Спортсмены защищаются, как могут, - вернее, как их научили.
Атмосфера в смешанных зонах олимпийских арен - как в приемной у дантистов. После поражений россияне молча шагают мимо журналистов, тянущих к ним телекамеры и диктофоны. Для каждого из наших спортсменов поражение на Олимпиаде - удар по психике. Одна беда: держать этот удар наравне с Майклом Фелпсом, который улыбается в камеры, пусть и вымученно, даже после неудач, способны единицы. Когда-нибудь в российском олимпийском спорте отменят тотальное государственное финансирование сборных, и тогда наши олимпийцы будут вести себя, как Фелпс. Но пока до этого - как до Луны, и спортсменов мало заботит, что о них думают журналисты, потому что мнение прессы никак на зарплаты олимпийцев не влияет. И работу репортеров они воспринимают, как работу психологов: хочу - общаюсь, не хочу - посылаю в баню.
Но это лирика, а теперь я хочу сказать о другом. Понимаете, изнутри лондонского котлована межпланетная дележка медалей воспринимается сложнее. На летних Олимпиадах почти никогда не удается уловить какое-то одно общее настроение. Оно меняется каждый день, каждый час. Журналисты, словно эмчеэсовцы, круглосуточно дежурят у мониторов олимпийской информационной системы. Вылетел в 1/16 финала фехтовальщик, зато прошел в четвертьфинал дзюдоист. Бог дал, Бог взял. "Алле, все едем на дзюдо, как слышно?"
И вот что главное: ощущения конца света здесь, в Лондоне, - никакого. Команда выступает, завоевывает бронзовые медали. Реже - серебряные. Да, золота в первые дни Игр не хватает, мы тоже это видим, мы тоже еще не окончательно сошли с ума. Но стране давно пора бы привыкнуть к дефициту побед на первой неделе Олимпиад, вот и спортивные тяжеловесы от власти прямым текстом напомнили об этом накануне вылета в Лондон. Страна надеялась на чудо? Что делать, его не случилось. Но и обвинять в этом олимпийскую сборную нелогично. За первые пять соревновательных дней Россия завоевала ровно столько же золота, сколько и в Афинах-2004, и в Пекине-2008. Мы как всегда запоздало среагировали на выстрел стартера, но мы умеем набежать на финише. Не спешите хоронить Усэйна Болта за то, что на старте стометровки тот плетется наравне со всеми.
Самое сильное пока впечатление Лондона-2012 - это, конечно, дзюдоисты. Во вторник я долго и мучительно общался по телефону с журналистом уважаемого The Wall Street Journal. Мучительно - потому что он явно хотел с моей помощью связать сенсационные результаты наших ребят с интересом к этому виду спорту российского болельщика номер один, который вчера вживую наблюдал за схватками Тагира Хайбулаева.
То, что Владимир Путин приедет в Лондон конкретно на дзюдо, было известно давным-давно. Но рассматривать этот фактор, как моральный допинг для команды дзюдоистов, казалось весьма рискованным предприятием. Такой допинг нашим командам гораздо чаще выходит боком - там начинаются такие внутренние процессы, которые затем характеризуются бессмертной фразой: "Ребята перегорели".
Но не "перегорают" чего-то наши дзюдоисты. Как клали соперников на лопатки, так и кладут. Что с Путиным на трибуне, что без оного. А потом взахлеб рассказывают о том, как итальянский тренер Эцио Гамба научил их никого не бояться. Оттого и летают они по татами, как ошпаренные, - японцы шарахаются.
Саблисты, которых тренирует француз Кристиан Бауэр, тоже пока смотрятся государством в государстве. В то время как редкая птица в шпаге и рапире долетала в Лондоне до четвертьфинала, саблисты взяли две медали - серебро и бронзу. И обеим медалям, кстати говоря, не рады.
Вообще фехтовальная сборная слегка не вовремя выиграла 7 золотых медалей на чемпионате Европы, который чуть более месяца назад прошел в Италии. Теперь у многих чешутся руки написать, что ее наставники промазали с пиком формы, хотя предлагаю сначала дождаться итогов командных турниров, где все может перевернуться с головы обратно на ноги.
Вовремя раскрыть собственный потенциал - очень важное качество для профессионального спорта. Есть такая престижная французская веломногодневка Dauphine Libere, проходящая буквально за две недели до старта "Тур де Франс" и считающаяся репетицией самой популярной гонки человечества (некоторые этапы Dauphine и вовсе повторяют маршруты этапов "Большой петли"). Так вот, за всю историю Dauphine Libere еще ни один ее победитель не становился чемпионом самого "Тура". Дальше многозначительно умолкаю.
Речь совершенно не о том, что иностранцы у руля российских сборных - молодцы, а наши, отечественные, - фраеры ушастые. Последующий ход событий на Играх обязательно этот хлипкий тезис опровергнет. Но пока налицо картина, при которой иностранцы способны выжимать в экстремальной олимпийской ситуации из команды максимум.
На этом фоне совершенно диким смотрится рассказ Олега Зайцева, главного тренера сборной по прыжкам в воду, о том, как при вылете из Москвы на два часа был задержан их самолет, и оттого всю команду продуло кондиционерами, и спортсмены прилетели в Лондон в предболезненном состоянии.
Главный тренер штангисток Солтан Каракотов долго выбирал олимпийский состав, остановился на четверке сильнейших, после чего одна из них - Оксана Сливенко - из-за травмы осталась в России, а вторая - Светлана Царукаева - откачала за день до выхода на олимпийский помост из больного колена 40 миллилитров жидкости и каким-то чудом удержала серебро, хотя должна была бороться за золото.
Мне интересно, если бы Путин объявил, что приедет в Лондон на прыжки в воду, команду все равно продуло бы в самолете?