Газета Спорт-Экспресс № 220 (4500) от 26 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

26 сентября 2007

26 сентября 2007 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Женщины

Вчера поздно вечером сборная России провела первый матч 2-го группового турнира против волейболисток Азербайджана. А накануне спецкор "СЭ" взял интервью у Ирины Кирилловой, знаменитой в прошлом связующей, а ныне - жены и ассистентки главного тренера нашей команды Джованни Капрары.

Ирина КИРИЛЛОВА: "РУССКОЙ НЕ ПЕРЕСТАНУ БЫТЬ НИКОГДА"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Шарлеруа

В составе сборной СССР Кириллова побеждала на чемпионатах Европы дважды - в 1989 и 1991 годах. А после получения второго гражданства приложила руку и к двум сенсационным серебряным успехам Хорватии на ЧЕ-1995 и 1997. Есть в ее карьере и победы мирового значения: на Олимпиаде-1988 и ЧМ-1990 - в качестве советской волейболистки, а также на ЧМ-2006 - уже в роли тренера сборной России...

-Вы родились в СССР, вышли замуж за итальянца, долго играли в Европе. А где ваш дом, Ирина?

- Я еще и в Бразилии жила - играла там в 90-е (в сезоне-97/98 за клуб "Маппин" из Сан-Паулу. - А.А.). А своим домом мы считаем Москву. По крайней мере сейчас. У меня есть недвижимость в Хорватии, у Джанни (так Кириллова называет Капрару. - А.А.) - жилье в Италии. Туда мы тоже время от времени наведываемся всей семьей.

-Официально гражданкой какого государства вы являетесь?

- У меня есть российский и хорватский паспорта.

-Помните, как уезжали в Хорватию?

- Разве такое забудешь?! К тому же отъезд был совсем не гладким: в СССР тогда творилось нечто ужасное. До сих пор вспоминать страшно.

-Хорватия стала для вас второй родиной?

- Скорее домом. Родина у человека всегда одна.

-В финалах ЧЕ сборная Хорватии, за которую вы играли, дважды уступала России. Николай Карполь, тренировавший нашу команду в те годы, с вами здоровался?

- В гости мы друг к другу не ходим, но отношения сейчас нормальные. Без ненужных обид. Если что-то такое и было, то недолго и лишь в первое время. Когда я только начала играть за другую страну.

-Можно ли, сменив паспорт и место жительства, долго прожив в новой стране, так и не привыкнуть к ней?

- Я никогда не перестану быть русской. Здесь я начинала играть, здесь пришли первые победы... Просто жизнь сложилась так, что пришлось уехать. Кстати, в Европе я поначалу приживалась не без труда. Ничего не знала, не понимала. Пришлось учиться.

-Как оказались в Италии - стране, изменившей вашу жизнь и подарившей встречу с мужем.

- Три года я отыграла в Хорватии (за "Младост". - А.А.), получила новый паспорт и в 94-м получила приглашение с Апеннин. Мне всегда было хорошо там, где классный волейбол, где можно побеждать. Год провела в "Сумираджо", выиграла Кубок ЕКВ и уехала в Бразилию. Спустя год вернулась и уже Италию не покидала. Сменила в общей сложности 6 клубов. Модена, Реджо-Калабрия, Бергамо, Перуджа, последний сезон - в "Кьери". Мои команды брали европейские Кубок чемпионов и Кубок кубков.

-Женский волейбол Италии менялся буквально на ваших глазах и в итоге превратился в законодателя мод на континенте. В чем тут секрет?

- Подход к работе в клубах там принципиально иной, нежели у нас. Дело не только в подготовке игроков, хотя она заметно отличается. У нас все до сих пор порой живут в своем узком мирке. Общение с коллегами - редкость. Видимо, боятся друг другу секреты выдать. А итальянцы - не боятся! У них вся работа - это бесконечный обмен опытом и учеба. Что касается сборной, то здесь Италия добилась прорыва, когда в команду пришел Марко Бонитта (нынешний главный тренер польской сборной. - А.А.). С ним итальянки выиграли чемпионат мира-2002 и вообще заметно прибавили. Сегодня это серьезная команда, которая не страдает от смены поколений.

-А еще Италия - наш главный конкурент на этом турнире помимо действующих чемпионок из Польши. Так?

- Да. Но пока мы предпочитаем думать о своей игре.

-Сегодня вам проще, чем когда муж только начинал работать с российской сборной?

- Конечно. Все уже привыкли к его требованиям. Даже итальянский понимают. На тренировках перевод обычно не требуется. Самым сложным был первый год, когда мы все учились понимать друг друга. Девочки порой обижались на какие-то реплики Джанни, произнесенные на эмоциях. Я объясняла, что эти слова - не в адрес игроков, а в пространство. Этакий выброс. Порой русский от волнения забывала. Жуть! Иногда спала по четыре часа...

-Сейчас сборная производит впечатление очень уверенной в себе команды. По-хорошему наглой, но без самолюбования.

- В российском чемпионате появились деньги, все лучшие игроки вернулись домой, клубы успешно выступают в Европе. Естественно, что и к сборной пришла уверенность. А избавлять свои команды от самоуверенности Джанни умеет. Для него существует только один критерий - игра. А не былые титулы и заслуги. К счастью, девушки это уже поняли.

-А как вы познакомились с Капрарой?

- В конце 90-х я два сезона играла в "Бергамо", где Джанни тогда работал ассистентом у Бонитты. Так мы и встретились.

-Вы не первая российская волейболистка, нашедшая свое личное счастье на Апеннинах. В чем секрет обаяния итальянских мужчин?

- Да нет никакого секрета. Где я могла познакомиться с русским?! Нигде, если честно. Летом на полмесяца к маме в Тулу приезжала погостить - и тут же назад, в Европу.

-На этом турнире нет вашей двухлетней дочери, которая два года назад была живым талисманом сборной на предыдущем ЧЕ.

- Ника осталась в Москве, с бабушкой. Дочь ходит в детский сад, у нее уже появилась своя жизнь, друзья. Здесь мы не сумели бы уделить ей должного внимания. Получилось бы, что родители "выдернули" ребенка из привычной жизни, а сами им не занимаются - некогда.

-На каких языках говорит дочь?

- С папой - на итальянском, с бабушкой - на русском, а со мной бывает, что и на смеси одного с другим. Когда же мы приезжаем в Хорватию, Николь быстро осваивает язык и этой страны.

-Похоже, ей будет нелегко выбрать свое гражданство...

- Ничего, разберется. Я же не запуталась! (Смеется.)