Газета Спорт-Экспресс № 109 (4389) от 18 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

18 мая 2007

18 мая 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КОМАНДИРОВКА В НОВОТРОИЦК

С КАНЧЕЛЬСКИСОМ - НА ТРАМВАЕ

- Знаете, я игроком еще в Новотроицк приезжал - думал, здесь одна улица, которая упирается в стадион. А потом влюбился в этот город. -Сергей Подпалый, главный тренер "Носты", пожимает плечами.

Новотроицк оказался городком милым, неделя в котором пролетела без тоски. Неделя эта, поверьте, была не самой скучной в жизни корреспондента "СЭ" - и гадкий ливень настроению не помеха. Пусть захваченные из Москвы черные очки за эту неделю пригодиться могли разве что в горячем цехе металлургического комбината, пусть.

Было весело.

* * *

Новотроицк - город широких улиц и "сталинских" домов. Те дома помнят руки пленных немцев. Оттого и город - какой-то немецкий. Даже мальчишки носят одинаковые кепки - привет из 46-го.

В таком городе оттаиваешь душой - и сам Георгий Ярцев, человек-нерв, неожиданно нежно отвечал местным корреспондентам на вопрос, который в Москве и задать-то ему никто не решился бы: "Об отставке не думаете?"

Добрые и чуть наивные корреспонденты - отдельная история. Один всерьез поинтересовался у Сергея Подпалого, главного тренера, скоро ли с такой игрой футболиста Низамутдинова пригласят в "Челси".

Подпалый, ко всему привычный, тему поддержал - ни словом, ни взглядом не дрогнув:

- Как только позовут в "Челси" - отпустим сразу.

Смеха не удержал, лишь услышав следующий вопрос. "Не будет ли Канчельскис вас, тренера, подсиживать?"

* * *

За завтраком в отеле воздух пропитан разговорами на металлургическую тематику. На третий день ваш корреспондент стал разбираться в угольно-коксовых частностях.

Город бесконечных ломбардов и армии непуганых котов. Для которых "вискас" аккуратными горстками разложен прямо на тротуаре - картина для Москвы невозможная. Кошку металлург не обидит, кошке - друг и брат.

В универсаме бросается в глаза сувенир - копилка "Кот влюбленный". 213 рублей. Покупаю!

Город своеобразного юмора. Интересуюсь в газетном киоске картой Новотроицка - отвечают: "Карты Новотроицка нет, только глобус".

Гуляю вечером, замечаю вывеску: "Жильцы дома борются за звание..." Какое - затерто. Но борются, не сдаются - уже мило. Мужества им.

* * *

Вот дорог таких ни в России, ни в Германии не отыскать. Ремонта не видали с того самого 46-го. Где не колеи, там выбоины. Маршруткам до того дела нет, гоняют наперегонки под сто километров в час. Лавируя меж такси. С такси, кстати, история отдельная: те едва не тонут в лужах с пассажиром вместе. Тот чувствует себя капитаном Немо.

Крошечные "окушки" - фирма "Париж". "Дэу Матис" - фирма "Элита". Смотрят желчно на рассыпающиеся от старости "копейки". Те захлебываются в собственном рыке, уводя клиентов из-под носа у "Парижа" и "Элиты", по тем же расценкам: 40 рублей в любой конец города.

* * *

Владимир Лебедев, администратор "Носты", он же бывший начальник команды, лет сорок отработал в местном футболе. Всем известен как Дед. Нынче встречает корреспондента "СЭ" в аэропорту - и покоряет живостью общения:

- Смотри, скоро переезжать будем из Азии в Европу..

Посередь моста через Урал плакат: "Европа". Дорога становится лучше, но ненадолго.

-Чапаев далеко утонул? - интересуюсь.

- Недалеко. До сих пор плавает.

В темных очертаниях Орска за окном примечаю памятник. Павшим.

-Война-то вас стороной обошла. Каким павшим?

- В боях бизнесменам...

* * *

Гостиница в Новотроицке шикарная. Номера недешевые, под сто евро в сутки, зато ресторан дармовой. С осетрами и спиртным - набежало под 600 рублей. Правда, без джаза.

В городе, где не подозреваешь ночную жизнь, она неожиданно присутствует. Пивбар "777", который принадлежит бывшему начальнику команды. Прямо у стойки - фото хозяина с Андреем Тихоновым в обнимку. Кафе подороже точно напротив, где вытанцовывают под хрипловатые мотивы одни девчата. Чудо какие прелестные.

Любая с гордостью готова рассказать, как томился в здешних казематах Тарас Григорьевич Шевченко. Емелька Пугачев. Фанни Каплан.

А еще о том, что мимо цементного завода надо проезжать быстро. И закрыв окна. Белая рубаха за минуту становится черной.

Кинотеатров в городе нет, правильно говорил в интервью "СЭ" Канчельскис. Зато есть суши-бар. И "дискотека для старшеклассников", 30 рублей за вход.

Рассказываю об этом Канчельскису ища оживления во взоре, - но Андрей Антанасович к дискотеке интереса не проявил. Увы, увы.

* * *

Если весь Новотроицк пригласить на "Маракану", на трибунах останутся пустые места. Но город крохой вовсе не смотрится, наоборот. Ничего деревенского.

Сдержанно обсуждаются на здешних улицах гастроли Гоши Куценко. Рассказывают о том, что Филипп Киркоров недавно останавливался в том же частном отеле, где гостит сегодня "Носта". Возможно, жил в том самом номере, который занимает главный тренер Сергей Подпалый.

Открываю газету - интригует броское: "В Оренбуржье побывала самая красивая женщина СССР". Ирина Алферова.

Кстати, о газетах. Мимо могучего Дворца металлургов, через площадь принес весенний ветерок к моим ногам занятную газету. "Восточный наркоконтроль". Казахстан рядышком, только через Урал перебраться вброд с мешком, - оттого проблема наркотиков для здешних мест горяча. В урнах плавают шприцы, в газетах динамичные заголовки: "Два пыха - и в аут".

* * *

Неподалеку от городского парка натыкаюсь глазами на полуразрушенное здание. Вывеска сохранилась: "Столярная мастерская. Окна и двери на заказ". Насчет окон - все правда, местами сохранились. Насчет дверей соврали, те уж выломаны с косяками вместе.

А рядом какие-то овраги, будто в "зарницу" играл Новотроицк всем городом. Зато клубный офис "Носты" настолько пригожий, что даже странно: неужто "Носта" с таким хозяйством вчера еще барахталась во второй лиге?

Канчельскис, при всем уюте офиса, смотрится гостем с другой планеты - в своих английских рубашках с высоким воротником и лакированных ботинках. Охотно позирует на фоне свежей таблички "Гендиректор НП ФК "Носта" Канчельскис Андрей Антанасович..."

Все его так и зовут - Андрей Антанасович. Канчельскис, совсем молодой человек, уже не смущается. Должность обязывает.

Попадаешь в этот коридор за день до первого матча "Носты" на родном стадионе - и понимаешь сразу, что время бурное. Милые барышни летают по коридору, едва не сбивая батюшку, - тот направляется в кабинет Канчельскиса. Андрей Антанасович разрешает на церемонии освящения поприсутствовать и мне, корреспонденту.

Отец Олег вспоминает:

- В прошлом сезоне освящали только поле и раздевалки. В кабинет не поднимались.

- Так сегодня и задачи у нас другие, - улыбается Канчельскис. И приглашает батюшку, ни разу на футболе не бывавшего, на завтрашний матч с "Балтикой".

* * *

Идем с Фузайловым, самым именитым из футболистов "Носты", к базе. Рахматулло и слушать возражения не желает: сначала корреспондент должен пообедать, потом - интервью.

- Меня в "Носту" порекомендовал брат, Хаким, который в "Локомотиве" работает. Они когда-то с Подпалым играли вместе в том же "Локо". Приехал я на самый последний сбор перед сезоном - и остался...

-Волновались?

- Очень. С нуля приходится начинать, полгода в чемпионате Таджикистана сказываются, как ни крути. Зато в этом году у меня третий сын родился. Ярославскую квартиру после ухода из "Шинника" продал, теперь мечтаю жилье в Москве купить, к брату поближе.

-Что-то в чемпионате Таджикистана успели выиграть?

- Главное, понял, что меня не забыли. Особое отношение, хоть все смеялись: "Гастарбайтер приехал!" Паспорт у меня российский. В финале Кубка гол забил, но все равно проиграли. Хотелось вернуться, в Таджикистане ни баз, ни стадионов. Зарплата у меня была сто долларов, и премиальные - столько же. Обидно за футболистов, им после тренировок таксовать приходится. У кого машина есть.

-Вы же не без обид уезжали?

- В "Алании" меня обидно на трансфер выставили, за день до окончания заявок. Ицхак Шум со мной, мусульманином, даже разговаривать не стал. Зато своего сына на контракт взял, над которым вся команда потешалась. По мячу попасть не мог. Но я чаще вспоминаю, как за "Шинник" "Спартаку" гол забивал...

* * *

Всякий, приехавший в "Носту", так в городе и оседает - как, например, Олег Синелобов, бывший игрок "Пахтакора". Сейчас руководит ДЮСШ. А тренирует там же Руслан Узаков, другая звезда узбекского футбола 80-х.

Быть может, останется в Новотроицке насовсем и Канчельскис. Предлагаю ему на следующий день после матча проехаться на комбинат. А обратно, до клубного офиса, добираться непременно на трамвае. Андрей Антанасович, искатель приключений, соглашается легко и сразу. Зато женщины из клуба, прослышав о затее с трамваем, отчего-то приходят в ужас...

В день матча состояние у всех близкое к паническому. Пока народ томится в очереди за билетами по 35 рублей, в клубе суета. Пресс-атташе Лариса, разговаривая по двум телефонам одновременно, успевает менять картридж в принтере. Последние приготовления. Стоило возникнуть каким-то вопросам у инспектора, как клубные работники побледнели. Помчались в сторону поля, перепрыгивая через две ступеньки.

Через полчаса та же картина - только бледнеет уже провинциал-инспектор, переступая порог кабинета Канчельскиса. Священный трепет перед встречей со звездой.

* * *

...Канчельскис вертел в руках белую каску.

- Я еще в "Шахтере" играл, так повели нас в шахту на экскурсию. Дали такой же шлем, только с фонарем. Вот это был ужас.

-Что ужасного?

- Не понял, как там вообще люди работают. Узенький проход, на коленях пришлось ползти. Большое было впечатление.

От "Уральской стали" у Канчельскиса впечатление два часа спустя было тоже большое - работяги отпускать не желали гендиректора "Носты". Расспрашивали и расспрашивали. Подбадривая на ходу:

- Даже не сомневаемся, что "Торпедо" порвем! Игра есть!

Канчельскис вспоминал в ответ итальянские свои времена:

- Трапаттони говорил: за красотой надо идти в театр, а в футболе всего важнее результат. Но вы правы, игра у "Носты" есть. Это здорово.

А чуть в стороне гигантские прессы утюжили раскаленное добела стальное полотно. Листопрокатный цех - не шутка.

Канчельскис смотрел во все глаза.

* * *

Если корреспонденту "СЭ" пришлось заполнять целую анкету, чтобы пройти в секретные цеха, то у Канчельскиса пропуск постоянный. Заламинированная корочка. Может ходить хоть ежедневно, подтверждая мысль: всякий человек в этом городе к комбинату имеет отношение.

Например, лидер фанатской группировки "Коза Носта" Михаил Кузнецов - большой человек, зам. начальника цеха водоснабжения. Рассказывает за кружкой пива, как в тяжелые времена готовы были работяги сбрасываться на "Носту" с зарплаты. Из десяти человек бригады семеро давали по червонцу.

- В сентябре 99-го играли в Челябинске с "Зенитом". Оголодали, денег нет - одна радость: в фонтане искупались... И тут нас Денис Бояринцев заметил, светлый человек. Побежал, откуда-то вынес жареную курицу. Денег ссудил опять же. А еще одну курицу массажист "Носты" притащил.

-Хорошие были времена?

- Потрясающие! Кстати, мой отец когда-то был первым фанатом "Носты". Шесть выездов пробил. А уже нам, молодым, недавно четыре простыни выдал, для баннеров.

* * *

До трамвая мы с Канчельскисом добрались-таки.

-Этот подойдет? - спрашиваю . - Народа немного. Не затолкают.

Гендиректор неожиданно посмотрел с сомнением:

- Может, не надо?

-Надо, Андрей Антанасович. Надо.

И мы, собравшись с духом, шагнули вперед. Ехавшие со смены обомлели: неужто тот самый Канчельскис ищет по карманам мелочь - расплатиться за четырехрублевый билетик? А вместо мелочи отыскивает только кредитку?

Клубный "Фольксваген" пыхтел за нами следом, притормаживая на остановках. Но гендиректор выходить не торопился, увлекшись процессом:

- Нам ведь на следующей?

А когда шли через площадь к стадиону, что-то Канчельскис высчитывал. Протянул мне тот самый билетик из трамвая номер два:

- Счастливый!

А трамвай, звеня, ехал дальше. Обычный трамвай - только надпись на борту необъяснимая: "От нашего дома - вашему".

Юрий ГОЛЫШАК

Новотроицк - Москва