Газета Спорт-Экспресс № 225 (4204) от 30 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

1 октября 2006

1 октября 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

Андрей ТИХОНОВ

Сезон еврокубков, хотя и часть обычного футбольного года, но всегда - особая статья. Наверное, это, как в казино: сыграв один раз, особенно если удачно, с нетерпением ждешь новой жеребьевки, постоянно взвешиваешь шансы свои и соперников, а уже с приближением старта предвкушаешь выход на прекрасные поля перед полными ревущими чашами стадионов. Эти острые ощущения стоят того, чтобы сражаться за них в течение всего сезона - в матчах национального чемпионата и розыгрыша Кубка.

Когда "Спартак" выигрывал один чемпионат России за другим, нам часто задавали вопросы: "Выиграв в стране уже все, где вы черпаете мотивацию для новых побед?" Лига чемпионов как раз и была тем, что держало нас в чемпионском тонусе на протяжении многих лет.

Сезон у нас в отличие от европейских - с весны до осени, и к концу его, естественно, накапливается усталость, физическая и моральная. В том числе и у команды, постоянно отстаивающей свой чемпионский титул. Казалось бы, дополнительные матчи на европейской арене становятся обузой. На самом же деле все наоборот! Не знаю, откуда у нас с наступлением евросезона появлялись новые силы, огромное желание играть, побеждать. Вероятно, нормальное человеческое подсознание устроено именно так для восприятия праздников: положительные эмоции побеждают физическую усталость.

Конечно, важную роль играло и содержание учебно-тренировочного процесса в "европейский" период. Любопытно, что и тренерский облик - не знаю, осознанно или нет, - меняется с вступлением команды в Лигу. Видимо, тренер, испытывая резко возросшую ответственность за результат, становится по отношению к игрокам жестче, эмоциональнее, заметно нервничает, кричит, нетерпим к моментам, которые обычно прощает в играх национального первенства. Одновременно в тренировочной работе основной упор им делается на восстановление игроков, тогда как высокие нагрузки почти прекращаются. Становятся интенсивнее медицинские восстановительные процедуры, а в тренировках больше времени отдается разминке, пробежкам, легкой работе с мячом.

В 1996 году, когда параллельно с играми чемпионата России "Спартак" выступал в Кубке УЕФА, пять-шесть раз подряд нам пришлось играть через два дня на третий. Наш тренер Георгий Ярцев в перерывах между некоторыми матчами вообще не проводил занятий на поле: побегаем по берегу Клязьмы - и все. Тем не менее уровень спартаковской игры держался на высокой отметке, не падал. Составить оптимальный график занятий в процессе еврокубков - высокое тренерское искусство. Для российского специалиста оно осложняется еще и определенным отставанием его подопечных от лучших европейских клубов в технике, которое ничем, кроме превосходства в "физике", не компенсируешь. И вот тут надо, с одной стороны, достичь функционального потолка команды, а с другой - не переборщить.

Важна и психологическая составляющая. Если команда выступает в Европе успешно, атмосфера внутри нее нормальная, остается этот фон только поддерживать. Но в случае неудач нервы игроков под повышенным напряжением оголяются. Начинается поиск виновников поражений, и, как правило, таковые находятся. Начинаются взаимные упреки, а порой дело доходит даже до стычек. Но, насколько я знаю, подобное явление типично даже для грандов европейского футбола.

Осень - пора не только еврокубков, а еще и отборочных матчей к чемпионату мира или Европы. И вот тут я заметил неприятную тенденцию и, может быть, не стал бы выносить сор из избы, если бы это была только наша внутренняя беда. Европейские клубные хлопоты, приближение финишной черты национального первенства занимают игроков настолько, что не все едут в сборную с большой охотой. Имею в виду и выступающих у нас легионеров. Возможно, лишь бразильцы несутся в свою сборную, как на крыльях. Среди остальных таких энтузиастов немного. И это проблема, которую, приглашай хоть Гуса Хиддинка, хоть самого успешного супертренера, каким-то образом надо решать нам самим.