Газета Спорт-Экспресс № 83 (3761) от 15 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

15 апреля 2005

15 апреля 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Продолжаем серию публикаций, посвященных предстоящим выборам президента ФХР.

Вчера на наших страницах выступил нынешний руководитель Александр Стеблин, собирающийся баллотироваться на новый срок. А сегодня на вопросы корреспондента "СЭ" отвечает другой кандидат - президент федерации хоккея Санкт-Петербурга.

Александр ЕВСТРАХИН

ПОНИМАЮ, ЧТО ПОКА Я ВЫСТУПАЮ КАК "ПОДПОРКА" К КАНДИДАТУРЕ СТЕБЛИНА

ТРЕНЕРУ СБОРНОЙ НУЖЕН "ДЛИННЫЙ" КОНТРАКТ

-Ваше решение принять участие в борьбе за пост президента ФХР для многих оказалось неожиданным. Чем оно вызвано?

- Не тем, что я считаю, будто в Федерации хоккея России царит застой и там надо срочно что-то менять. Наоборот, на мой взгляд, ФХР развивается вполне нормально и какие-то кардинальные перемены в ее деятельности не требуются. Но есть много локальных вопросов, в которые необходимо вносить коррективы. И мое выдвижение связано как раз с желанием громко заявить обо всех этих наболевших проблемах.

-Например?

- Возьмем ситуацию с тренерским штабом сборной России. Мы много говорим о неудачах главной команды страны, но при этом забываем, что последнего успеха российская сборная добивалась тогда, когда ею руководил Борис Михайлов, имевший пятилетний контракт с ФХР, подписанный, кстати, еще Валентином Сычом. С тех пор ни один тренер сборной у нас не имел "длинного" контракта, и все они выступали как своеобразная "скорая помощь", назначаясь чуть ли не в последний момент. При этом каждый из них был еще и обременен собственными проблемами - одного уволили из клуба, другого, наоборот, пригласили.

На мой взгляд, тренер сборной России должен иметь контракт с ФХР в лучшем случае на весь четырехлетний олимпийский цикл. Причем контракт с соответствующей зарплатой - чтобы человек не поглядывал с завистью на наставников клубов. Можно привести пример соседней Финляндии, где пять лет главным тренером сборной отработал Ханну Аравирта. Он принял команду с золотыми медалями и за время своего руководства лишь пару раз выводил ее в призеры чемпионата мира. Но Аравирта все равно доработал весь положенный ему по контракту срок, а затем его с почестями проводили. В этом и проявляется уважение - и к человеку, и к профессии, и к тому посту, на который его приглашают.

С "ОТКАЗНИКАМИ" НУЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ

-Зарплата главного тренера сборной на уровне клубной - дело хорошее. Но и без того ФХР то и дело жалуется на проблемы с финансированием...

- У нас действительно вечно идут поиски денег для сборных. Хотя в России есть крупные компании, которые проявляют интерес к поддержке не просто хоккея как такового, а именно национальной команды. Более того, у меня есть уверенность, что каждая наша сборная - и молодежная, и юниорская, и юношеская - может иметь спонсора и серьезное финансирование. Просто этим нужно заниматься скрупулезно. И крайне щепетильно относиться ко всем обязательствам, взятым на себя во взаимоотношениях со спонсорами. Если, скажем, какая-то компания дает деньги на первую сборную России, то нельзя на них отправлять молодежку на чемпионат мира. Есть правила игры, и их нужно выполнять.

-Говоря о сборной России, нельзя не затронуть и проблему "отказников". Нынешнее руководство ФХР часто критикуют за проблемы во взаимоотношениях со многими звездами. А вообще, на ваш взгляд, выстраивать подобные отношения - дело федерации?

- Безусловно, федерация должна этим заниматься, причем вплотную. У каждого из так называемых отказников - своя ситуация, свои мотивы. Взять того же Николая Хабибулина, у которого, насколько знаю, с давних времен сохранилась обида за какой-то эпизод из прошлого. Ему я бы порекомендовал посмотреть фильм "Александр Невский". Обиды могут быть разные, но фраза "Забудь ты про этих бояр новгородских - Россия тебя просит" актуальна и сейчас.

Другое дело, что, выстраивая отношения со звездами, при формировании сборной России нужно стараться соблюдать баланс. Вот мы пригласили на ЧМ-2000 в Петербурге 12 самых звездных наших энхаэловцев и что из этого получилось?

НАМ ТОЖЕ НЕОБХОДИМ ПОТОЛОК ЗАРПЛАТ

-Давайте поговорим о других пунктах вашей предвыборной программы. О каких еще наболевших проблемах российского хоккея хотите "громко заявить"?

- Абсолютно неправильна, на мой взгляд, ситуация, при которой положение о чемпионате России утверждают ФХР и коллегия клубов. Мы проводим первенство государства, и утверждать положение о нем должны федерация и государственный орган, отвечающий за спорт, - Федеральное агентство по физкультуре и спорту. Государственные рычаги должны обязательно присутствовать при проведении чемпионата страны. Ведь если мы посмотрим, на какие деньги проводится этот турнир, то в опосредованной форме - например, каких-то налоговых льгот - это все равно деньги государства (металлургических, нефтяных или газовых компаний). Очень много в хоккее и бюджетных денег.

-Что может дать применение такого рычага?

- Простой пример. В суперлиге есть ограничение на количество легионеров. В этом году в лимите сделали послабление, касающееся вратарей. И вы сами видите, что у нас в клубах сейчас делается с голкиперами: на ведущих ролях практически одни легионеры. В итоге сборная России - при отказе Хабибулина и проблемах Набокова - имеет очевидную проблему на этой позиции. У любого из наших конкурентов среди вратарей жуткая конкуренция, а у нас - только головная боль. А теперь предположим, что представители клубов поднимут руки и большинством голосов решат, что можно заявлять на матч двух иностранных вратарей. Что нас ждет тогда?

Поэтому-то государственное регулирование и должно присутствовать. Хотя считаю неправильной и нынешнюю ситуацию, когда президент ФХР по должности является и президентом Профессиональной хоккейной лиги. Вот в коллегию ПХЛ он должен входить - как и руководитель Федерального агентства по физкультуре и спорту и президент ОК России. Причем каждый из них - обязательно с правом голоса. А возможно, и с правом вето.

-Известно, что вы являетесь сторонником идеи введения в суперлиге потолка зарплат.

- Это тоже ключевой момент. Иначе в один момент мы можем оказаться в таком же тупике, что и НХЛ сейчас. По поводу ограничения зарплат игроков могу привести пример соседней с нами Финляндии, где действует очень разумная, на мой взгляд, система. Там сумма максимального контракта хоккеиста в абсолютных цифрах оговорена федерацией. Причем количество максимальных контрактов на всю лигу ограничено. И, чтобы получить этот контракт, хоккеист должен быть членом сборной страны и выступать за нее. То есть контракт игрока в клубе зависит от его позиций в первой сборной. Это помогает решить много проблем.

ДОЛЖНА ЛИ "ЛАДА" ПОЛУЧАТЬ МОСКОВСКИЕ ДЕНЬГИ?

-Закрытие суперлиги, на ваш взгляд, себя оправдало?

- Оценивать эффективность закрытия лиги по нынешнему сезону трудно - из-за локаута за океаном он получился у нас особым. В клубах суперлиги играли около 70 хоккеистов, которых без локаута здесь бы не было. Но вот, например, в последних матчах питерского СКА, когда перед командой уже закрылся шлагбаум в плей-офф, на лед выходили две пятерки из 20-летних ребят. Существуй угроза вылета из суперлиги - тренеры не имели бы возможности обкатывать молодежь.

В свое время существовал проект деления суперлиги на две зоны - "Запад" и "Восток", с тем чтобы команды внутри зон встречались по четыре раза, а с соперниками из другой зоны - по два. Получался своеобразный аналог календаря НХЛ, при котором клубам пришлось бы провести практически то же количество матчей, что и сейчас (56 вместо 60), но за счет сокращения времени на путешествия можно было сэкономить в общей сложности 14 дней.

Хороший проект, но при его разработке мы столкнулись с проблемой: а есть ли в России 20 команд, которые полностью были бы конкурентоспособны в финансовом плане? Вряд ли. Так зачем тогда открывать суперлигу? Чтобы трепать нервы 3-4 клубам, которые станут сменять друг друга с периодичностью раз в два года? Не случайно ведь закрытыми стали хоккейные лиги в Финляндии, Чехии, не говоря уж об НХЛ.

- Но отсутствие мотивации на финише сезона у команд из нижней половины таблицы - очевидный минус закрытой лиги?

- Тут можно рассматривать разные варианты - например, допускать в плей-офф не 8 клубов, а 16. Пусть при этом первый раунд будет даже идти до двух побед. Но должны существовать и финансовые механизмы повышения мотивации у клубов. На мой взгляд, ПХЛ в этом смысле ведет себя неправильно, а федерация ее не поправляет.

Что я имею в виду? Были заключены несколько рекламных контрактов, и все эти деньги лига разделила между клубами суперлиги равными частями. Мы в Питере покритиковали это решение и провели маркетинговое исследование. Оказывается, рекламодатели чемпионата России получили прирост продаж в размере 75 процентов по Москве и Московской области, 14 процентов приходится на Петербург и его пригороды, 6 процентов - на Урал, 3 процента на черноморское побережье (где нет ни одной хоккейной команды) и только 2 процента - на Поволжье.

Исходя из этих данных, логично спросить: с какой стати, например, "Лада" должна претендовать на эти рекламные деньги, если три четверти из них надо сразу же поделить между московскими клубами? Но мы предлагаем иной подход. Не надо их вообще никому отдавать. Пусть взносы команд, доходы от централизованных рекламных контрактов, продажи телевизионных прав образуют, условно говоря, некий "финансовый мешок" суперлиги. А уже из него деньги должны выплачиваться не всем клубам поровну, а в соответствии с достигнутыми ими спортивными результатами. Попал клуб в плей-офф - получает одну сумму, вышел во второй раунд - другую, и так далее. Тут ведь ничего не надо придумывать, этот механизм успешно работает в футбольной Лиге чемпионов.

-Какие еще меры, на ваш взгляд, могли бы поднять уровень нашего хоккея?

- Немало проблем у нас в судействе. В этом году мы, как известно, даже привлекали к обслуживанию нескольких матчей суперлиги иностранных рефери. То ли от нашего врожденного гостеприимства, то ли действительно по делу, но претензий к ним практически не было. Хотя в любом случае это не решение проблемы. Надо создать профессиональную организацию хоккейных арбитров. Причем, убежден, судьи (хоть они и сегодня зарабатывают неплохо) должны получать не меньше хоккеистов. Я имею в виду не мастеров звездного уровня, но игроков среднего уровня суперлиги. Тогда судья станет держаться за свою работу и сам будет заботиться о том, чтобы не потерять квалификацию.

При этом каждый арбитр должен иметь, если так можно выразиться, ограниченное право на ошибку. Скажем, засчитал он в плей-офф гол, которого на самом деле не было, комиссия просмотрела этот эпизод, признала ошибку - арбитру фиксируется первый "прокол". После второго его судейская лицензия автоматически аннулируется, и он теряет право на обслуживание матчей. У нас же, к сожалению, дальше разговоров о низком качестве судейства дело пока не двигается. И это тоже является реальным тормозом в развитии хоккея.

НЫНЕШНИЕ ВЫБОРЫ - ПРОБА СИЛ

-Ситуация, когда спортивное ведомство страны возглавляет человек с хоккейным прошлым, позволяет надеяться на меры по государственной поддержке вида спорта. В чем они могут выражаться?

- Уже много лет у нас в стране находится в "загоне" вопрос подготовки хоккейных тренеров. Посмотрите, ведь столь возрастного тренерского корпуса на уровне профессиональных клубов у нас не было никогда - при всем уважении к этим людям. Великий Тарасов и тот в 60 лет отошел от активной деятельности, а у нас сейчас средний возраст тренеров команд мастеров приближается к этому критическому уровню.

Причина очевидна - никто не "подпирает" их снизу. Высшая школа тренеров давным-давно не работает. Подготовкой кадров не занимаются ни Федеральное агентство по физкультуре и спорту, которое должно было бы решать эту проблему, ни федерация. На мой взгляд, ФХР в данном вопросе должна не ограничиваться выжидательной позицией, а совместно со спортивным ведомством активно искать пути решения проблемы. Тут и финансирование через региональные подразделения обеих структур подготовки детских тренеров, и возобновление деятельности Высшей школы тренеров для тех, кто закончил играть в командах мастеров.

Проблема действительно стоит очень остро. К нам в Петербург часто приезжают детские команды из Швеции и Финляндии, и мы видим, что дети там лучше катаются, лучше оснащены технически. А у нас одно преимущество - физическая подготовка. Но по мере взросления это преимущество нивелируется, в "физике" нас догоняют, а отставание в других компонентах продолжает сказываться.

Подготовка тренеров - один из главных вопросов. Если в нашем городе работают поистине звездные тренеры в школе фигурного катания, то и результат налицо. Поколения фигуристов меняются, а медали чемпионатов мира и Олимпиад по-прежнему приезжают в Питер. В хоккее же мы свои тренерские традиции стремительно теряем.

-Проблем вы перечислили немало. А вы готовы взвалить на себя весь этот груз проблем российского хоккея?

- У меня есть своя программа. Но есть и четкое понимание того, что мои шансы выиграть президентскую гонку минимальны. При этом я 18 лет работал чиновником, имею хорошие связи в структурах власти и теоретически вполне мог бы попробовать подключить так называемый административный ресурс. Но передо мной такая задача не стоит - по той причине, что в большинстве принципиальных вопросов я поддерживаю позицию Александра Стеблина. А в тех, где наши точки зрения расходятся, с ним вполне можно дискутировать - Александр Яковлевич разумный и убеждаемый человек.

Так что на нынешних выборах я выступаю скорее как "подпорка" к кандидатуре Стеблина. Другое дело, что можно предположить такую гипотетическую ситуацию. Выступит, скажем, сборная России неудачно на Олимпиаде в Турине - и это станет таким же катализатором перемен, как футбольные 1:7 в Португалии. Вот тогда мое участие в нынешних выборах можно будет рассматривать как своеобразную пробу сил.

Владимир ЮРИНОВ