Газета Спорт-Экспресс № 70 (3748) от 31 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

31 марта 2005

31 марта 2005 | Футбол - Зарубежные

ФУТБОЛ

СЫГРАЕТ ЛИ "ЧЕЛСИ" С "БАВАРИЕЙ"? ЧТО ОЖИДАЕТ МОУРИНЬЮ?

Ответы на эти вопросы даст контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА, заседание которого должно начаться сегодня примерно в 13.30 по московскому времени.

Ефим ШАИНСКИЙ

из Франкфурта

НЕОСТОРОЖНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

С кем сразится "Бавария" в четвертьфинале Лиги чемпионов? Жребий определил в соперники мюнхенскому клубу "Челси". Но в германских и британских СМИ полной уверенности в том, что этот матч состоится, нет. Причина сомнений - скандал вокруг тренера лондонцев Жозе Моуринью и цепь последовавших за ним событий.

Все началось после первого поединка 1/8 финала Лиги, в котором "Барселона" принимала "Челси" на "Ноу Камп". После окончания игры португальский тренер "аристократов" сообщил, что в перерыве матча его коллега из испанского клуба Франк Райкард якобы о чем-то беседовал в судейской со шведским арбитром Андерсом Фриском. Слова Моуринью подтвердили второй тренер "Челси" Стивен Кларк и отвечающий за безопасность лондонского клуба Лес Майлс. Во втором тайме, напомню, при счете 0:1 судья удалил с поля форварда лондонцев Дрогба, и хозяевам в итоге удалось вырвать победу - 2:1.

В тот же день подогретые высказыванием Моуринью фаны "Челси" начали угрожать Фриску и его семье (у судьи жена и четверо детей) расправой. По словам шведа, угрозы поступали по телефону, по электронной и обычной почте. В интервью шведской Aftonbladet арбитр сказал: "Угрозы шли не только из Англии. Меня охватил такой страх, что я даже запретил дочке открывать почтовый ящик". В итоге Фриск принял решение никогда более не судить футбольные матчи: "Я многим обязан спорту, но безопасность моей семьи для меня самое главное".

ВЗАИМНЫЕ ОБВИНЕНИЯ

Вся эта история, естественно, стала объектом пристального внимания УЕФА, который начал проводить расследование. Союз европейских футбольных ассоциаций даже отправил своего представителя на "Ноу Камп", чтобы тот разобрался в деталях на месте. Выяснилось, что стадион в Барселоне устроен так, что Райкард физически не мог в перерыве между таймами посетить Фриска в судейской. Вскоре стало известно довольно жесткое высказывание Мартина Ингварссона - четвертого арбитра того скандального матча: "То, что говорят в "Челси", - ложь. Никакой беседы Райкард и Фриск не вели. Никто не заходил к нам в комнату. Не знаю, почему англичане это утверждают. Я видел все, что происходило".

Теперь на Моуринью, которого косвенно обвиняют в том, что из-за него завершил карьеру Фриск, ополчились чуть ли не все. Руководитель судейских комитетов УЕФА и Германского футбольного союза Фолькер Рот, например, сказал о тренере "Челси" следующее: "Такие люди, как он, враги футбола". Моуринью в долгу не остался: "У господина Рота есть две возможности: или извиниться, или отвечать за слова в суде".

Но пока отвечать придется португальцу. 31 марта состоится заседание КДК УЕФА, на которое приглашен не только он, но и Кларк с Майлсом. Легко Моуринью точно не будет. Bild приводит слова медиа-директора УЕФА Вилльяма Гайяра: "Встреча в перерыве между Райкардом и Фриском не состоялась. В этом нет никакого сомнения... "Челси" использовал ложь, как тактическое средство перед ответной игрой. Представители клуба попытались с помощью неправомерных высказываний оказать давление на судей и официальных лиц. Они использовали сомнительные методы, которым нет места в футболе... Хотя я и не отвечаю за решение, которое будет принято, но "Челси" может быть дисквалифицирован, а победа со счетом 3:0 присуждена "Барселоне", что для нее означает выход в следующий круг".

Не остался в стороне от всей этой истории и президент ФИФА Зепп Блаттер. В интервью Sun он сказал: "Мне надоели словесные атаки Моуринью. Такое нападение на судью означает нападение на весь футбольный мир... Подобное поведение приводит к проблемам между болельщиками. Настоятельно рекомендую всем уважать арбитров и не забывать о fair play".

ШТРАФ И ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. ВРЯД ЛИ СЕРЬЕЗНЕЕ

В тревожном ожидании последнего дня марта дополнительные гири на души фанов "Челси" кладут сейчас некоторые британские газеты, высказывающие опасения, что слушание по делу Моуринью может быть недостаточно объективным. В частности, обращается внимание, что шеф УЕФА по дисциплинарным вопросам Жозеп Луис Вильясека Гвасч - испанец, у которого к тому же тесные связи с "Барселоной". Ну а каталонцы, разумеется, очень надеются на дисквалификацию лондонского клуба. И хотя известно, что Гвасч не входит в комиссию по "делу Моуринью", он, как пишет Sun, все равно может в какой-то степени повлиять на принятие решения.

Впрочем, большинство все-таки сомневается, что "Челси" лишат возможности бороться за Кубок чемпионов. По мнению печати, вероятнее всего, Моуринью оштрафуют или дисквалифицируют, запретив на несколько матчей находиться на тренерской скамейке. Kicker, например, приводит слова того же Гайяра из интервью агентству Sid: "Господину Моуринью грозят такие же штраф или дисквалификация, какие мог бы ждать в подобной ситуации футболист. Не исключено, что в матчах с "Баварией" его не будет рядом с командой". Обращается внимание и на то, что в любом случае Моуринью может по правилам подать апелляцию.

Ну а что "Бавария"? Менеджер мюнхенцев Ули Хенесс даже не рассматривает возможности исключения "Челси" из Лиги. Он занял благородную и абсолютно беспроигрышную позицию. В интервью на сайте клуба, очень высоко оценив тренерские достижения португальца, он заявил: "Очень надеемся, что Жозе Моуринью в матчах с нами будет сидеть на скамейке. Хотим играть против "Челси" в лучшем его состоянии, а это будет в том случае, если тренер окажется на своем рабочем месте. Действительно, будет очень жаль, если в обеих встречах он не сможет руководить командой со скамейки".

Браво, Хенесс! Высший класс футбольной дипломатии!

P.S. В минувший понедельник Моуринью, находившийся в Израиле, сообщил Channel 5, что лично не видел, как Райкард заходил в судейскую.

- Я только повторил сказанное мне помощниками, - цитирует Моуринью Reuters. - Сам ничего не видел - в перерыве всегда первым покидаю поле. Но я должен доверять людям, с которыми работаю.