Газета Спорт-Экспресс № 252 (3630) от 2 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

3 ноября 2004

3 ноября 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Во время только что финишировавшей Всемирной шахматной олимпиады в испанской Кальвии специальный корреспондент "СЭ" провел опрос среди гроссмейстеров на весьма актуальную сейчас тему объединения шахматного мира.

Каждому было предложено ответить на два вопроса. Ответы были самые разные: лаконичные и дежурные, развернутые и глубокие, спокойные, конструктивные и даже агрессивные. Итак, вот что в итоге получилось.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОЗМОЖНО. НО НЕ СЕЙЧАС

1. Возможно ли в нынешней ситуации объединение шахматного мира?

Майкл АДАМС(Англия):

- Все шахматисты хотят объединения, они только выиграют от этого. Но кое-кому объединение невыгодно, поэтому оно может и не состояться.

Эдуард РОЗЕНТАЛИС(Литва):

- Невозможно.

Александр ЧЕРНИН(Венгрия):

- Судя по интервью Крамника, он не очень-то хочет играть объединительный матч.

Борис ГЕЛЬФАНД(Израиль):

- Очень жаль, что ФИДЕ не выполнила важнейшие пункты подписанной в 2002 году в Праге декларации. Прежде всего речь о передаче организации соревнований профессионалам в этом деле - Бесселю Коку и К°.

До сих пор не могу понять, почему ФИДЕ отменила матч Пономарев - Каспаров. Никто не дает вразумительного объяснения по этому поводу. Президент ФИДЕ Илюмжинов в одном из своих интервью признал, что отмена матча нанесла вред всему шахматному миру, но, мол, они не могли пойти на поводу у Пономарева. Странная логика. Фальсифицировать пункты соглашения можно, ломиться в комнату Пономарева в Вейк-ан-Зее можно, а провести с ним нормальные переговоры нельзя?

80 процентов гроссмейстеров - за классический контроль времени, но ФИДЕ, похоже, это не интересует. Есть маразматический проект сокращения нынешнего, уже сокращенного контроля ФИДЕ еще вдвое! То есть делается все, чтобы окончательно уничтожить классические шахматы.

Плохо, что из объединительного процесса исключили Ананда, сильнейшего, согласно турнирным результатам, игрока последних двух лет. Плохо, что потеряно время. Провели странный чемпионат мира в Ливии, на котором ведущих шахматистов можно было пересчитать по пальцам одной руки. Победил Касымджанов, с которым теперь будет играть Каспаров. Но объединяться-то хотели с Пономаревым! То есть внаглую плюют на все шахматное сообщество. К сожалению, объединение окончательно разрушено.

Любомир ЛЮБОЕВИЧ(Югославия):

- ФИДЕ уничтожила классические шахматы этим безобразным контролем времени на своих турнирах. Уже лет двадцать мы слышим: надо ускорить темп игры, чтобы шахматы стали "телевизионным видом спорта". Но, взвинчивая темп, ФИДЕ уничтожает человеческие шахматы и помогает шахматам компьютерным, хотя представляет, как мне казалось, людей, а не компьютеры.

Что касается объединения... Как болезнь можно вылечить, а можно загнать ее внутрь, так и положение в шахматном мире можно кардинально изменить, а можно лишь слегка улучшить. Шахматы уже давно больны. И сегодня Крамник называет себя чемпионом мира, Каспаров считает себя сильнейшим игроком, то есть чемпионом мира, Касымджанов считает себя чемпионом мира, Пономарев не проиграл чемпионат и тоже считает себя чемпионом мира... Кого-нибудь не забыл, кто тоже считает себя чемпионом мира? Да, Бобби Фишер ведь тоже до сих пор считает себя чемпионом мира!

Нужно что-то сделать раз и навсегда, чтобы положение из нездорового превратилось в здоровое.

Адриан МИХАЛЬЧИШИН(Словения):

- Думаю, что в данный момент объединение невозможно. В 2002 году шанс был, а теперь уже другая ситуация. Чемпионом мира ФИДЕ заранее можно считать Каспарова, потому что игра в его матче с Касымджановым будет в одни ворота. Касымджанов фантастически боролся на чемпионате мира в Ливии, но в поединке с Каспаровым его шансы равны нулю. Матч Крамник - Леко и Кубок мира в Ливии никак не сочетаются. В Бриссаго игрался классический матч в классические шахматы. В Ливии разыгрывался Кубок мира. ФИДЕ давно уже не проводит чемпионаты мира, она просто НАЗЫВАЕТ победителей кубковых турниров чемпионами мира. Но те никогда ими не были и не будут! Касымджанов, разумеется, никакой не чемпион мира. Он - победитель Кубка мира ФИДЕ.

Сам по себе Кубок мира хорош, но нет системы розыгрыша первенства мира. И матч Крамника с Леко был не первенством мира - он нелегитимен. Крамник - чемпион мира табачной фирмы "Даннеманн", а до этого был чемпионом мира "Брейн Геймз". Как и Каспаров, выйдя из ФИДЕ и сыграв матч с Шортом под эгидой газеты "Таймс", стал чемпионом мира газеты "Таймс". Он тоже не был легитимным чемпионом мира.

Забавно, что Каспаров, уничтоживший в свое время систему розыгрыша первенства мира ФИДЕ, сейчас в нее возвращается и становится чемпионом мира ФИДЕ. Ситуация напоминает мне сюжет "Тараса Бульбы" в зеркальном отражении. У Гоголя: "Я тебя породил, я тебя и убью". У Каспарова: "Я тебя убил, я тебя и рожу заново".

Системы Кубка мира и классических матчей трудно, а то и невозможно свести в одну. И Крамник это отлично понимает. У меня сложилось такое впечатление, что он этого не хочет в принципе.

Ян ЭЛЬВЕСТ(Эстония):

- Из интервью Крамника я понял, что он вроде не очень собирается играть матч с победителем матча Касымджанов - Каспаров. Это многие предвидели, поэтому и болели в основном за Леко, думая, что если он победит, то с радостью встретится с победителем матча Касымджанов - Каспаров. Всем хорошо известно, что Крамник не выше остальных шахматистов на голову, как когда-то Фишер или Каспаров в лучшие свои годы. У Крамника нет такого превосходства. Но он ведет себя так, будто оно есть.

Если объединительный матч не состоится, то что делать молодым шахматистам и их тренерам? Когда будет один чемпион? По какой системе надо играть, чтобы выйти на матч с ним? Мне кажется, ФИДЕ и г-н Илюмжинов очень мягко ведут себя по отношению к чемпионам мира. А нужны ли они в современном мире? Вот ведь в чем вопрос.

Я сам играю в теннис и очень внимательно слежу за тем, что в нем происходит. В теннисе есть система подсчета рейтинговых очков, позволяющая определять лучшего на данный момент, лучшего по итогам года. Агасси или Сампрасу никогда не приходило в голову, возглавив рейтинг, объявлять себя на четыре года чемпионом мира.

В шахматах все не так. Во-первых, мы говорим, что у нас есть чемпион мира. Во-вторых, мы говорим, что у такого-то игрока самый высокий рейтинг. И, наконец, мы присуждаем "Оскара" шахматисту, который нам больше нравится и который лучше других, по нашему мнению, сыграл в этом году. То есть называем трех лучших. Зачем такой разнобой?

Может, система розыгрыша мирового первенства, которая исправно работала лет 50 назад, сейчас уже устарела? Победителей нокаут-чемпионатов, которые ввел г-н Илюмжинов, никто ведь не признавал чемпионами мира. Это были победители конкретных турниров, не более того. Крамник выиграл у Леко. Он победитель матча Крамник - Леко, не более того.

Я по образованию психолог, и мне хорошо понятно желание людей, присвоивших себе титул чемпиона мира, не расставаться с ним максимально долго. По возможности никогда. Самый яркий пример - Фишер. Он понимал подсознательно, что вечно побеждать нельзя, и уже не мог заставить себя играть. Очень скоро это произойдет с Каспаровым, если не произошло. Один раз он уже проиграл Крамнику. Ничего не поделаешь, такова жизнь - вечно быть первым невозможно.

Евгений СВЕШНИКОВ(Россия):

- Добровольное объединение невозможно. Потому что и Крамник, и Каспаров всегда будут выторговывать себе преимущества. Один - потому что у него рейтинг выше и заслуги перед шахматами больше, другой - потому что считает себя чемпионом мира. А какой Крамник чемпион мира? Ведь он проиграл два отбора! Какое право он имел играть матч на первенство мира с недействующим чемпионом мира? Юридически Каспаров не был на тот момент чемпионом мира, хотя и был сильнейшим шахматистом. Но это не одно и то же.

Матч в 2000-м в Лондоне был коммерческим, и Крамник, выиграв его, доказал, что он может быть претендентом на высший титул. Но чемпиона мира на тот момент не было! Нет его и сейчас.

2. Что бы предложили вы для этого?

Адамс:

- Ничего нового я не предлагаю. Надо провести матч Каспаров - Касымджанов, а его победитель пусть сыграет с Крамником.

Розенталис:

- Ничего не предлагаю.

Чернин:

- Думаю, после матча Каспаров - Касымджанов для выявления единого чемпиона мира идеальным был бы четырехкруговой матч-турнир с участием 6 или 8 шахматистов типа того, что был проведен в 1948 году после смерти Алехина. Можно пригласить на него первых по рейтингу. Но это обязательно должна быть серия матчей между ведущими гроссмейстерами мира.

Гельфанд:

- Необходимо сделать то, о чем договорились в Праге, - передать все организационные функции профессионалам. Неправда, что Бессель Кок самоустранился, как пытаются представить это функционеры ФИДЕ. Есть письмо Кока, в котором он доказывает, что его, выражаясь русским новоязом, "кинули". И Сейравана "кинули". Оставили только своих, которые ничего не умеют и ни к чему не приспособлены. Первый вице-президент ФИДЕ Макропулос давно уже доказал свою никчемность и ненужность, никого кроме Каддафи он найти не смог. А Бессель Кок находил. После Каддафи ни один цивилизованный спонсор не сядет за стол переговоров с ФИДЕ. Репутация шахмат серьезно подмочена.

Хочется, чтобы у нас был нормальный чемпионат мира с нормальным классическим контролем. "Нокаут" лучше, чем ничего, но нормальный чемпионат лучше "нокаута". Я, например, участвовал в нормальных чемпионатах мира, обыгрывал в матчах Крамника, Адамса. А у поколения Петра Свидлера и Александра Морозевича просто украли шанс побороться за титул нормального чемпиона мира.

Сейчас я читаю книгу Каспарова о великих чемпионах прошлого. Какое наслаждение смотреть партии из матчей Петросяна и Спасского! А когда берешь партии чемпионата мира ФИДЕ в Ливии, видишь сплошные зевки, потому что при таком контроле ничего другого увидеть невозможно.

Любоевич:

- Я бы провел двухкруговой турнир с классическим контролем для 10 лучших игроков, и победителя объявил чемпионом мира. Можно пригласить на этот турнир 10 первых по рейтингу. А можно учесть все права - осуществленные и неосуществленные - и устранить все прошлые обиды, пригласив Каспарова, Крамника, Леко, Ананда, Пономарева, Касымджанова, Широва и еще трех лучших по рейтингу. Пусть такой турнир займет почти два месяца, но за ним с огромным интересом будет следить весь шахматный мир! И главное - его победитель будет объявлен чемпионом мира.

Михальчишин:

- Единственно возможным выходом из ситуации считаю круговой турнир с участием 12 шахматистов, не меньше. Состав мне видится таким: Крамник, Каспаров, Леко, Ананд, Пономарев, Касымджанов, Иванчук, Широв, Адамс, Топалов, Морозевич, Свидлер, Грищук. Это один вариант. Другой вариант: расширить список участников до 16 человек и проводить турнир по матчевой системе. А потом надо восстановить уничтоженную формулу розыгрыша первенства мира, найти серьезных спонсоров. Конечно, необходимы люди, которые знают, как это делается. Любой проект упирается в финансовое обеспечение, без которого даже самая красивая идея так и останется воздушным замком.

Эльвест:

- Я считаю, что звание чемпиона мира - реликт советской системы. Ботвинник называл себя чемпионом мира и позволял себе не играть в турнирах, потому что он - чемпион мира. Сейчас жизнь совершенно другая. И тому же Крамнику неприлично называть себя чемпионом мира, не доказывая каждый месяц, каждый год, что он - сильнейший. Возможно, пора ввести в шахматах такую же демократичную систему, как в теннисе. Можно сделать это волевым способом, сказав: будет так - и все. Но в США, где я провожу сейчас большую часть своего времени, обычно решения принимают спонсоры. Я считаю, что дело шахматистов - играть в шахматы. Им не надо ничего говорить. Говорить должны менеджеры, которые появятся, если в шахматах будут хорошие деньги, такие как в теннисе. Почему сейчас так много говорят шахматисты? Потому что условия для игры плохие, а деньги маленькие. Ситуация может измениться, когда в шахматы придут настоящие менеджеры. Ради этого мы в Праге в 2002 году и подписали декларацию об объединении. Не будет его - не придут спонсоры и менеджеры. Все взаимосвязано.

Свешников:

- Единственным способом выявить настоящего чемпиона мира является проведение матч-турнира сильнейших шахматистов. Но только ведь ни Каспаров, ни Крамник на это никогда не пойдут!

КОММЕНТАРИЙ "СЭ"

Сделаем резюме. Я привел лишь часть собранных мною мнений гроссмейстеров. Большинство сходится на том, что выходом из критической ситуации является матч-турнир сильнейших. Крайне любопытно и предложение Яна Эльвеста. Помню, перед чемпионатом мира ФИДЕ в Лас-Вегасе такой же точки зрения придерживался Александр Морозевич.

Но лично мне все же ближе старые традиции построения пирамиды отбора, вершиной которой является матч на первенство мира. Отборочным для претендента может быть и Кубок мира ФИДЕ (по терминологии Михальчишина).

Но как выбраться из создавшейся ситуации? Тут я соглашусь с консультантом американских инвестиционных компаний Эльвестом: пусть проголосуют деньги. То есть спонсоры. Но они не придут в шахматы, если не будет объединения.

Круг замкнулся.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Кальвия - Москва