Газета Спорт-Экспресс № 196 (3574) от 28 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

28 августа 2004

28 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Окончание. Начало - стр. 1

Сергей РОДИЧЕНКО

с Olympic Stadium

НИЖЕГОРОДОВ

Когда я партизанскими тропами прокрался к двери комнаты допинг-контроля, с момента финиша Нижегородова прошел уже час. Это был тревожный час. Непонятно было, в каком состоянии находится спортсмен. А в том, что его состояние очень тяжелое, сомневаться не приходилось.

После того как после финиша Нижегородов опустился на дорожку, к нему подбежали работники медицинской службы и, убедившись, что россиянин находится в полубессознательном состоянии, сразу же вызвали бригаду с носилками. Дениса положили на них и по подбородок накрыли чем-то, напоминающим одеяло. После чего отнесли в медцентр.

Пробыл Нижегородов там более сорока минут, а затем появился в дверях, поддерживаемый нашим врачом и переводчицей. Выглядел он ужасно: ввалившиеся глаза, черные круги вокруг них, готовые в любой момент подогнуться ноги. Попытался спуститься на одну ступеньку, но сделать этого не смог. И его вновь увели в медцентр.

Через десять минут Нижегородов вновь появился в дверях медцентра. Выглядел он не лучше, но шел увереннее, хоть и не без посторонней помощи. Стало ясно, что его ведут на допинг-контроль. И тогда я решил последовать за ним. Скажу честно, обойти многочисленные контрольные посты особого труда не составило, за что особое спасибо беспечным грекам.

Найдя комнату допинг-контроля, я набрался наглости и заглянул в нее. Нижегородов сидел на стуле неподалеку от двери.

- Как вы себя чувствуете? - спросил я.

- А вы откуда? - услышал в ответ.

- Из "СПОРТ-ЭКСПРЕСС".

- Неважно чувствую, - сказал Нижегородов.

А дальше были вопрос и ответ, которые вы уже знаете, - о том, что о гонке наш спортсмен не помнит почти ничего.

После чего я был изгнан из святая святых - и стал ждать у двери, вновь и вновь прокручивая эти 50 невероятных километров в памяти.

...Первый ключевой момент возник, когда после тридцатого километра от лидирующей группы начал резко отрываться поляк Корженевский. Его преимущество над Нижегородовым быстро росло, но и россиянин, в свою очередь, все дальше уходил от китайца Юй Цаохуна, за которым на довольно солидном расстоянии шел Воеводин. Такая расстановка сохранялась почти до самого финиша, где произошел второй ключевой момент - с Нижегородовым. А третий случился, когда на выходе на дорожку Воеводин обогнал вконец обессилевшего китайца.

Однако размышлял о перипетиях гонки я недолго - из двери комнаты допинг-контроля показался Корженевский.

КОРЖЕНЕВСКИЙ

Перво-наперво я поинтересовался, как здоровье его партнера по сдаче допинг-теста Нижегородова. Задал этот вопрос по-английски, а ответ получил на отличном русском языке:

- Пока не очень. Он никак не может отойти от гонки. Но, надеюсь, с ним все будет в порядке.

- А что вы вообще думаете о Нижегородове?

- Денис молод, и у него очень хорошее будущее. Он побил мой мировой рекорд, а это говорит о многом. И, кстати, в связи с этим рекордом я думал, что он не сможет полностью восстановиться к Афинам. Но Денис все-таки был здесь в довольно хорошей форме. А что ждет его в будущем, мы, наверное, узнаем через год. Если хорошо выступит на чемпионате мира в Хельсинки, значит, появилась новая звезда.

- Он может стать новым Корженевским?

- Он может стать только Нижегородовым. Если будет постоянно побеждать всех - станет великим. Но добьется этого, только если его не испортят.

- Что значит - испортят?

- Молодого человека надо тренировать очень внимательно, даже нежно. Ни в коем случае не перегружать его. Многих талантливых молодых ходоков испортили чрезмерными нагрузками. Они их просто не выдержали.

- Сегодня была ваша последняя гонка?

- Да, сегодня я стал пенсионером!

- Вы рады этому?

- Очень! Ведь я ухожу на пенсию, в четвертый раз победив на Олимпиаде. А что касается нового Корженевского, то им может стать только мой сын.

ВОЕВОДИН

Через час после поляка из комнаты допинг-контроля вышел Воеводин. Он сказал, что Нижегородову уже лучше.

- Денис еще молодой, возможно, выбрал не слишком правильную тактику, - заметил бронзовый призер Олимпиады. - Но с другой стороны, я знаю, что он настраивался здесь на максимум. И отдал все силы, в том числе и на борьбу с китайцем. И этим, думаю, помог мне обогнать его. Думаю, что Денис будет главным фаворитом на следующей Олимпиаде - в Пекине. Сила у него есть, техника неплохая - короче, он должен стать очень хорошим ходоком. К тому же Корженевский завершает карьеру - будет попроще. Но хочу сказать, что в Пекине Нижегородову понадобится опытный партнер, и почему бы мне не стать им?

- В середине дистанции вы начали отставать от лидирующей группы...

- Да, но вовсе не оттого, что не смог поддерживать ее скорость. Еще до начала гонки решил: буду идти в своем темпе, что бы ни произошло. И всю дистанцию держал практически ровную скорость. Обогнал на финише китайца просто потому, что он "встал". А вообще я очень рад медали. Ведь мне уже 34 года, и перед стартом в душе свербело: "Неужели опять, как и много раз прежде, остановлюсь в шаге от пьедестала?" Но, наверное, Господь Бог дал мне силы. Я вспомнил, сколько их было положено на пути к этой Олимпиаде, собрался - и добился наконец своего.

- А была перед стартом мысль, что Корженевского все же можно обыграть?

- Не было бы, так сюда вообще приезжать не стоило. Заранее соглашаться на вторые-третьи места никто не будет. Просто сегодня все сложилось в пользу поляка. Хотя, надо сказать, что в его пользу складывается очень часто. А сегодня ему обязательно надо было выиграть, чтобы уйти красиво. Это, конечно, не значит, что мы подарили Роберту победу. Мы сражались изо всех сил - это все видели.

- Как вы перенесли жару?

- Да уж, жарковато было! Очень сложно идти. Но ходьба на 50 километров - это спорт настоящих мужчин, а я себя им считаю. Плюс - выбрал разумную тактику. Да и без везения не обошлось.

- А вы выступали когда-нибудь в такую жаркую погоду?

- Было дело. Кстати, здесь же, в Афинах, - в 1997 году на чемпионате мира. Тогда, между прочим, тоже победил Корженевский.

- Попадали ли в такую же ситуацию, как сегодня Нижегородов?

- Тоже бывало. Подробности гонки, естественно, плохо помню, но зато хорошо - то, что было потом. А был, как говорят ходоки, отходняк. После финиша, когда ты перетерпел усталость и все-таки дошел, организм начинает реагировать. Его же не обманешь. Организм мстит.

- Когда вы сегодня встали?

- В четыре утра.

- А легли?

- В 11. И вроде все выспались. К тому же вчера днем еще поспали. На трассу приехали за час до старта.

- 50 километров - дистанция страшная. Почему вы выбрали именно ее?

- У меня не очень высокая скорость. А психика расположена к длительной монотонной работе. Терпения пройти "полтинник" не хватает многим, даже сильным ходокам.

ДОКТОР НАЗАРЕНКО

Чуть позже из комнаты допинг-контроля ненадолго вышел врач нашей команды Виктор Назаренко.

- Денис уже немножко отошел, - сообщил он. - Чувствует себя получше. Но до нормального состояния еще далеко.

- Что с ним произошло - с медицинской точки зрения?

- Думаю, виноваты жара и духота. Обычно он приходит на финиш в нормальном состоянии.

- Нижегородов стартовал в шапочке, а финишировал без. Не знаете почему?

- Трудно сказать. Думаю, в какой-то момент она начала ему мешать. Такое случается. Он сбросил ее, и это, уверен, было ошибкой.

- Нижегородов помнит, что случилось перед финишем?

- Очень смутно. Когда ему стало плохо, он стал беспокоиться, не догоняют ли его, и обернулся. И тут его совсем повело. Вообще не мог идти. Но каким-то чудом все же взял себя в руки. Главное, как он сказал, ему удалось заставить себя смотреть только вперед, вдаль.

- А как называется состояние, в котором оказался Нижегородов?

- Я бы назвал его тепловым ударом. Кроме того, у него сильнейшее обезвоживание организма. Я заметил, что первые три пятикилометровых круга он не пил воду. Почему - не знаю, но это, думаю, тоже было ошибкой.

- Когда Нижегородова после финиша клали на носилки, его чем-то укрыли. Это показалось странным, ведь он перегрелся.

- Ничего странного. В первые мгновения после финиша он еще чувствовал страшную жару. А потом Дениса начал бить озноб. И правильно, что его укутали.

- Корженевский считает, что между рекордным заходом Нижегородова и олимпийским стартом прошло слишком мало времени.

- Я тоже думаю, что маловато. И это стало одной из причин того, что сегодня случилось. Все-таки 50 километров - это не 20, восстанавливаться надо намного дольше.

- А сколько Нижегородов будет отходить от гонки?

- Парень он молодой, быстро восстановится. Но, конечно, не настолько, чтобы ходить 50 километров уже в ближайшее время.

После слов доктора Назаренко я понял, что за здоровье Нижегородова можно не беспокоиться. Но терзать его расспросами я не стал - и так ясно, что совершил здесь, в Афинах, этот 24-летний парень.

Olympic Stadium. 27 августа. Ходьба на 50 км. Мужчины. 1. Роберт Корженевский (Польша) - 3:38.46. 2. Денис НИЖЕГОРОДОВ - 3:42.50. 3. Алексей ВОЕВОДИН (оба - Россия) - 3:43.34. 4. Юй Цаохун (Китай) - 3:43.45. 5. Хесус Анхель Гарсия (Испания) - 3:44.42. 6. Роман Мадьярчик - 3:48.11. 7. Гжегож Судол (оба - Польша) - 3:49.09. 8. Сантьяго Перес (Испания) - 3:49.48. 9. Юрий АНДРОПОВ (Россия) - 3:50.28.