Газета Спорт-Экспресс № 85 (3463) от 17 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

17 апреля 2004

17 апреля 2004 | Хоккей

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ХОККЕЙ

САМЫЙ НЕЗАМЕНИМЫЙ

Александр ПРОКОПЬЕВ:
"ПОВЕЗЛО, ЧТО ТАК ДОЛГО ПОЛЬЗУЮСЬ ТРЕНЕРСКИМ ДОВЕРИЕМ"

Накануне игр за третье место с чехами рекордсмен России по количеству матчей, проведенных за сборную на этапах Евротура, нападающий "Авангарда" Александр Прокопьев ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Вы являетесь рекордсменом национальной команды в Евротуре по количеству игр и голевых передач. Подобное лидерство для вас что-то значит?

- Знаю, что общее количество матчей за сборную приближается к 150, об этом практически перед каждым турниром писали в газетах. А вот отдельно по Евротуру информации нигде не видел. Если честно, сама статистика для меня мало что значит. Мое лидерство объясняется, скорее всего, тем, что я уже, по сути, ветеран сборной. Повезло, что так долго пользуюсь тренерским доверием.

В СБОРНУЮ ПРИГЛАСИЛ ТИХОНОВ

- Помните свое первое появление в национальной команде?

- Если не ошибаюсь, это случилось в 1993 году в сборной под руководством Виктора Васильевича Тихонова. Я тогда играл в "Кристалле" из Электростали. Мы поехали в большое турне, состоящее из 10 или 11 матчей. Встречались со сборной Канады, с другими командами. Выступали во многих городах. Детали из памяти стерлись, но вроде бы свой первый матч за сборную провел в Калгари.

- Первый гол, первая передача?

- Откровенно говоря, не помню (смеется). Давно все это было.

- Многие тренеры вызывали вас в команду. Чем они вам запомнились?

- Все они являются фанатами хоккея, которые полностью отдаются своей работе, сборной. Раньше в стране был популярен лозунг "За Родину!" Именно этот принцип воплощают в себе эти наставники, и он их объединяет. Они очень требовательны, в первую очередь к себе. Стараются, чтобы команда достойно билась за честь страны. Мне доверяли и Тихонов, и Михайлов, и Васильев, и Дмитриев, и Юрзинов. К Плющеву, который меня вызывал на прошлогодний Кубок "Балтики" приехать не смог из-за травмы.

- Кто из них доверял вам больше?

- Сложно сказать. Наверное, доверяли все, раз уж мне пришлось часто принимать участие в чемпионатах мира, Евротуре, других соревнованиях. Ни с кем не возникало никаких проблем. Игрового времени предоставляли достаточно. Другое дело, что я сам это доверие не всегда оправдывал, наверное, где-то наставники рассчитывали на большее с моей стороны. За исключением сезона-2002, когда мы завоевали серебро ЧМ, каких-то успехов добиться не удалось.

ЛЮБИМЫЙ ЭТАП ЕВРОТУРА - КУБОК "БАЛТИКИ"

- За эти годы вашими партнерами по тройке в сборной были многие мастера. Кого из них можете выделить?

- Так получалось, что в основном это были партнеры и по клубу, так что мне не приходилось перестраиваться. Все ребята меня устраивали, со всеми было удобно выступать. Белов, Воробьев, Кувалдин, Петренко, Афиногенов, Сушинский, Затонский - с ними у меня отличные отношения и на льду, и в жизни.

- Есть ли у вас любимый этап Евротура?

- Пожалуй, Кубок "Балтики". В первую очередь потому, что во время напряженного сезона выпадает редкая возможность побывать в Москве. Естественно, подобное не может не вносить в этот турнир определенную эмоциональную окраску. Кроме того, всегда приятно выступать не перед чужими зрителями где-нибудь в Швеции, Чехии или Финляндии, а перед нашими болельщиками. Их поддержка - это нечто, а атмосфера на турнире потрясающая!

- Можете назвать самый запоминающийся из многих ваших этапов Евротура?

- Очень сложно это сделать. Был один сезон, когда мы хорошо выступали на всех этапах. Не помню точно, но, полагаю, это было перед чемпионатом мира в Санкт-Петербурге. Тогда у нас шла игра, что не могло не отразиться на результате, - мы завершили Евротур на втором месте.

- Какой чемпионат мира наиболее запомнился?

- Безусловно, позапрошлогодний. Наверное, догадываетесь, почему (улыбается). Конечно, потому, что мы тогда завоевали медали.

- За счет чего вам удалось пройти чехов, чуть ли не в три раза уступив им по броскам, а также мощных финнов?

- Очень большой вклад в общее дело внес Максим Соколов, которого просто нельзя не отметить. Кроме того, считаю, в том сезоне национальная команда выглядела очень ровной по составу. Сбалансированы были и нападение, и защита. Мы старались строго действовать перед своими воротами, да и вообще придерживались оборонительной тактики. Все эти факторы и позволили добиться результата.

В ОМСКЕ "СПЛАВА" ТРЕНЕРА НЕ БЫЛО

- На сей раз вы прибыли на сбор после победы в чемпионате страны. Насколько помню, это у вас уже четвертое золото. Отличаются ли такие приезды в национальную команду от обычных, когда не удавалось добиться высшего результата во внутреннем первенстве?

- Не вижу особой разницы. Разве что практически не осталось времени для отдыха, надо было сразу же ехать в Одинцово, потому что начались контрольные игры и тренеры хотели как можно быстрее определиться с составом. Трудно в первую очередь в психологическом плане, потому что буквально через две недели после того, как полностью выложился в чемпионате страны, стартует другой турнир, по силе участников еще серьезнее. Нелегко пройти такую дистанцию на одинаково высоком уровне.

- Чем можете объяснить внезапное преображение своего клуба, который осенью находился на 13-м месте, а в итоге выиграл золотые медали?

- Очень сложный вопрос. Думаю, началось все с того, что мы необычно провели предсезонную подготовку, сделав упор на "физику". Занимались дважды в день на земле, а уже после начала сезона почувствовали, что "не бегут ноги". Начали разбираться в этом, усугубив психологическую атмосферу. Одно могу сказать точно: мы выполняли установки Сергея Рафаэльевича Герсонского, и ни о каком "сплаве" тренера не может быть и речи.

- В тот момент вы являлись капитаном команды и несли, наверное, дополнительную ответственность?

- Так и было. У нас достаточно часто проходили собрания, собирался тренерский совет. Очень долго искали выход из кризиса. Я как капитан, естественно, сильно переживал, анализировал ситуацию, искал причины происходившего. Дело в том, что впервые в жизни стал капитаном, и тут такое... Могу сказать, что, когда на этой должности меня сменил Олег Твердовский, я вздохнул свободнее (улыбается).

- Года четыре назад, когда вы выступали за "Динамо", многие были удивлены, что после ухода Сергея Петренко капитаном команды стал не Прокопьев...

- Отношусь к этому спокойно. Тогда ребята выразили свое мнение, из которого получалось, что заменить Петренко должен Алексей Трощинский. Значит, так тому и быть.

- Значит ли ваш первый капитанский опыт, что больше не возьмете на себя подобную ответственность?

- Ну почему же. Если ребята еще раз окажут доверие, отказываться не стану. Все-таки это не только ответственность, но и определенная честь.

"ДИНАМО" ВМЕСТО ЦСКА

- Первым клубом, откуда вы получили приглашение в сборную, был "Кристалл". Как считаете, почему ваша родная команда нынче находится в столь незавидном положении?

- Основная причина для нашего времени обычна - недостаток финансирования. Завод сейчас не может себе позволить вкладывать деньги в хоккей, потому в команде играет в основном молодежь, которая из-за недостатка опыта не может решать какие-то серьезные задачи.

Знаю, что в настоящий момент "Кристалл" является чем-то вроде фарм-клуба воскресенского "Химика", откуда в команду иногда приходят хорошие мастера, которым необходима игровая практика. За счет этого и удается, наверное, держаться на плаву. Да и школа, из которой вышли многие известные игроки, по-прежнему работает продуктивно. Думаю, при столь крепкой школе и увеличении финансирования электростальский хоккей еще заявит о себе.

- После "Кристалла" вы оказались в ЦСКА. Почему не задержались в нем?

- Я проходил военную службу. Первые полгода отыграл в Твери, а затем попал в именитый армейский клуб. В то время за него выступали такие мастера, как Вячеслав Буцаев, Андрей Коваленко, Владимир Константинов. Команда была очень сильной, и со мной после окончания срока службы просто не стали вести речь о заключении контракта. Я вернулся в Электросталь, где впервые и получил вызов в сборную.

- Следующим вашим московским клубом стало "Динамо". В его составе вы дважды выиграли золото чемпионата, завоевали Кубок МХЛ. В какой команде стали тем Прокопьевым, который сейчас известен?

- Фундамент, конечно, был заложен в "Кристалле". Очень многое мне дали полтора года, проведенных в ЦСКА. Но как игрок сборной я сформировался именно в "Динамо", с которым мы решали серьезные задачи, где мне довелось поиграть с большими мастерами и самому вырасти, хочется надеяться, в такого мастера (улыбается).

- Два сезона вы выступали за чешский "Витковице". Об этом этапе вашей карьеры известно немного. Восполните пробел?

- Тот чемпионат достаточно силен, мы дважды завоевали медали: в первый мой сезон стали вторыми, а на следующий год - третьими. Игра в Чехии многое дала мне в плане профессионализма. Там никто не станет будить игрока, приглашать его на тренировку, следить за режимом. Обо всем надо заботиться самому. Кроме того, европейская жизнь отличается от нашей, тем более семилетней давности.

- Как ваша семья чувствовала себя за границей?

- Знаете, как раз в тот период я расставался со своей первой женой.

РЕШИЛ ОСТАТЬСЯ В ОМСКЕ

- Уже второй год ходят слухи, что вы намерены покинуть "Авангард". Но после пятой финальной игры с "Магниткой" появилась информация, что контракт продлен. Что из вышесказанного является правдой?

- В общем-то все. Я уже четыре сезона провел в Омске. Появилось желание вернуться домой. Причем оно есть в основном у семьи. Это вполне объяснимо и, считаю, понятно всем. Однако после того, как мы в этом сезоне завоевали золото, я решил, что от добра добра не ищут, и продлил контракт. В "Авангарде" меня все устраивает. Сильная команда, серьезные задачи - что еще надо профессионалу?

- Большинство мастеров высокого уровня стремятся поиграть в НХЛ. Почему вы не попробовали свои силы за океаном?

- Не имел такой возможности. Дело в том, что я так и не был задрафтован ни одной из команд НХЛ. Соответственно, меня не приглашали в тренировочные лагеря, не следили за моей игрой. Однажды был шанс пробиться в эту лигу через независимый клуб, но данный вариант отпал сам собой.

- У вас достаточно внушительная серия из наград различного достоинства и различных турниров. Как считаете, вы полностью реализовались как хоккеист?

- Думаю, не могу так сказать - ведь в составе сборной выиграл лишь одну медаль. Вообще тема национальной команды для меня всегда актуальна. Я принимал участие в семи или восьми чемпионатах мира, а особых достижений не имею. В этом - мой резерв. Клубной же карьерой доволен.

- В сборной вы старожил. Сейчас команда тренируется в Одинцове, раньше дислоцировалась в Новогорске. Какая база вам больше по душе?

- Конечно, одинцовская! Здесь появились современный дворец, хорошая гостиница, созданы все условия для тренировок. Есть бригада людей, которая все хозяйство поддерживает в отличном состоянии.

База в Новогорске построена давно, она устарела и морально, и физически. И качество льда, и качество хоккейной коробки оставляют желать лучшего. Там очень высока вероятность получения травмы, что, сами понимаете, не может нас не беспокоить. Поэтому однозначно мои симпатии на стороне одинцовской базы.

НАДЕЮСЬ ИГРАТЬ С СУШИНСКИМ

- В нынешнем сезоне вы вновь играли в национальной команде в основном с партнерами по клубу. Удивлены, что на сборах перед чемпионатом мира вы надели белый свитер, а Максим Сушинский - красный?

- Это случилось, когда мы только приехали в Одинцово после финала. Первая тренировка прошла для нас в щадящем режиме, учитывая усталость после только что закончившегося чемпионата. Думаю, нас наверняка вновь объединят в одном звене.

- Уже определилась пятерка, в которой станете выступать на мировом первенстве?

- Думаю, пока о какой-либо ясности говорить рано. Скорее всего, нашу с Сушинским связку тренеры разбивать не станут, а по другим позициям гарантии сейчас никто не даст. К примеру, вчера нашим партнером был Сергей Мозякин, а сегодня - Саша Скугарев. Если же говорить об обороне, то Олег Твердовский выходит с нами более или менее постоянно, что вполне понятно - мы ведь из одного клуба, а вот его напарники тоже меняются. Ими уже были и Василий Турковский, и Александр Рязанцев. Словом, тренеры пока ищут оптимальные сочетания, и точный состав нашей пятерки неизвестен.

- Есть ли что-то новое в подготовке национальной команды к мировому первенству?

- Необычное, пожалуй, в том, что ребята из НХЛ приехали сразу после окончания регулярного чемпионата и тренируются вместе с остальными сборниками. Очень полезно заниматься вместе с ними. Во-первых, учиться никогда не поздно, а во-вторых, появляется дополнительное время для совместной подготовки. Все-таки в Одинцово приехали хоккеисты из разных клубов, и нам необходимо, что называется, притереться друг к другу.

- Принципиально ли будет по итогам двух матчей с Чехией завоевать третье место в Евротуре?

- Результат, конечно, всегда важен, но в данном случае гораздо важнее, чтобы тренеры определились с составом и игрой. Не думаю, что занять, скажем, третье место в Евротуре принципиальнее, чем как следует подготовиться к мировому первенству.

ПРОТИВ ЯГРА

- Какие эмоции у вас вызывает присутствие в составе соперника суперзвезд типа Яромира Ягра или Мартина Страки?

- Да какие эмоции... Они должны оставаться вне площадки. Просто такие мастера подстегивают, заставляют больше концентрироваться на матче, не терять внимания. На площадку выходят живые люди, играть можно со всеми.

Мне доводилось уже соперничать с Ягром на чемпионате мира в Швеции в позапрошлом году. Иногда приходилось сталкиваться с ним на площадке. Очень сильный мастер, что тут говорить. Партнеры постоянно пытаются найти его передачами, потому что он способен за счет индивидуального мастерства решить исход любого момента. Ну а чем закончился тот турнир, я уже говорил.

- Сборные Чехии и Канады приедут на мировое первенство в очень сильных составах, у них много хоккеистов из НХЛ. За счет чего можно бороться с ними?

- В первую очередь за счет игровой дисциплины. Мы должны четко выполнять установку, которую предложат тренеры. Кроме того, назвал бы еще самоотдачу. Не зря говорят, что порядок бьет класс. Ну и самое главное - не только не давать играть сопернику, но и самим показывать свой хоккей. Если все это у нас получится, позапрошлогоднее серебро чемпионата мира не будет единственной наградой, завоеванной мною в составе национальной команды.

Александр МАЛЫШЕВ