Газета Спорт-Экспресс № 51 (3138) от 7 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

7 марта 2003

7 марта 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей МАКАРОВ

СВОЙ ДРАФТ И СВОЯ ЛИГА

В нашем хоккее, как и в нашей жизни, слишком много поспешности и радикализма. Мы хотим немедленно все улучшить, забывая о том, что "быстро" и "хорошо" - не одно и то же.

В уставных документах Госкомспорта записано великое множество задач. Но, по сути, перед Вячеславом Фетисовым стоит лишь одна: создать и внедрить такие законы и правила, при которых большому бизнесу станет выгодно вкладывать деньги в спорт. Иными словами - в здоровье нации.

А бизнес идет туда, где есть интерес людей. Интерес к хоккею в провинции огромен. Теперь он возвращается в Санкт-Петербург и Москву. Но бизнес немедленно откатится от хоккея, столкнувшись с неопределенностью и постоянными изменениями в правилах игры. Подчас - прямо во время самой игры. У России еще не было двух чемпионатов, проведенных по одним и тем же правилам. А игра без правил - это инвестиционная катастрофа.

Теперь правила собираются менять вновь, говоря о расширении лиги до 20 команд. Начинают обсуждать тему в марте, решение примут к августу и к старту следующего чемпионата поставят всех перед свершившимся фактом. И заставят тренеров опять изобретать новые тренировочные графики. А это уже хоккейная катастрофа.

Лично мне импонирует предложение об условном закрытии суперлиги. В российских условиях оно несет гораздо больше плюсов, чем минусов. Прежде всего позволит строить долговременные планы по развитию хоккея в регионах, а значит, делать их привлекательными для бизнеса. Но при этом ни в коем случае нельзя сбиться на навал и закрыть суперлигу, что называется, к утру. Нужен предварительный период - несколько сезонов, чтобы подготовиться к такому закрытию. За это время надо выработать четкие законы и условия для вступления в новый формат: минимальные требования по бюджету клуба, количеству и качеству ледовых дворцов, содержанию фарм-клубов и детско-юношеских школ. Установить "испытательный" срок для улучшения условий от минимальных до требуемых. И лишь затем можно будет стартовать.

И тогда нам не придется отпевать челябинский "Мечел" - а в случае вылета из суперлиги это произойдет наверняка. Тогда клуб из моего родного города сможет пойти по пути "Ванкувера", который несколько лет отсиделся в низах дивизиона, поднакопил силенок, сыгрался, а теперь лидирует в регулярном чемпионате, не имея звезд в составе. А дальше... Почему бы клубам российской суперлиги, к примеру, не участвовать в драфте наравне с командами НХЛ? Не ко времени локаута, и не на страницах "СЭ", а на самом деле. Фантастика? А приезд Глинки год назад не казался фантастикой?

Главным препятствием при создании закрытой лиги считается отсутствие спортивного принципа. Дескать, начнутся договорные матчи. Простите, а с кем договариваться и для чего, если не будет "гибнущих"? Зато главным достоинством станет финансовая привлекательность и отсутствие риска, который в нынешнем чемпионате составляет (по числу вылетающих команд) почти 25 процентов - непомерную величину для тех, кто вкладывает в дело свои деньги.

Нам надо заново строить наше хоккейное хозяйство - начиная от ледовых дворцов, которые даже у многих ведущих команд 25 - 30-летней давности, и заканчивая отношением к болельщику. Тому болельщику, который в недалеком будущем станет основным спонсором клубов. В большинстве американских городов отношение к хоккею весьма прохладное - у них ведь есть американский футбол, баскетбол, бейсбол. Поэтому хоккейный бум там вынуждены создавать искусственно. Болельщиков, например, начинают завлекать от станции метро - призами, конкурсами, сувенирами от клуба, песнями и плясками.

У нас такой необходимости нет, российский хоккейный бум идет сам собой и - вопреки всему. А с ним еще и пытаются бороться. Ситуация, схожая со сложившейся в Санкт-Петербурге, когда после нескольких аншлагов команда едет играть, извините, на каток, в экономически нормальной стране невозможна. Это означало бы полный провал всего клубного руководства. Еще одним провалом стали бы повальные обыски и избиения болельщиков, практикуемые на московских стадионах - даже несмотря на то, как серьезно относится теперь Америка к вопросам общественной безопасности.

Нашему хоккею нужны перемены, нужны незашоренные деловые люди с соответствующим образованием и знаниями, готовые - без боязни потерять кресло - взять ответственность на себя. Такие, как Владимир Плющев. Мы пока не знаем, насколько верны его шаги в качестве тренера национальной сборной. Но он их сделал, не побоявшись ответственности - и уже за это достоин уважения. Он хочет доказать всему миру правильность своих решений, а мы уже сейчас критикуем его, называя ошибками то, чего еще не проверено на практике. Но самое главное достижение Плющева в другом - уже давно мы не ожидали чемпионата мира с таким нетерпением и надеждой.

А это и есть тот самый интерес, с которого я начал.