Газета Спорт-Экспресс № 283 (2776) от 8 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

8 декабря 2001

8 декабря 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

ИТОГИ СЕЗОНА

Лучшего прогнозиста прошедшего сезона Валерия Маслова в 60-е годы называли "мотором" футбольного "Динамо", "человеком с двумя сердцами", а на льду - "виртуозом оранжевого мяча".

Валерий МАСЛОВ

ЖИЗНЬ НАУЧИЛА МЕНЯ РАЗБИРАТЬСЯ В ПСИХОЛОГИИ

Маслов - последний из могикан, тех, кто проводил летний и зимний сезон от звонка до звонка, один из немногих, кто успешно выступал за сборные футбольную и по хоккею с мячом. Владимир Федотов однажды очень точно подметил характерную черту Маслова футболиста: "Я могу отбегать по полю с полной выкладкой 90 минут, Маслов - 190!" В составе футбольного "Динамо" он становился чемпионом и обладателем Кубка СССР, в составе хоккейного - многократным чемпионом страны, хоккейной сборной многократным чемпионом мира. И премиальную подписку "СЭ" Валерий Павлович выиграл скорее всего благодаря своему колоссальному опыту.

- Случайно, - считает он сам. - Повезло. Никакой закономерности на этот счет вывести не могу.

- Может быть, вам и раньше везло: в лотерею, на тотализаторе, в карты?

- В лотерею и на тотализаторе не играю, а в карты - да, особенно в преферанс, где надо просчитывать варианты, неплохо получается.

- Перед тем как успешно предсказать результаты футбольного тура, наверное, тоже пришлось просчитывать варианты?

- Конечно, а еще у меня почти всегда есть чутье на исход какой-то игры.

- Что первостепенно: чутье или анализ?

- Первое неотъемлемо от второго. Например, накануне матча второго круга "Динамо" ЦСКА большинство предсказывало победу объективно более сильным армейцам. Но сразу несколько факторов настораживали меня, отдал предпочтение "Динамо" и оказался прав.

- Наверное, потому, что болели за свое бывшее "Динамо"?

- Ни за "Динамо", ни за другой клуб не болею. Обычно прихожу на матч с друзьями-приятелями и начинаю принципиально болеть против них, их любимого клуба, подначиваем друг друга, и время игровое проходит веселее.

- Но за "Локомотив" своего давнего друга Юрия Семина болеете при всех обстоятельствах.

- За Семина - да, при всех, даже когда заранее уверен, что его команда проиграет.

- Например?

- Последний пример - матч с "Хапоэлем". Ехал в Раменское без всякого настроения, уже зная, чем дело кончится.

- Откуда?

- Из "СПОРТ-ЭКСПРЕСС".

- Что-то я подобного прогноза на наших страницах не заметил.

- Он напрашивался, стоило внимательно почитать интервью с игроками "Локомотива". Один ставит себе четверку за сезон, и наверное, не помнит, что это он притормозил молодежную сборную в чемпионате Европы, да и Остерц в Тель-Авиве на его совести. Другой поиграл полсезона и устал... Я вот прилично играю на бильярде, но сыграю партию-другую и устаю. А в футбол, в хоккей готов играть с утра до вечера, потому что люблю, не могу прожить без них. Почему "Ювентус" играет третий матч за неделю, а его игроки бегут, бьются? Да, проиграли они "Арсеналу", но не стояли ведь и упрекнуть их за поражение язык не повернется. Нам же все время вдалбливают, что восстановление игрока происходит только через три дня на четвертый. А ведь подготовленному футболисту стоит после игры нормально поспать, и он в порядке.

- Но у "Локомотива" уже месяц почти нет игровой практики.

- А весь сезон они разве не практиковались, разве уголь грузили? У нас все время - то перебор этой практики, то недобор, а воз ни с места.

- Вы, значит, накануне матчей и прессу анализируете?

- Сейчас зачастую решающим является психологический фактор. Перед моими глазами игрока, а потом тренера - в спорте прошли, наверное, тысячи людей, сама жизнь учила разбираться в психологии. Интервью с игроками дают в этом смысле многое, в том числе и для определения исхода предстоящего матча. Тем более если сам близок к какой-то команде.

- Но ко всем 16 командам высшего дивизиона сразу не приблизишься.

- Исход матчей целого тура на сто процентов, думаю, никто не предскажет, а если называешь еще и точный счет, это уже просто везение. Потому что и в игре от фарта зависит очень многое. Хотя известно, что везет сильнейшему.

- Всегда ли? Был в вашей биографии матч - переигровка в Ташкенте за звание чемпиона СССР "Динамо" - ЦСКА в 1970 году. Тогда объективно сильнее считалось "Динамо", которое и вело - 3:1 после первого тайма. А выиграл - 4:3 ЦСКА.

- Значит, "Динамо" выглядело лучше по ходу сезона в целом, а именно на тот день ЦСКА сильнее оказался.

- Особенно в обороне.

- Да, мы сыграли в обороне не лучший свой матч, и наш тренер Константин Бесков даже обвинил меня и Витю Аничкина в продаже матча.

- Трудно себе такое представить.

- Да ничего подобного не могло быть, наше поколение и в мыслях себе такого не позволяло. Живы большинство участников и очевидцев той игры. И никто не предъявлял нам упреков. Да, и Бесков, как мне кажется, с самого начала в это не верил, просто надо было найти козлов отпущения. Потом он, конечно, эти обвинения снял.

- Возможно, на ход его мыслей повлияло присутствие в Ташкенте, на матче целой компании знаменитых картежников, которые по слухам прокручивали еще и подпольный тотализатор.

- Да, и я, и другие игроки знали этих ребят, которые помимо карт, по-настоящему увлекались футболом, ездили на самые важные матчи, сами часто выходили с мячом на поле, что интересно, все в белых рубашках. А Лева Кавказский был даже моим дальним родственником по линии жены. Но мы и слова не слышали от них о том, чтобы что-то схимичить в игре. А Бесков, когда их всех увидел в гостинице: "О, мафия подъехала", говорит. Мы-то тут при чем?

- Видимо, тренер знал, что вы любите преферанс?

- В "Динамо" мы им редко баловались. Вот в калининградском "Вымпеле" играли с утра до вечера.

- А по жизни вы - везучий человек?

- Конечно, если вспомнить, с кем довелось играть вместе. Уже на "Фрезере", когда только начинал, играл в хоккей за 1936 год рождения, вместе с Эдуардом Стрельцовым, который мог бы стать великолепным хоккеистом.

- Это в команде на четыре года старше, да еще при вашем-то росточке?

- В хоккее все же полегче, чем в футболе. И потом меня в выездных матчах не выпускали, чтобы не убили. Тогда мужики на первенство Москвы рубились не на жизнь, а на смерть. Позднее, в Жуковском, у нас собралась потрясающая юношеская команда - правый инсайд Игорь Ромишевский, будущий многократный чемпион страны, мира, Европы по хоккею с шайбой, - центральный нападающий - Валентин Денисов - будущая футбольная звезда "Торпедо" и ЦСКА, левый инсайд Толя Козлов, долго игравший "в шайбу" в "Химике", чей сын Слава еще недавно выступал в НХЛ за "Детройт". Потом некоторых из нас пригласили в команду мастеров калининградского "Вымпела", успешно выступавшую в высшей лиге. А через год мы и футбольной командой пробились в чемпионат СССР, в класс "Б", разгромив в финальных играх Коломну, атаку которой вели будущие игроки сборной Эдик Малофеев и Владимир Пономарев, - 7:1 в гостях и 4:1 дома. А как везло мне в хоккее с партнерами - в "Динамо" и сборной: Папугин, Измоденов, Осинцев, Атаманычев, всех звезд и не перечислить, а такого профессионала, как наш вратарь Анатолий Мельников я никогда больше не встречал.

- В "Динамо" тоже оказались благодаря везению?

- Сто процентов. Динамовский селекционер Владимир Федин приехал смотреть нападающего "Вымпела" Кулагина, а присмотрел меня. Порешили так: если вдруг не подойду в футбол, то уж в хоккей буду играть точно, я уже чемпионом мира был. Как раз пришла пора призываться в армию, я два месяца прятался от ЦСКА, пока не оформили мой призыв в "Динамо".

- В хоккее вы не раз становились чемпионом мира и в футболе могли бы привезти из Англии медали мирового первенства 1966 года. Известно, что тренер той сборной Николай Морозов приглашал вас на сборы. Не повезло?

- Сам, можно сказать, отказался. Морозов меня приглашал, но ставил условие, чтобы я пропустил год в хоккее. Ответил: буду я играть в хоккей или нет, от меня не убудет, в футбол хуже играть от этого не стану. Не хотел я бросать хоккей, у меня в нем легче получалось. В футболе все через работу шло, а в хоккее постоянно вдохновение присутствовало, и от этого я получал ни с чем не сравнимое удовольствие. Сказал Морозову: "Буду рад играть за сборную, если подойду, но хоккей не брошу". Больше он на меня внимания не обращал, и в футбольную сборную меня пригласил только сменивший Морозова Михаил Якушин.

- Оглядываясь на 60-е годы, не могу вспомнить, чтобы вы пропускали матчи из-за травм.

- В этом смысле везло, первую серьезную травму получил только в самом конце спортивной карьеры. Мы покрепче нынешних были. Бывало, голеностоп раздуется - в бутсу не лезет, но разотрешь его мазью, запихаешь в обувку - и на поле. Однажды перед матчем мирового первенства по хоккею где-то в конце 60-х годов обуваюсь, а наши защитники Рыбин с Даниловым балуются тогда еще новыми норвежскими оранжевыми мячами, присылают один прямо мне в нос, я - в нокауте, перелом. Врач напихал мне в ноздри бинта - и на лед, весь матч, кстати, очень тяжелый, отыграл.

- Сегодня ваши предчувствия относительно исхода того или иного матча нередко оправдываются. А когда сами играли, не приходилось ощущать чего-либо подобного?

- Частенько накатывало, и, как правило, угадывал. Однажды даже поспорил на два ящика водки, что мы выиграем в Москве на "Динамо" у своих главных конкурентов за золото в хоккее с мячом свердловских армейцев со счетом 7:2, а я забью седьмой мяч. И вот время истекает, счет 6:2, судья собирается дать финальный свисток, а я подхватываю мяч и забиваю седьмой гол.

- Куда же вы потом столько водки дели?

- Выпили, конечно, куда же ее денешь? Всей командой.

- Очередную подписку "СЭ" на 2003 год собираетесь выигрывать?

- Почему не попробовать, вдруг опять повезет?

Павел АЛЕШИН