Газета Спорт-Экспресс № 213 (2706) от 17 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

17 сентября 2001

17 сентября 2001 | Мини-футбол

МИНИ-ФУТБОЛ

Константин ЕРЕМЕНКО

ЖИЗНЬ ПО СОБСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ

"Лучшим бомбардиром Кубка европейских чемпионов стал забивший 8 мячей Константин Еременко. Его же единодушно признали и лучшим игроком турнира. Впрочем, слово "лучший" уже давно неотделимо от фамилии Еременко, и его очередной успех никого не удивил".

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС", 12 мая 1999 года

КОГДА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ СЕРДЦЕ

На прошлой неделе знаменитый 31-летний лидер мини-футбольной сборной России и "Дины" Константин Еременко объявил об окончании спортивной карьеры.

- Пришлось принять непростое решение, но сейчас я убежден, что сделал правильный выбор, - говорит Еременко. - В последнее время ощущал дикую усталость, причем не столько физическую, сколько психологическую. Все время быть на виду - нелегкое испытание. Жизнь профессионального спортсмена высокого класса подчинена одной цели - результату, а ключевые слова - "снова" и "надо". Знаю, что, если надо, и сейчас снова могу стать лучшим бомбардиром любого турнира. Но - не нахожу для этого внутренней мотивации.

Есть и другая сторона медали. Игроки моего поколения сегодня не играют - доигрывают. Было бы совсем неправильно, если бы когда-нибудь болельщики, указывая на меня, сказали: вот тот самый Еременко, который давным-давно был великим бомбардиром, а сейчас представляет лишь бледную тень самого себя. Ностальгия по футболу? Она останется на всю жизнь. Когда сейчас вижу "Дину" по телевизору или с трибун, захватывает дыхание, в горле - комок. А впереди самый сложный день в моей жизни - день официальных проводов на "пенсию". Знаю: каким бы красочным и праздничным он ни был, морально придется тяжело.

- А правда, что еще год назад врачи настоятельно рекомендовали вам закончить карьеру?

- Да, они считали, что не имеют морального права брать ответственность за мое здоровье из-за проблем с сердцем. Но я тогда проявил упрямство: убедил сам себя, что никто и ничто не сможет помешать заниматься любимым делом. Дал при этом расписку, что за свое здоровье отвечаю сам. Руководство клуба приобрело шоковый аппарат, благодаря которому можно было бы запустить сердце в случае его остановки. Кроме того, во время каждого матча рядом с площадкой находилась реанимационная машина "Скорой помощи". Специально для меня. Сейчас благодарен руководству клуба и его президенту Сергею Козлову, которые поддержали меня в этом решении. Ведь у меня появилось время, чтобы уйти из спорта по собственному желанию, а не по обстоятельствам.

- Был ли какой-то конкретный момент, когда вы сказали себе: это последний мой день в мини-футболе?

- Нет. Но примерно полгода назад я прочитал на одном из интернет-сайтов об игроке французской сборной, который скончался после тренировки из-за остановки сердца. "Минуточку, - сказал сам себе. - Разве мне хочется повторить судьбу этого человека? Да, футбол - это суперудовольствие, кайф, но разве в моей жизни нет чего-то не менее значимого, ради чего стоит жить? Семьи, дочки, перспективной работы?

- Чем теперь намерены заниматься?

- Некоторое время назад стал коммерческим директором "Дины". Так что не сомневаюсь: жизнь после футбола будет не менее интересной и насыщенной.

ГАЛСТУК И СВАСТИКА

Еременко называют гениальным, знаменитым, легендарным, просто лучшим. Чтобы понять, сколь значим он для своего вида спорта, достаточно изучить статистику. За карьеру только в официальных матчах забил 1132 мяча. Лучший в истории бомбардир "Дины" (972) и сборной России (122), чемпионата страны (533), Кубка России (210), Кубка высшей лиги (46), турниров европейских чемпионов и Межконтинентального кубка (61). Обладатель "вечного" рекорда - 91 забитый мяч в 32 играх чемпионата России-1994. Рекордсмен по количеству титулов: чемпион СНГ (1991), чемпион России (1993-2000), 7-кратный обладатель Кубка России, двукратный - Кубка высшей лиги. Трехкратный победитель турнира европейских чемпионов (1995, 1997, 1999 годы), обладатель Межконтинентального кубка (1997). Чемпион Евро-1999 и серебряный призер Евро-1996, бронзовый - Евро-2001, бронзовый - чемпионата мира-1996.

- Только недавно узнал, что с физической точки зрения организм человека формируется в первые три месяца жизни, - говорит Еременко. - Убежден при этом, что менталитет, моральные принципы также закладываются в детстве. В этом отношении повезло - родители воспитывали меня так, как надо. Предоставляли полную свободу действий, но научили при этом стержневым принципам жизни. Взявшись за любую работу, выполняй ее правильно - порядочно, достойно, красиво. Никогда не равняйся на других и не считай, что ты должен жить и поступать как все. Ничего не бойся и будь уверен в себе. И так далее.

- Вы были пай-мальчиком?

- Скорее хулиганом, но имел при этом свои принципы. Мог воровать яблоки, бить стекла, прогуливать школьные занятия, но никогда не позволял себе никого обижать и тем более унижать. Когда настало время, вступил в пионеры и с гордостью носил красный галстук. Считал своим долгом давать по шее тем пацанам, которые рисовали на галстуках и школьной форме свастику. В общем, уже тогда жил по своим принципам и старался сохранять независимость.

ДРАЙЗЕР И "ДНЕПР"

Футбол начался для Еременко, как и для многих других будущих звезд, с дворовой площадки. А к 14 годам он стал лидером юношеской сборной Украины и попал в "Днепр" - команду, ставшую в тот год чемпионом СССР.

- Меня, как перспективного, пригласили учиться в спортивном интернате, что было пределом мечтаний многих сверстников. Но не моим, потому что я ставил задачу стать не только хорошим футболистом, но и полноценным человеком. А это в условиях спортинтерната было совсем непросто. И вот однажды зашел в библиотеку, взял в руки любимого Драйзера и поймал себя на мысли, что не испытываю никакого желания читать. А через некоторое время не смог написать на пятерку сочинение. Тут я испугался: понял, что начинаю тупеть. И принял решение вернуться в нормальную школу. Многие восприняли это так, будто у меня от "звездняка" съехала крыша.

Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни - я мог позволить себе удовольствие запоем читать книги. Ради этого, бывало, прогуливал и занятия в школе, и тренировки в "Днепре". Если попадался в руки свежий журнал "Новый мир", я выпадал из жизни до тех пор, пока не закрывал последнюю страницу.

Правда, в новой школе тоже возникли проблемы. Учителей интересовали не мои футбольные достижения, а знание предметов. Я согласился с ними, но установил свои правила игры. Учителя обижались: почему Еременко не посещает классные и комсомольские собрания, почему сдает работу и уходит с уроков на 30 минут раньше их окончания. "А вы поживите хоть день в моем ритме, тогда и поймете, почему у меня нет времени и желания тратить время без пользы", - отвечал я. Кстати, на всех уроках сидел на первой парте. Во-первых, никогда не боялся, что вызовут к доске, во-вторых, оттуда было проще добраться до выхода. Школу окончил с серебряной медалью.

- А почему не с золотой?

- Когда стал уже относительно известным игроком, во время школьных каникул почти каждый вечер играл во дворе в футбол с мужиками. И однажды летом в команде соперников появился незнакомец, который во время матча в пылу борьбы несколько раз въехал мне по ногам. Попросил его действовать поаккуратнее. Не подействовало. И в конце концов я обиделся: "Еще раз попадешь по ногам, получишь в репу". Мужик от этого только завелся и снова меня подковал. Я свое обещание сдержал: поднялся с земли и врезал ему от всей души. Наступило первое сентября. Первый урок. В класс заходит директор и представляет нам нового учителя английского языка. Будьте любезны - тот самый незнакомец! Наши с ним отношения "почему-то" не сложились, и в итоге в моем аттестате появилась ненужная четверка. Которая, впрочем, не помешала поступить после школы в металлургический институт.

КОЗЛОВ И БОЛЬШОЙ ФУТБОЛ

В телеграмме, которую прислали из ФИФА на имя президента "Дины" Сергея Козлова, говорится: "Мы высоко оцениваем выдающийся вклад Еременко в развитие мирового футзала. Считаем за честь оказать помощь в организации прощального матча Константина".

- Специалисты любят обсуждать феномен Еременко: человек не пробился в основу "Днепра", но сумел при этом стать великим мини-футболистом...

- Без намека на скромность скажу, что у меня были и возможности, и задатки стать хорошим футболистом и на большом поле. Жизнь распорядилась иначе. В межсезонье 1991 года я, чтобы поддержать форму, отправился на чемпионат страны в составе днепропетровской мини-футбольной команды "Механизатор". К своему удивлению, стал лучшим бомбардиром турнира. Затем поехал со сборной СНГ на турнир, где также стал лучшим бомбардиром и был признан лучшим игроком. Там познакомился с генеральным менеджером сборной, а ныне президентом "Дины" Сергеем Козловым, который горел идеей создать на базе сборной мини-футбольную команду. Но для этого, как оказалось, ему был нужен игрок Еременко. "Почему нет?" - ответил я. Почувствовал ведь, что могу стать лучшим в мини-футболе.

Кроме того, никогда не строил из себя бессребреника: на протяжении всей карьеры считал, что мой труд и талант должны оплачиваться по высшему разряду. Так было в "Днепре", так должно было стать в "Дине". А Козлов предложил серьезный контракт, и я принял его предложение без особых колебаний.

- 1991 год - время калифов на час. Тогда можно было за день заработать состояние и так же легко потерять его. Что заставило вас поверить, что Козлов - это всерьез и надолго?

- То, как бережно он относился к своей идее. Благодаря ему смело могу сказать, что в отличие от большинства в команде не просто пришел в "Дину", но создавал ее. Вместе, конечно, с Козловым. Нашему знакомству 10 лет, но я до сих пор не знаю, насколько богат этот человек, и богат ли он в принципе. Зато знаю, что ему удается на протяжении многих лет находить для мини-футбола огромные средства. И что без него эта игра не была бы столь популярна, как сейчас. Его рабочий день заканчивается обычно в 3-4 часа ночи, но уже в 9 утра он появляется в офисе и проводит очередные переговоры. И так на протяжении десяти лет, без выходных.

- Говорят, ваше слово для Козлова - закон. Как, мол, вы скажете, так и будет.

- Это неправда. Я, как и остальные, бывает, часами ожидаю приема в его кабинете. Кроме того, у нас с Козловым случаются размолвки, подчас серьезные. Но в любом случае благодарен судьбе за встречу с ним.

- Можете вспомнить историю, показательную для ваших с Козловым отношений?

- Как-то мне не удалось стать лучшим бомбардиром турнира. Настроение, несмотря на победу команды, преотвратное - я-то анализирую прежде всего свою игру и понимаю, что действовал не так, как должен. Звонит Козлов. "Все нормально, - без предисловий говорит он. - У тебя есть право иногда выступить без куража. И так ведь все знают, кто ты и как много значишь для "Дины". То есть Козлов без слов понимает мои мысли и мое состояние. Или еще история. Выигрываем в 1997 году в Москве Кубок европейских чемпионов. Меня окружают сотни людей, и я не имею возможности уделить ни секунды внимания жене. Обидевшись, она уезжает из Лужников. Не знаю, каким образом это замечает Козлов, но только он набирает ее номер, посылает за ней свою машину и возвращает в Лужники.

- Из-за Козлова вы на протяжении многих лет отклоняли приглашения сильнейших европейских команд?

- Да, но учтите при этом, что, выступая за "Дину", я на протяжении десяти лет был самым высокооплачиваемым игроком в мире. Больше, чем в нашей команде, мне не предлагал никто - ни итальянцы, ни бразильцы, ни испанцы. И, конечно, мне не безразлична честь флага. Я знал, что, выступая за "Дину", могу сделать что-то для престижа страны. Плюс понимал, что ни в одной стране мира не буду чувствовать себя так комфортно, как в России.

- Никогда не задумывались, чем отличаетесь от других спортсменов? Все ведь мечтают стать великими, но мало кому это удается.

- Нехитрая комбинация - трудолюбие плюс талант. Первое даже не обсуждается - я пахал на тренировках с первого до последнего дня карьеры. Причем не могу сказать, что не получал от этого удовольствия. Что же касается таланта, то я всегда на сто процентов уверен в себе. Почти в любой ситуации убежден, что сильнее, что прав. На площадке ни на секунду не сомневаюсь, что принимаю правильное решение. И что если прикоснусь к мячу, он обязательно окажется в воротах. Для меня не стоит вопрос, могу сделать что-то или нет. Конечно, могу! С возрастом, правда, научился у того же Козлова рассудительности.

- На вас никогда не давило, что именно вы должны быть лучшим на поле?

- Нет, потому что никому и ничего не должен. Точка. Если у меня и есть какие-то обязательства, то только перед самим собой. Хорошее у меня настроение или плохое, болит у меня что-то или нет, но я должен быть лучшим на поле. Не для кого-то - для себя. Единственного человека, которого не смогу обмануть ни при каких обстоятельствах. Это эгоизм, но направленный в правильное русло. На благо себе, семье, стране.

- Какой турнир вспоминается чаще других?

- Чемпионат мира 1992 года, в ходе которого я забил 15 мячей. Тогда убедился, что я не просто хороший, а очень хороший игрок. И что не ошибся, когда решил "подписаться" под мини-футбол и "Дину". Были и другие важные победы - на трех кубках европейских чемпионов, на одном - Межконтинентальном. Но главной в моей карьере все равно останется победа сборной на Евро-99.

ДЕТИ-СИРОТЫ И БАНДИТЫ

Еременко всегда производил на меня впечатление незаурядного человека. Причем это касается как его внутренних качеств (более остроумного байкомета в отечественном спорте нет), так и внешнего вида. Костюм от Cerutti, машина Volvo, часы, подаренные лично Борисом Ельциным. Может быть, поэтому ему удалось добиться многого не только на футбольном поле, но и вне его. А главное его детище, которым безмерно гордится, - ежегодный мини-футбольный турнир команд детских домов.

- На одном из матчей "Дины" увидел ребятишек, которые в отличии от остальных болельщиков поддерживали нас как-то скромно. Все были какими-то стандартно-серыми, похожими друг на друга. После матча подошел: оказалось, все они живут в детском доме в городке Хвалынске. Пообщавшись, понял: у них не то что родителей, у них вообще ничего в жизни не было и нет. Задумался: чем могу им помочь? Первое, что сделал с помощью друзей, отремонтировал сам детский дом, в котором, кажется, не было строителей со времен Макаренко и Песталоцци. Но больше всего поразили меня тусклые глаза 7-10-летних пацанов. У них не было интереса к жизни, желания к чему-то стремиться.

Организовали всероссийский турнир по мини-футболу среди детских домов. На первый же подъезжают характерные, конкретные персонажи с "суровыми" лицами. "Кто такой", - спрашивают. - "Константин Еременко". - "А чего тут делаешь?" - "Турнир провожу". - "И все?" - "И все". - "Как так?" - "А вот так. Открывайте глаза и смотрите, как дети играют". "Слушай, - напрягаются собеседники. - Ты нам голову не морочь. Рассказывай, зачем на самом деле приехал". Оказалось, местная братва решила, что я приехал в Хвалынск переделить сферы финансового влияния. Идет следующий турнир, снова появляются "персонажи". "Ты чего, снова здесь"? На третьем турнире уже спрашивали, чем могут помочь. "Ничего, не надо, у нас все есть, - говорю им. - Главное - не мешайте". Ладно братва, я встречал людей, которые утверждали, что мне нужен этот турнир для личного "пиара". Какой, к дьяволу, "пиар"! Благодаря турниру мальчишки стали немного более счастливыми. А когда услышал от одного из них, что благодаря Еременко у него появилась цель в жизни, понял: мне есть чем гордиться.

Никита КИМ