Газета Спорт-Экспресс № 68 (2561) от 27 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

27 марта 2001

27 марта 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМОЕ ХОББИ Аллана СИМОНСЕНА

Сборная России дважды играла с командой Фарерских Островов и оба раза крупно победила, хотя встречу на Фарерах никто из ее участников не назвал бы легкой

Если ты журналист и на твоем веку 18 раз происходила смена тренеров сборной страны, каждый из которых поработал от года до четырех лет, значит, молодость позади. Чтобы в голову не приходили подобного рода грустные мысли, не люблю листать старые подшивки. Вот и вспоминая о матчах сборной России с командой Фарерских Островов, свидетелем которых был, не стал черпать информацию из собственных репортажей шестилетней давности, а постарался восстановить события тех дней по зарубкам в памяти. Разве что статистические данные позаимствовал в справочниках. Правда, и не заглядывая в них, смею утверждать - без риска ошибиться, что впервые с фарерцами мы встретились в рамках отборочного турнира ЧЕ-96 за 13 месяцев до его начала 6 мая в Лужниках. Дата проведения матча не назначалась УЕФА, а определялась по взаимной договоренности сторон, и потому зарубежные клубы не отпустили в Москву наших легионеров. Исключение составило лишь дрезденское "Динамо", поскольку немцы, зная бескомпромиссный характер Станислава Черчесова и его страстное желание выступать за сборную, не посмели сказать ему: "Нет!"

Как бы то ни было, а впервые с начала турнира, в ходе которого мы успели дома разгромить Сан-Марино (4:0), в Глазго и Москве поделить добычу пополам с Шотландией (1:1 и 0:0), превратить в Салониках сборную Греции в "афинские развалины" (3:0), Олег Романцев пригласил на сбор полевых игроков исключительно из российских клубов. И получилось, что соперники толком ничего друг о друге не знали и не ведали.

К примеру, по телевидению, радио и в газетах сообщалось, что к нам в гости едут фарерские рыбаки. На самом деле, как мне удалось выяснить при подготовке к репортажу о матче, в команде обладателя "Золотого мяча" лучшего футболиста Европы 1977 года датчанина Аллана Симонсена, который и поныне ее возглавляет, были пожарные, почтальоны, служащие банков, студенты, но рыболовецким промыслом никто из них никогда не занимался.

Между тем, кто бы ни противостоял российской сборной, у большинства ее футболистов появлялся реальный шанс проявить себя. Кому-то это удалось, кому-то нет, но главное - улов у нас получился неплохим. Трижды мяч оказывался в сетке соперников после ударов Валерия Кечинова, Николая Писарева и Мухсина Мухамадиева. Черчесов же "отстоял" на "ноль", что наверняка не удивило 9500 зрителей, пришедших поддержать своих соотечественников. Остальные, видимо, решили, что в такой игре поддержка необязательна, а с фарерцами можно поближе познакомиться с помощью телеэкрана, на котором каждого из них хотя бы разок покажут крупным планом. Однако дольше других операторы держали в кадре Андрея Пятницкого, замечательного диспетчера ташкентского "Пахтакора", а с 92-го года - московского "Спартака", который на 22-й минуте матча с фарерцами беспомощно распластался на поле. Его вынесли на носилках, а травма оказалась настолько серьезной, что, по существу, поставила крест на карьере Пятницкого, лишив его возможности сыграть в зарубежном клубе. Например, в голландском "Фейеноорде", куда Андрея настойчиво приглашали еще весной 93-го.

В Сан-Марино и Хельсинки, где наша сборная забила 13 (!!!) безответных мячей (7:0 и 6:0), Пятницкий уже не ездил. Так же, как и на Фарерские Острова, куда мы добирались с посадкой в Копенгагене.

Дорога получилась долгой и утомительной: с самолета пересели в автобус, с автобуса - на паром, с парома опять в автобус, который наконец-то доставил нас в двухэтажную гостиницу из красного кирпича, на крыше которой, как на многих фарерских домах, росла зеленая трава. Кстати, отель был весьма комфортабельным, а в сравнении с "казармой" в Римини, где сборная остановилась перед матчем с футболистами Сан-Марино, тянул на все пять звезд.

Но гораздо больше удивила нас природа. По крайней мере я впервые видел, как на отвесных серых скалах растут ветвистые зеленые деревья. Это обстоятельство вселяло надежду, что на поле стадиона в Тофтире будет густая зеленая трава. Но, видимо, вырастить ее, если летом температура не поднимается выше 15 градусов, при сильном, пронизывающем до костей ветре, не так-то просто. Мы убедились в этом накануне встречи во время предматчевой тренировки - когда мяч, подобно маленькому дикому зверьку, не подчинялся воле игроков.

Ребят это огорчило, но не насторожило. Ну а Сергей Кирьяков, выступавший тогда за "Карлсруэ", во время пятиминутного разговора с Симонсеном на немецком (тренер фарерцев гораздо раньше Кирьякова попробовал свои силы в бундеслиге, защищая цвета "Боруссии" из Менхенгладбаха) лишь посочувствовал датчанину, которому постоянно приходилось работать в подобных незавидных условиях. Но самое интересное заключалось в том, что в тот момент Симонсен наверняка не предполагал, что на следующий день от сенсационной победы над русскими его будут отделять всего-навсего полчаса и именно удар Кирьякова выбьет из колеи стойких фарерских бойцов.

В противном случае даже не могу вообразить, кто выступил бы в роли стрелочника, если бы 6 сентября 1995 года мы уступили бы команде Симонсена, который отобрал из 48 тысяч жителей островов (включая стариков, женщин и детей) группу товарищей, считающих своим хобби футбол. Смешно? Но нам с Вячеславом Колосковым на крохотном стадиончике "Свангаскард" было вовсе не до смеха: 30 минут до финального свистка, а счет 2:1 в пользу пожарных, почтальонов, банкиров и студентов...

- Если так все и закончится, ваш рейтинг в ФИФА и УЕФА сильно упадет? - спросил я президента РФС.

- Рейтинг-то не упадет, но в удовольствии сострить по поводу "фарерского сюрприза" там не откажет себе никто, - ответил Колосков, не отрывая глаз от кочковатого поля и непослушного мяча. И как раз в этот момент Кирьяков, вышедший на замену, сравнял счет. Кирьякова поддержали Игорь Колыванов, Илья Цымбаларь и Игорь Шалимов.

Нам с Колосковым пожали руки и завели в комнату, заставленную ящиками виски. И откуда островитяне прознали, что это любимый напиток руководителя нашей делегации? А может быть, он был предназначен еще и для 3500 островитян (уверяю вас - на всех бы хватило), которые пришли на стадион с верой в победу своих? Но свои проиграли, и основной удар пришелся на победителей. Благо Колосков, отметил я про себя, держал удар не хуже Теофило Стивенсона - иначе мой репортаж пришлось бы расшифровывать в Москве всей редакции.

Домой мы добирались теми же видами транспорта - только с обратной последовательностью, что на Фареры. "Не попасть бы в пробку, а то на самолет опоздаем", - с серьезным видом произнес в автобусе Шалимов, и весь салон едва не умер от смеха. Соль шутки заключалась в том, что в общей сложности по дороге туда и обратно на нашем пути встретилось машин пять - не больше.

Если же возвращать разговор снова в футбольное русло, то разница в классе между нашей сборной и фарерской отразилась не только в результатах двух матчей, но и в итоговой таблице, где в графе "поражения" у нас стоял "0", а у островитян - "8" . И не было ничего удивительного в том, что сборная России, заняв первое место в группе, отправилась на чемпионат в Англию, который фарерцы смотрели по телевизору.

Увы, после английского первенства наша сборная тоже превратилась в телезрителей, если иметь в виду, что ни на мировой чемпионат во Францию в 1998 году, ни на первенство континента в Голландию и Бельгию в 2000-м мы не пробились. И вот теперь надеемся добыть путевку на ЧМ-2002 в Японию и Южную Корею. Любопытно, надеются ли на это футболисты Фарер, среди которых нынче три профессионала и их тренер Симонсен, чью работу в футбольных кругах давно охарактеризовали как "самое высокооплачиваемое хобби в мире". Вероятно потому, что имеет он дело все-таки в большинстве своем с любителями, с которыми трудно рассчитывать на серьезный успех на полях старушки Европы.

Тем не менее островитяне так же, как россияне с Большой земли, играют вничью со Словенией (2:2) и уверенно, почти так же, как наши, побеждают Люксембург - 2:0. Кстати, произошло это как раз в минувшую субботу, когда сборная Романцева едва не уступила словенцам. Но вовсе не потому, что соперник укомплектован более классными игроками (уверен, что все наоборот), а потому, что у Сречко Катанеца в Лужниках была команда, а у Романцева - группа из 11 футболистов.

Вот почему во вторник в преддверии третьего за всю историю нашего матча с фарерцами, "когда еще не все потеряно и найдено не все", мне хочется обратиться к руководителям российской сборной с девизом Михаила Жванецкого: "Тщательней, товарищи!" Иначе мы будем гордиться, подобно островитянам, лишь подвигами в рамках отборочных турниров. Не более того...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ