Газета Спорт-Экспресс № 249 (2445) от 30 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

30 октября 2000

30 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Андрей ТИХОНОВ: "ЦЫМБАЛАРЬ НЕ ЗВОНИЛ.
А С ТИТОВЫМ ОБЩАЮСЬ PЕГУЛЯPHO"

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Тель-Авива

Я ведь советовал Андрею Тихонову: "Не меняйте прическу - какой смысл, если "Спартак" снова стал чемпионом, сборная забыла, когда в последний раз кому-нибудь уступала, а вы остаетесь любимцем красно-белой торсиды". А он в ответ: "Нет, все-таки хочется, чтобы мой ежик немного подрос".

А теперь попробуйте угадать, где и когда происходил наш не слишком серьезный диалог с Тихоновым? Ну ладно, не ломайте голову - в третьей декаде февраля в Израиле. То есть именно там, где нынче в третьей декаде октября и оказался Тихонов. С той только разницей, что тогда зимой он готовился к чемпионату России вместе со своими давними и верными товарищами по "Спартаку", а сейчас, осенью, не жалеет себя на тренировочном поле "Маккаби", чтобы достойно дебютировать с новыми партнерами в первенстве Израиля. И хотя Тихонов не ожидал, что его футбольная судьба даст такой резкий крен и забросит из Москвы в Тель-Авив, хотя, по его собственному признанию, отлучение от команды, с которой он провел (и как провел!) без малого девять лет, после возвращения из Мадрида явилось для него полной неожиданностью, - я бы не стал драматизировать ситуацию и сравнивать ее с шекспировской развязкой в "Отелло" или в "Ромео и Джульетте".

Во-первых, потому что в тихоновской истории все живы и здоровы, во-вторых, потому что наш герой быстро взял себя в руки, продолжает заниматься любимым делом - играть в футбол, причем опять-таки в самом популярном клубе страны, чьи футболки, правда, окрашены не в родные красно-белые цвета, а пока еще в непривычные желто-синие. И наконец, если в разгар сезона у тебя появляется столько свободного времени, что в голову приходит мысль: "А не нанять ли мне преподавателя английского, дабы спокойно разговаривать на языке родоначальников самой прекрасной игры XX столетия", - значит, в действительности все обстоит не так уж и плохо.

Но инглиш - это ближайшие планы. А сегодня Тихонов осваивает иврит. И вы знаете - прогресс налицо. Во всяком случае, в субботу я своими ушами слышал, как на вопрос старшего тренера "Маккаби" Нира Левина: "Ма ни шма?" ("Как дела?") - Тихонов, подняв большой палец вверх, с улыбкой ответил: "Аколь беседер" ("Все в порядке"), чем приятно удивил не только Левина, но и стоявшего неподалеку Ави Нимни.

Между тем часы показывали 13.00 и солнце палило нещадно. Тихонов, приехав в тренировочный лагерь клуба в районе Кирьят Шалом, намеревался самостоятельно позаниматься, а потом вместе со мной на машине добраться до городского стадиона "Ришонле-Цион", где через два часа его команде предстояло сразиться с хозяевами поля из "Ирони". Но после короткого совещания пришли к выводу, что будет лучше, если российский легионер отправится на матч в автобусе вместе с остальными игроками. Правда, участия в нем Тихонов не принимал, поскольку кое-какие формальности с заявкой еще не улажены. Тем не менее многочисленные поклонники "Маккаби", будучи уверенными, что Тихонов все-таки выйдет на поле, примчались в "Ришон-ле-Цион", и на две трети трибуны 10-тысячного стадиона заполнили зрители в желто-синих футболках.

Каково же было их разочарование после того, как диктор, объявлявший составы, не произнес фамилию знаменитого новобранца из России. Но это, как выяснилось чуть позже, было первым, однако не последним огорчением болельщиков "Маккаби", которые в любом случае не сомневались в победе своей команды. А на деле довольствовались только ничьей.

А ведь как хорошо все начиналось. В середине первого тайма Нимни после подачи углового в падении головой забил потрясающий по красоте гол. А вскоре и он сам, и его партнеры могли не раз увеличить счет - настолько велико было преимущество гостей. А уж после того, как на 45-й минуте соперники остались вдесятером, все были уверены, что дело дойдет до разгрома. Но футбол непредсказуем и порой не поддается никакой логике. Впрочем, какая-то закономерность в ответном голе все-таки была. Венгерский вратарь "Маккаби" Адам Визер, видимо, настолько перегрелся под лучами солнца или же, наоборот, замерз без работы, что пустил "бабочку" после дальнего удара Хаима Хаджаджа. Представляете себе, мяч от груди голкипера "Маккаби" медленно катится к линии ворот, и, когда Адам в отчаянном прыжке достает его, мяч на считанные сантиметры уже пересекает "пограничную полосу". Главный арбитр смотрит в сторону бокового, а тот уже бежит с флажком к центру. Оплошность венгра оказалась роковой, ибо вырвать победу "Маккаби" не сумел.

- Странно, до этого матча Адам защищал ворота безупречно, - сокрушался после игры тренер вратарей "Маккаби" Александр Уваров. - А с другой стороны, в футболе, как и в жизни, всякое случается. Вы думаете, со мной ничего подобного не было?!

Но я-то уверен, что, играй в тот день Уваров в воротах, тель-авивцы увезли бы из Ришона не одно, а три очка - по крайней мере на тренировках забить ему по-прежнему не так легко. Кстати, с появлением Тихонова в команде фронт тренерской деятельности Уварова расширился. Уж он-то понимает, как сложно на первых порах приходится русскому человеку в чужой стране, даже в той, где часть населения говорит на родном русском. И потому опекает Тихонова, пожертвовав на короткий срок обязанностями примерного семьянина. И в пятницу вечером, и в субботу после матча Уваров помогал коротать время соотечественнику.

Ну а я, составив им компанию, как бы невзначай попросил поделиться Тихонова его первыми впечатлениями о прошедшей игре, о "Маккаби", об израильском футболе...

- Если бы не этот нелепый гол, победа была бы на стороне "Маккаби", - уверял меня Тихонов. - Наша команда играла лучше. Особенно мне понравилась центральная ось, где выделялся своими продуманными действиями и способностью в нужный момент оказаться на огневом рубеже Ави Нимни. Но даже этому отличному игроку тяжело в одиночку дирижировать игрой более молодых и менее опытных партнеров.

- Которые нередко, на мой взгляд, тянут одеяло на себя. Это бросилось в глаза, когда игроки "Маккаби", получив численный перевес, вместо того чтобы сыграть за счет партнеров, старались постоянно идти в обыгрыш и нередко уступали в дуэлях самоотверженным соперникам.

- Я бы не посмел бросать подобного рода камешки в огород "Маккаби". Все играли с огромным желанием победить, порой оно перехлестывало через край, и тогда эмоции брали верх над хладнокровием. Ну и кроме того, удаление соперника сыграло с тель-авивцами злую шутку. Они решили, что три очка уже в кармане. Но об этом можно говорить только после финального свистка, когда счет на табло действительно в твою пользу.

- Вы были в перерыве в раздевалке?

- А что, в принципе, мне там было делать? Я ведь не мог выйти даже на замену.

- Но вы мысленно представляли себя на поле. Может быть, с вашей помощью "Маккаби" одолел бы "Ирони"?

- Не знаю, не знаю... Но если бы я мог участвовать в игре, то постарался бы делать свое дело, как умею. Попытался бы организовать игру на фланге и в центре, помогая в этом Нимни, чуть остудить партнеров и, если бы представился шанс, конечно же, забить.

- Чем, на ваш взгляд, израильский футбол отличается от российского?

- В Израиле, как мне показалось, большинство команд предпочитает строить тактику от обороны и преуспевает в контратаках. Например, в субботу вечером я смотрел по телевизору матч "Бейтар" (Иерусалим) - "Хапоэль" (Хайфа), за который выступают Ульянов и Елышев. Так вот игровое превосходство было на стороне их команды, а счет оказался 3:1 в пользу "Бейтара". И все голы иерусалимцы забили после внезапных и быстрых контрвыпадов. Впрочем, для того чтобы ощутить разницу, надо самому хотя бы разок-другой выйти на поле. Ну а то, что поля здесь очень высокого качества, видно с трибуны.

- А как вам болельщики? По-моему, они такие же темпераментные, как на юге Италии.

- В России зрители не менее эмоциональные, но на трибуну в их компанию лучше не попадать. Можно такое услышать! Мне думается, болельщики во всем мире одинаковые - у них от любви до ненависти один шаг.

- Вам нравится Израиль?

- Мне он понравился с первого взгляда, когда пять лет назад "Спартак" впервые приехал сюда на сборы. Но Израиль мне понравится еще больше, если я заиграю в "Маккаби" в свою силу и услышу добрые слова в свой адрес от тренера, партнеров и болельщиков.

- Однако нынче, отправляясь в Израиль, вы предполагали, что страна находится на военном положении, и считали, что ваша командировка связана с определенным риском.

- Это обманчивое впечатление создалось у меня после того, как в Москве я видел по телевизору кадры хроники напряженной обстановки на границах с палестинской автономией. Но приехав сюда, убедился, что в остальных регионах идет спокойная, нормальная жизнь. Например, дети допоздна гуляют по улицам Тель-Авива, и родители за них абсолютно не волнуются.

- Перед началом сезона вы утверждали, что проведете его в "Спартаке".

- Я в этом не сомневался, хотя летом уже подумывал о том, что если представится возможность поиграть в зарубежном клубе, то ею воспользуюсь. Правда, не в октябре, а в декабре, после окончания сезона.

- Мой коллега, близко знакомый со спартаковцами, сказал, что Цымбаларь после возвращения из Мадрида выразил вам сочувствие по телефону.

- Ничего подобного не было.

- А кто-нибудь из бывших партнеров с вами сейчас поддерживает связь?

- Да. Я нередко разговариваю с Егором Титовым и недавно поздравил его с убедительной победой над "Спортингом". "Спартак" в Лиссабоне сыграл отменно, продемонстрировав современный, европейский, первоклассный футбол. Наши строго действовали в обороне и уверенно воспользовались голевыми ситуациями, которые создали в ходе матча. Конечно, не обошлось без доли везения. Но когда-то "Спартаку" должно было все-таки повезти!

- Смогут ли болельщики "Маккаби" увидеть вас в предстоящем через неделю дерби с "Хапоэлем" из Тель-Авива?

- Надеюсь. Мой вопрос с дозаявкой решится сегодня-завтра. Впрочем, не стоит забывать, что у меня подписан контракт с самарскими "Крыльями Советов", и как сложится моя дальнейшая футбольная карьера, выяснится через пару месяцев.

А пока в воскресенье с утра у Тихонова, как и у всех израильтян, началась новая рабочая неделя. На базе "Маккаби" он тренировался вместе с теми футболистами, которые не принимали участия в субботнем матче. Я обратил внимание, что Тихонов вышел на поле с привычным для него ежиком на голове.

- Вы знаете, в Израиле очень жарко. Ну и потом, короткая стрижка мне все-таки больше к лицу, - заметил Тихонов, надевая в раздевалке желто-синюю футболку "Маккаби".