Газета Спорт-Экспресс № 120 (2019) от 31 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

31 мая 1999

31 мая 1999 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

КТО БУДЕТ ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ ЦСКА?

На этой неделе должен решиться вопрос о том, кто будет главным тренером ЦСКА в сезоне-1999/2000. Как уже сообщал "СЭ", кандидатов двое - Сергей Белов и Станислав Еремин. Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации, сложившейся вокруг должности наставника сильнейшего баскетбольного клуба страны.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ ЕЩЕ ОСЕНЬЮ

Эта история началась еще осенью прошлого года. Тогда ЦСКА, усилившийся в межсезонье рядом игроков сборной России, одержал две победы на старте Евролиги, а затем вдруг начал проигрывать один матч за другим. В конце октября после домашней неудачи во встрече с "Олимпиакосом" серия поражений армейцев достигла трех игр подряд, и руководство клуба решило, что пора принимать меры: американский легионер Рэнди Уайт был отправлен восвояси, а над Ереминым начали сгущаться тучи. До его отставки дело, правда, не дошло, так как никто не поддержал инициативу президента клуба Александра Гомельского. Тем более что атмосфера в команде была, мягко говоря, непростой: последствия августовского кризиса не позволяли вовремя платить зарплату баскетболистам. ЦСКА тут же дважды подряд выиграл встречи Евролиги, в том числе разгромил в Стамбуле "Улкер" с преимуществом в 27 очков, и разговоры об уходе Еремина прекратились.

Однако в турнирной таблице остались результаты тех осенних неудач, которые в итоге и не позволили армейцам получить преимущество своей площадки даже в первом раунде плей-офф Евролиги. Хотя на финише группового турнира ЦСКА выиграл 5 матчей подряд, было уже поздно: слитком далеко ушли вперед мощные "Олимпиакос" и "Киндер". А потом серия 1/8 финала с "Эфес Пилсеном" закончилась кошмарными последними секундами первого овертайма московской игры, когда россияне фактически сами отдали победу противнику, умудрившись - пусть и при явном судейском произволе - за 4 секунды растерять преимущество в 4 очка. Счет 0-2 в серии бесславно завершил выступление в турнире, в котором ЦСКА рассчитывал попасть в четверку лучших. Общее впечатление неудачи, оставшееся от сезона, не сгладила даже уверенная победа в чемпионате России.

К окончанию первенства страны финансовая ситуация в клубе стабилизировалась. Игрокам выплатили практически все долги, и Еремин начал активный поиск защитника и центрового, которые могли бы усилить команду. Однако в середине мая поползли слухи о том, что в ЦСКА сменится главный тренер - место Еремина может занять Сергей Белов. Эта информация вскоре подтвердилась.

КТО АВТОР ИДЕИ? КОНЕЧНО, ГОМЕЛЬСКИЙ!

Главных действующих лиц в этой истории пять: президент БК ЦСКА Александр Гомельский, президент ЗАО "ЦСКА-Холдинг", который руководит экономической деятельностью клуба и является связующим звеном между командой и ее основным спонсором ОНЭКСИМбанком, Андрей Малышев, глава этого банка Михаил Прохоров, главный тренер сборной России Сергей Белов и, конечно же, Еремин.

Естественно, возникают вопросы: что вменяется в вину Еремину и кто является инициатором его возможной замены?

Александр ГОМЕЛЬСКИЙ,президент ЦСКА:

- Не думаю, что все исходит только от меня, хотя я не намерен отрицать роль своей инициативы. Вопрос еще не решен: проблему предстоит обсуждать с Прохоровым - как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Но и Прохоров, и руководство ЗАО "ЦСКА-Холдинг" не могут быть довольны сложившейся ситуацией. Если так будет продолжаться и дальше, ОНЭКСИМбанк просто откажется финансировать ЦСКА, и клуб погибнет.

Мы вернули всех российских игроков, которых выбрал Еремин. Но сохраненное звание чемпиона страны не принесло такого удовлетворения, как в предыдущие годы, так как наши основные соперники - "Автодор" и "Самара" - переживали не лучшие времена. Это не успех - такой чемпионат вообще ничего не стоит. А в Евролиге мы не достигли намеченной цели - "Финала четырех". ЦСКА - профессиональный клуб, и тренеру платят за то, чтобы он решал поставленные задачи. Если этого не происходит, то принимаются организационные меры - вот и все.

В чем вина Еремина? Прежде всего в неправильном комплектовании состава. Станислав Георгиевич настоял на том, чтобы в ЦСКА пришел Уайт, хотя возражения против этого были. Все-таки "Маккаби", отказавшийся от этого баскетболиста, достаточно сильная команда, и там разбираются в баскетболе. Уайт за полсезона нам ничем не помог, пришлось от него избавляться. По настоянию Еремина мы подписали контракт на довольно большие деньги с Кисуриным, а он тоже ничего не показал. В результате первая половина сезона была провалена.

Есть к нему претензии и в плане психологической подготовки баскетболистов: мы по-прежнему сталкиваемся с проблемами в выездных матчах. Команда не умеет настраиваться на большой бой, играет неровно. Думаю, это беда Еремина: у него нет такой харизмы, как у Белова. В начале сезона руководство не устраивала физическая готовность баскетболистов. Что же касается управления командой, то в тех случаях, когда соперник начинает плотно защищаться, игроки практически не знают, что делать и как атаковать. А вспомните четыре последние секунды встречи с "Эфес Пилсеном". Такие матчи тренер просто не имеет права проигрывать. Почти не ведется и индивидуальная работа с баскетболистами.

Нужно когда-нибудь признать свои ошибки! Не помню, чтобы Еремин сказал: "Я был не прав". Всегда у него виноваты игроки, всегда находится, на кого свалить неудачу. Я сам был тренером и считаю, что человек этой профессии должен находить в себе силы признавать свою вину. Станислав Георгиевич - добрый, спокойный, интеллигентный человек. И бесконфликтный. С Беловым, у которого тяжелый характер, работать труднее. Но я согласен терпеть, лишь бы команда побеждала. Белов может наговорить судьям, игрокам, но он способен заставить работать. Баскетболистам передается его нервное напряжение. К тому же Белов лучше проводит атлетическую и психологическую подготовку, поэтому мой выбор пал именно на него. Идеальным стал бы вариант, при котором они работали бы вместе, как в сборной на чемпионате мира. Но это очень сложно осуществить.

- Уточните, пожалуйста, ваше мнение: вы считаете, что Еремина нужно заменить на Белова?

- Да.

Как видите, с точки зрения Гомельского, ситуация предельно проста: тренер не добивается результата, и президент его увольняет. Однако на самом деле все обстоит не совсем так, как пытается представить Александр Яковлевич.

О ТОМ, ЧТО ЕРЕМИН ПОДПИСАЛ КОНТРАКТ С "МАККАБИ", НЕ ЗНАЛ ДАЖЕ... ОН САМ

Андрей МАЛЫШЕВ,президент ЗАО "ЦСКА-Холдинг"

- Кто является инициатором возможной замены Еремина на Белова?

- Предложение исходило от Гомельского. В конце сезона появилась информация о том, что Еремин ведет переговоры с "Маккаби" из Тель-Авива. В такой ситуации мы не могли оставаться безучастными, и предложение президента клуба выглядело вполне логичным.

- Выходит, в клубе были уверены, что Еремин не собирается оставаться в ЦСКА. Почему же он тогда до сих пор в Москве? Может быть, вас неправильно информировали?

- У нас достаточно возможностей получить такого рода сведения. Сначала о том, что Еремин подписал контракт, заявил Гомельский (незадолго до этого он ездил в Израиль. - Л.Т.), а потом мы получили подтверждение и из источника, не имеющего отношения к клубу.

Станислав ЕРЕМИН,главный тренер ЦСКА:

- Категорически заявляю: до 25 мая я не вел никаких переговоров ни с одним зарубежным клубом, хотя предложений - и весьма выгодных - было немало. Лишь на прошлой неделе, когда ситуация в ЦСКА обострилась, я счел возможным предпринять какие-то шаги в этом направлении. Но это вовсе не означает, что я хочу уйти. Иначе меня бы уже не было в Москве. "Маккаби" же давно проявлял ко мне интерес. Осенью, когда мы играли в Стамбуле с "Улкером", израильская команда в тот же день и в том же зале встречалась с "Эфес Пилсеном". Ко мне подошел президент "Маккаби" Шимон Мизрахи. Он знал, что в Москве говорят о моей отставке, и попросил связаться с ним, если я уйду из ЦСКА. Вот и все.

Итак, Гомельский едет в Израиль и после возвращения сообщает Малышеву и Прохорову, что Еремин уже подписал или почти подписал контракт с "Маккаби". В клубе начинают поиск кандидатов на пост главного тренера.

Андрей МАЛЫШЕВ

- Кто первым назвал кандидатуру Белова?

- Гомельский. Это было около двух месяцев назад. Помимо Белова назывались и кандидатуры зарубежных специалистов. Но мы заняли достаточно твердую позицию: ЦСКА должен возглавлять только россиянин, по крайней мере в этом столетии. Я по мере своих возможностей изучил достижения наших лучших тренеров и согласился с президентом: на сегодняшний день самым привлекательным для нас кандидатом помимо Еремина является Белов.

Фантастика! Еще несколько лет назад Гомельский и Белов были непримиримыми врагами - история их конфронтации уходит корнями в 70-е годы, когда Белов играл в ЦСКА и в сборной СССР, а Гомельский тренировал обе эти команды, сейчас же один составляет другому протекцию в лучшей команде страны, а тот, другой, соглашается! Впрочем, Белова можно понять. Тренировать сборную бесспорно интересно, но работа в ней занимает лить около 3 месяцев в году. Раньше, когда Белов являлся еще и президентом РФБ, он не мог пожаловаться на избыток свободного времени, теперь же эту должность занимает Валерий Кузин, к приходу которого в РФБ, кстати, тоже приложил руку Гомельский. Первая попытка Белова возобновить клубную карьеру окончилась неудачей: помешал экономический кризис, из-за которого его новая команда - московский "Спартак" - фактически развалилась. А тут предлагают не "Спартак", а ЦСКА. Любой бы согласился.

ОБОИМ ТРЕНЕРАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ

До поры до времени никаких активных переговоров с Беловым не велось. Но в последние две недели события начали развиваться стремительно. Руководство клуба, уяснив, что Еремин не подписал никакого контракта ни с "Маккаби", ни с каким-либо другим зарубежным клубом, постановило: устроить конкурс. Пусть, мол, оба тренера представят свои программы на будущий сезон, и на основании этих документов будет сделан выбор.

Андрей МАЛЫШЕВ

- Кто первым разговаривал с Беловым по поводу его трудоустройства в ЦСКА?

- Я. Это было в середине мая.

- Кто предложил конкурсную схему?

- Тоже я. Мы встретились, и я попросил Белова представить свою программу. Что он и сделал на прошлой неделе, как договаривались - день в день.

- А Еремин?

- Сначала он в устной форме изложил свои взгляды на будущее ЦСКА. Во вторник (25 мая. - Л.Т.) мы встретились снова, и я спросил, какие конкретные задачи Еремин считает нужным ставить перед командой в новом сезоне и как он думает их решать. Станислав Георгиевич ответил, что не намерен представлять подробную программу, так как считает для себя участие в подобном конкурсе неприемлемым.

- Но все же почему именно письменные программы? Как будто тренеры сдают экзамен.

- В банке, где я работал до ЦСКА, мы часто применяли эту схему тендера, и она приносила неплохие результаты. Я считаю, что это нормальный рабочий процесс, который не ущемляет ничьего достоинства.

- Но согласитесь, банк и баскетбольный клуб - это все-таки не одно и то же.

- Дело - везде дело. Да, Еремин в отличие от Белова работал в ЦСКА все последние годы, а Белов возглавлял не клубную команду, а сборную страны. Но, по-моему, предложенная схема от этого не становится менее логичной.

Именно отказ Еремина представить свой вариант программы накалил обстановку до предела. До этого на протяжении всего сезона Станислав Георгиевич в отличие от Гомельского старался держаться в стороне от конфликта, предпочитая не вступать в открытую полемику с президентом, не говоря уже о том, чтобы предпринять какие-то ответные ходы и перейти в контрнаступление. Это, однако, вовсе не означало, что затевавшиеся интриги не нервировали Еремина. Просто он не забыл, что в свое время именно в команде Гомельского стал знаменитым игроком. К тому же тренер ощущал поддержку других работников клуба, прессы и болельщиков и знал к тому же, что без работы в любом случае не останется. Сколько бы Гомельский ни улыбался иронично, говоря о якобы имеющихся у Еремина предложениях из-за рубежа, отрицать факты ему не под силу. Вот уже не первый год в нашей редакции периодически раздаются звонки, и европейские коллеги сообщают о желании того или иного клуба заполучить наставника ЦСКА и просят сообщить им об отношении Еремина к возможности отъезда в Грецию, Турцию или Израиль. Могу утверждать со стопроцентной уверенностью: таких предложений, какие поступали Еремину за последние два года, в том числе и от "Маккаби", в котором "знают толк в баскетболе", Гомельский даже в зените своей славы не получил бы ни за что. Ни по уровню клуба, ни по сумме гонорара. Это ли не лучшее доказательство профпригодности Еремина?

ИНВЕСТОРЫ ПРИЗНАЮТ СВОЮ ВИНУ, НО ПРЕЗИДЕНТ ЕЕ НЕ ВИДИТ

Еремин не отвечал на звонки из Европы и ждал решения своей участи. Однако, узнав о переговорах между Малышевым и Беловым, решил показать характер. С его точки зрения, ситуация усугублялась двумя немаловажными обстоятельствами. Во-первых, помимо ошибок в комплектовании, а они действительно были, огромную роль в осеннем провале сыграли финансовые проблемы ЦСКА. А во-вторых, никакого контракта с клубом в сезоне-98/99 у Еремина не было. Сумма зарплаты оговаривалась устно, а такие соглашения можно истолковывать по-разному.

Александр ГОМЕЛЬСКИЙ

- Не кажется ли вам, что провал в первой половине сезона был связан не только с просчетами в комплектовании, но и с финансовыми проблемами, которые ЦСКА испытывал осенью?

- Все выплаты игрокам производились и производятся. Была задержка на полтора-два месяца, но раньше-то баскетболисты по полгода сидели без денег.

- Правда ли, что у клуба осталась задолженность перед Ереминым?

- Вы неправильно ставите вопрос. Я не имею права называть конкретные суммы, но знаю точно: Еремин получал в ЦСКА неплохие деньги.

Андрей МАЛЫШЕВ:

- Финансовые проблемы у клуба осенью были, и они во многом помешали Еремину добиться результата. Вина инвестора здесь безусловно есть.

- Что в большей степени сказалось на игре ЦСКА - кризис или кадровые ошибки?

- Думаю, что их роль примерно одинакова.

- Выходит, у Еремина не было полноценной возможности проявить себя, а теперь вы ставите его с Беловым в равное положение.

- Согласен, и именно это обстоятельство может стать весомым аргументом в пользу Еремина.

- Почему Еремин работал не по контракту, а по так называемому джентльменскому соглашению?

- В середине сезона я предлагал ему подписать договор, но Станислав Георгиевич отказался.

- В таком случае говорить о каких-либо долгах или невыполненных обязательствах не приходится?

- По-моему, да. Я считаю, что Еремин получил все оговоренные при заключении этого соглашения деньги и никаких долгов перед ним у нас нет.

Станислав ЕРЕМИН:

- Я не стал подписывать контракт потому, что как военнослужащий не имею на это права.

- Неужели вы еще не уволились из армии?

- Нет. Штатским я должен стать в конце июня. А в детали устного соглашения вдаваться не хочу.

ГОВОРЯТ О НОВОМ ПРЕЗИДЕНТЕ ЦСКА, НО ЭТО - ТОЛЬКО СЛУХИ

Пока Еремин препирался с Малышевым по поводу программы, Гомельский не терял времени зря. Он встретился с мэром Москвы Юрием Лужковым, недавно взявшим БК ЦСКА под свою опеку, и как бы между делом заметил: "В команде, возможно, произойдет смена тренера". Лужков ответил, что подобные вопросы клуб должен решать без него. Примерно в то же время произошел инцидент между Гомельским и его бывшим подопечным по ЦСКА и сборной СССР Александром Волковым, который вместе с другим олимпийским чемпионом Сеула Шарунасом Марчюленисом приехал в Москву на пресс-конференцию, посвященную будущему участию армейцев в первом чемпионате Североевропейской баскетбольной лиги. Пресс-конференция прошла без сучка и задоринки, но в кулуарах Волков, возмущенный безапелляционностью Гомельского, сорвался и разговаривал с ним на повышенных тонах. Говорят, после этого даже всплыла фамилия возможного нового президента БК ЦСКА - Сергея Тараканова. Но это уже из области слухов.

Андрей МАЛЫШЕВ

- Кто будет принимать окончательное решение - помимо, разумеется, Прохорова? Гомельский? Вы?

- К процессу подключился также начальник ЦСКА Михаил Мамиашвили.

- Мнение Гомельского известно. А что думаете вы?

- Я считаю, что оба кандидата пока (разговор состоялся в прошлый четверг. - Л.Т.) находятся в равных условиях и имеют одинаковые шансы. Чью программу признают лучшей, тот и будет тренировать ЦСКА.

- Но Еремин ведь не представил программы.

- Пока - нет. Думаю, у него еще состоится разговор с Прохоровым, в том числе и по этому поводу. Если Станислав Георгиевич все-таки не представит программу, решение скорее всего будет в пользу Белова.