Газета Спорт-Экспресс от 14 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

14 мая 1998

14 мая 1998 | Остальные

ФУТБОЛ

ГЕРМАНИЯ ЖДАЛА РАЗВЯЗКИ В ВОИНЕ ФОГТСА ПРОТИВ МАТТЕУСА ПОЧТИ 4 ГОДА

В сборной Германии Лотар Маттеус отсутствовал 1239 дней. Его просто не хотели там видеть. Но все это время знаменитый футболист, имеющий на своем счету 122 матча за сборную, вел борьбу за свое возвращение. Да и его поклонники не смирились с потерей. Они организовывали опросы населения, во время которых выяснялось, что немцы продолжают верить в возвращение звезды, отлученной от национальной команды. Еще бы немного, и, казалось, будет проведен референдум, но до этого дело не дошло. Берти Фогтс под давлением общественности и обстоятельств вынужден был пойти на попятную. Теперь Маттеус может повторить рекорд мексиканского вратаря Антонио Карбахала, который принимал участие в пяти чемпионатах мира. Есть и другая возможность отличиться: если он проведет на полях Франции хотя бы одну минуту, то в его активе будет 22 матча на мировых первенствах, а это еще одно высшее достижение. Предлагаем вашему вниманию хронику этой войны и мира.

ЯЗЫК МОЙ ВРАГ МОЙ

Июль 1994 года. На чемпионате мира в США Фогтс обвинил Маттеуса в предательстве. Перед игрой с Южной Кореей тренер конфиденциально сообщил своему капитану, что с некоторыми игроками сборной придется проститься. На следующий день в газетах появилось сообщение под громким заголовком: "Четверо должны уйти". Но доказать, что сведения журналистам передал Маттеус, не удалось.

Август 94-го. После поражения в 1/4 финала ЧМ от сборной Болгарии половина Германии потребовала отставки Фогтса. Чтобы сохранить за собой свой пост, тот решил затеять перестройку в команде. "Я не занимаюсь трудоустройством бывших чемпионов мира", заявил тренер и начал готовить почву для расставания с Маттеусом. Такая возможность вскоре представилась.

Маттеусу до 1992 года удавалось избегать тяжелых травм - перерывов дольше двух недель в его карьере не случалось. Но начиная с 1992 года, когда он еще выступал за миланский "Интер", все пошло прахом. Операцию колена ему делали в США, и чемпионат Европы в Швеции он смотрел по телевизору. Итальянцы поставили на нем крест, продав "Баварии". Однако через пять месяцев Маттеус уже был в строю. В начале 1995 года во время товарищеского матча в Билефельде снова случилась беда. Остаток сезона Маттеус провел в обществе врачей, надеялся, что в новом простится с ними, однако судьбе было угодно распорядиться иначе: в июле пришлось вновь ложиться под нож. Очередная пауза в его выступлениях продлилась до 18 ноября. Врачи отговаривали его выходить на поле, но он спешил, поэтому пошел на риск. Стиснув зубы от боли, которая отдает в ногу из-за ущемления нерва в области спины, он не уходит с поля все 90 минут, чтобы доказать тренеру сборной, что тот не прав, не желая вернуть ветерана.

Февраль 96-го. В Германии стало шириться движение за возвращение в сборную Маттеуса, ведь он был нужен на чемпионате Европы в Англии, но Фогте был категоричен: "Этот футболист слишком эгоистичен, чтобы играть в моей команде".

Май 96-го. Маттеус обвинил Клинсманна, заменившего его в роли капитана сборной, в том, что с 1990 по 1994 год он обрабатывал Фогтса, чтобы тот отдал ему эту должность. Тренер заявил следующее: "Пока я руковожу сборной Германии, ноги Лотара в ней не будет".

Июнь 96-го. Президент "Баварии" Франц Беккенбауэр получил письмо от семерки своих футболистов. Клинсманн, Хельмер, Кан, Баббель, Шолль, Циге и Штрунц просили своего шефа воздействовать на распоясавшегося капитана команды. И в семейной жизни Маттеуса все пошло наперекосяк. Его жена Лолита Морена, первая красавица Швейцарии, ушла от него вместе с сыном. "Я дарил Лолите дорогие украшения, выполнял все ее капризы, поставил в ее гараж "Феррари". И вот такая неблагодарность!" - возмущался чемпион мира-90. (В настоящее время семья вновь объединилась. - Б.Т.).

ДЕТЕКТИВ ИДЕТ ПО СЛЕДУ

Ноябрь 96-го. Президент Германского футбольного союза Эгидиус Браун организовал встречу враждующих сторон, но злопамятный Фогте не пошел на примирение.

Лучший футболист мира 1990 года считал, что за его спиной плетутся интриги: "Я ощущаю себя боксером, который после сильного удара покачнулся. Знаю, что есть люди, которые мечтают меня добить". Однако в сборной у Маттеуса оставались и друзья, которые докладывали ему обо всем, что там происходило: "Один из них поведал мне, что во время поездки в ЮАР Юрген Клинсманн и Томас Хельмер убеждали Берти Фогтса закрыть для меня дорогу в сборную". На вопрос, внушает ли доверие источник информации, последовал ответ: "Этот человек никогда мне не лгал". Маттеус пожаловался президенту Германского футбольного союза Эгидиусу Брауну. "Шеф сказал, что переговорил с Фогтсом, но тренер ответил" что ничего не знает. Вероятно, игроки обсуждали меня без его участия".

Однако расследование любимец нации все же продолжил. Маттеус припер к стенке Хельмера, который признался, что разговор о нем с Фогтсом у него был, но дискутировали они о несколько иных проблемах: атмосфера в команде сейчас прекрасная, но существует опасность, что с возвращением бывшего капитана она может ухудшиться. "Откуда такое предвзятое отношение? На чемпионате Европы-92 я не играл из-за травмы, а проблем тогда было еще больше. Это доказывает, что дело вовсе не во мне", - ворчал Маттеус. Он, как заправский детектив, продолжал собирать факты, чтобы понять, что задумал тренер сборной. На видеопленку записывались все интервью Фогтса, в картотеку заносились вырезки из газет. "Многое бы я дал, чтобы заглянуть в мысли наставника и понять, какие цели он преследует, держа меня в напряжении", - говорил футболист своим друзьям.

"Моя проблема в том, что я слишком верю людям. Хотя мне удалось раскусить некоторых из них, играть по их нечестным правилам я не буду. Если Клинсманн, Хельмер и Фогте настроены лгать, это их проблемы, а не мои". Желая окончательно уяснить, кто ему Клинсманн - друг или враг, Маттеус предложил устроить телевизионную дуэль: "Только таким образом я смогу узнать, пытался он помешать моему возвращению в сборную или нет".

Май 97-го. В газете Bild были опубликованы скандальные отрывки из дневника Маттеуса, в которых он вылил много грязи на своих товарищей по команде. Хельмер назвал автора дневника больным человеком, которому надо помочь. Беккенбауэр, хотя он и является почитателем таланта Маттеуса, за такой аморальный поступок отнял у него капитанскую повязку и отдал ее Хельмеру.

Август 97-го. В Германии возникло новое движение за возвращение Маттеуса в сборную. Фогте был непоколебим: "Все уже сказано".

Беда не приходит одна. И на ниве рекламы Маттеус терпит одно поражение за другим. "Пума", его давний партнер, предлагает теперь значительно меньше денег, чем раньше. Попытался договориться с "Адидас", но шеф рекламы этой фирмы Михаэль Риль сказал, что не видит перспектив в их сотрудничестве, так как человек, 15 лет бывший символом их конкурентов, не может теперь работать на "Адидас". Вице-президент "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге рассказывает: "Во время чемпионата 1986 года мы жили в одной комнате с Лотаром. За полтора месяца я его прекрасно узнал. Он фанатик справедливости. Но его недостаток в том, что он не умеет держать язык за зубами".

В ОБРАЗЕ РАСКАЯВШЕГОСЯ ГРЕШНИКА

28апреля 1998 года. Серьезную травму получает стержневой игрок обороны "Шальке" Олаф Тон. Врач клуба Армии Лангхорст вынужден признать, что не может гарантировать полное выздоровление своего пациента к чемпионату мира.

29апреля. Давление на Фогтса растет. За возвращение Маттеуса выступают не только многие тренеры и футболисты, но и большинство болельщиков. Две трети всех немцев (опрос проводил институт GEWIS) считают, что Маттеус должен ехать во Францию. По данным же газеты Bild, 85 процентов специалистов симпатизируют футболисту, отлученному от сборной два года назад.

30апреля. Главный редактор Kicker Райнер Хольцшу пишет в своей колонке: "Голос народа крепнет, а бундестренер в связи с этим уходит в глухую оборону. Если верить опросам, то фанаты в ультимативном порядке требуют возвращения в сборную Маттеуса. Только он способен компенсировать утрату Заммера и возможную потерю Тона. Плюс такого хода: вместо необстрелянного новичка мы получаем маститого последнего защитника. Но Фогте может испугаться, что тихой жизни в сборной с появлением Маттеуса придет конец".

4 мая. В журнале Stern появляется интервью Маттеуса, в котором он предстает в образе раскаявшегося грешника.

-Вы - очень уважаемая персона. Большая часть нации, если бы могла, предпочла бы вас Фогтсу . Мы увидим вас на ЧМ?

- Я еще не знаю. За формирование команды отвечает Фогте. У него своя линия, которую он и проводит в жизнь. Неважно, как тренер решит мой вопрос: от меня вы больше не услышите ни одного плохого слова в его адрес. Не возьмет меня с собой, буду сидеть у телевизора, как обыкновенный болельщик.

-Не верится...

- Придется поверить. Тема давно была исчерпана. Она возникла вновь лишь по чистой случайности - из-за травм Заммера и Тона. Мне уже не 25 лет, а все 37, за моей спиной 4 чемпионата мира. Казалось бы, всего достиг в футболе, но тем не менее я с радостью приму новое предложение, если оно поступит. Все очень просто.

-Совсем даже нет. Сомнения у Фогтса вызывают не ваши спортивные достижения, а человеческие качества.

- Мы оба допустили ошибки, но для меня вся эта история уже в прошлом.

-Некоторые игроки сборной считают иначе. Разве вы не ощутили на себе их неприязнь во время чемпионата мира в США?

- В 94-м в сборной царил хаос. Тогда я и допустил самую большую ошибку в своей жизни.

-Интересно узнать, какую?

- Мне как капитану следовало действовать жестче, ведь я быстро понял, что нас ждут проблемы. Некоторые игроки каждый день 4 поводили за игрой в гольф. Но я не поговорил серьезно с нарушителями дисциплины.

-Что плохого в гольфе?

- Каждому полезно немного сменить обстановку, но в данном случае это переходило все границы. Мои товарищи по команде забыли о футболе. Они вставали на несколько часов раньше и отправлялись гонять шарик, все разговоры были только о гольфе. Как капитан я нес персональную ответственность за этих людей, поэтому считаю себя виновным в том, что произошло.

-...а также, видимо, и в том, что вы не пропускали ни один микрофон?

- Это будет мне уроком. Президент Германского футбольного союза Эгидиус Браун, например, мне как-то сказал: "Парень, я знаю, что твое сердце находится на кончике твоего языка, поэтому закрывай, пожалуйста, почаще рот".

-И вы считаете, что на новом ЧМ вам удастся преодолеть эту свою привычку?

- Обязательно. Там я буду вести себя совершенно иначе, чем 4 года назад. Буду редко давать интервью, не стану так эмоционально реагировать на несправедливость. Так что вы, журналисты, не дождетесь от меня сенсационных заявлений, которые вы могли бы обсасывать несколько дней.

У ИЗГНАННИКА БЫЛИ ХОРОШИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5 мая. Идею вернуть в сборную Маттеуса поддержал Франц Беккенбауэр. Во время презентации передачи "Посмотри много раз", которая под его руководством будет выходить в эфир во время чемпионата мира во Франции, президент "Баварии" отметил: "Альтернативой Заммеру и Тону может быть только Маттеус. Мастерство этого футболиста не вызывает сомнений. Но Фогте - зрелый тренер, поэтому я не собираюсь вмешиваться в его дела. Несмотря на прежний конфликт с Маттеусом, думаю, не будет возражать и Клинсманн. Это его последний чемпионат мира. Ради золотой медали наш бомбардир согласится играть даже с тем, с кем он конфликтовал".

6 мая. В еженедельнике Sport Bild Фогте дает понять, что не исключает возможности привлечения в сборную 37-летнего ветерана, но при этом подчеркивает, что для начала изучит этот вопрос. В кельнской газете Express появляется интервью Томаса Хесслера, в котором полузащитник сборной Германии говорит: "У меня нет никаких проблему Маттеусом. Если бундестренер хочет стать чемпионом мира, он должен усилить команду за счет этого опытного футболиста".

7 мая. Заммер вынужден официально признать, что по состоянию здоровья не сможет принять участия в ЧМ. Лучший игрок Европы 1996 года поедет во Францию только в качестве почетного гостя.

8 мая. Фогте звонит по телефону Маттеусу, но ничего конкретного ему не обещает. "Я буду рад, если в таком солидном возрасте смогу принести пользу германской команде", - повторяет Маттеус.

9 мая. Капитан сборной Германии Клинсманн отмечает: "Если будет решено его вернуть, то команда встретит его с уважением". Маттеус: "У меня с Клинсманном на поле никогда не возникало проблем". С этим согласен Томас Хельмер: "В спортивном плане они всегда находили общий язык". Но в остальном у капитана "Баварии" есть сомнения, которыми он, правда, не хочет делиться: "С одной стороны, я за то, чтобы эти двое работали под одной крышей, но с другой, - нет. И дело здесь не в возрасте, ведь Фриц Вальтер тоже играл на чемпионате мира 1958 года в 37 лет".

10мая. Гамбургская газета Morgenpost сообщает, что фирма "Адидас", которая является официальным поставщиком сборной Германии, потребовала, чтобы Маттеус, если он попадет в команду, сменил бутсы. Но теперь якобы достигнут компромисс: играть он будет в "Пуме", но с наклеенными на обувь адидасовскими полосками.

11 мая. Фогтс объявляет состав сборной, которая поедет во Францию. В ней нашлось место и Маттеусу. Объясняя свое решение, тренер говорит: "Я перестал уже рассчитывать на него, но после выхода из строя Заммера и травмы Тона, с которым нет определенности, мой взор обратился к Лотару. Я задал ему много вопросов. Например, что произойдет, если он не будет играть первый матч? Может ли он представить себя в роли Руди Феллера, которому пришлось дожидаться своего выхода на поле на чемпионате мира 1994 года? То, как Маттеус отвечал, говорит о том, что он сильно изменился. Но я все же ясно дал понять, что и Лотар Маттеус, хотя он был в этом сезоне лучшим в "Баварии", должен относиться к себе более придирчиво". Сам виновник торжества выразил свое счастье такими словами: "Я безмерно рад и сделаю все возможное, чтобы наша команда добилась успеха".

"Для меня это не было сюрпризом, - отметил будущий тренер "Баварии" Оттмар Хитцфельд. - Он как никто другой достоин поездки во Францию". "Я знаю Лотара почти 20 лет. Этот футболист многое сделал для германского футбола, - говорит Эгидиус Браун. - Поэтому я и брал на себя посреднические функции, стремясь сделать так, чтобы противоречия между ним и тренером исчезли". "Два человека длительное время не разговаривали друг с другом, - комментирует новость Bild. - Но теперь они нашли в себе силы пожать друг другу руки. И это делает им честь, ведь теперь Германия поедет во Францию в сильнейшем составе". "Лотар заслужил эту поездку, - говорит спортивный директор "Байера" Руди Феллер. Я никогда не относился серьезно к его прежним диспутам с Фогтсом. Этим двум мужчинам предстоит не жениться, а достойно представлять родину на ЧМ, поэтому на время они могут прикусить свои языки".

Борис ТОСУНЯН