Газета Спорт-Экспресс от 2 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

2 декабря 1997

2 декабря 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Сергей ЖОЛТОК

В НХЛ САМУРАЮ ЛЕГЧЕ ВЫЖИТЬ

Владимир ДИМИТРОВ

из Торонто

Владимир ДИМИТРОВ - собственный корреспондент "СЭ" в Канаде.

"А можно выключить кондиционер? - спросил я Сергея, когда мы вошли в гостиничный номер. - Уж лучше замерзнуть, чем сквозь этот адский шум потом разбирать слова на диктофоне". Жолток щелкнул выключателем, и в комнате сразу стало тихо. Мы уселись за журнальный столик. "А можно я тихонечко-тихонечко апельсин почищу и съем, пока мы будем разговаривать?" - поинтересовался в свою очередь Сергей, и я догадался, что, спеша на встречу со мной, он остался без десерта. Однако очищенный цитрус так и остался лежать на столе - настолько нас увлек разговор об "Оттаве", команде совсем молодой, но уже превратившейся из аутсайдера лиги в грозную силу.

- Наверное, поиграв несколько сезонов в НХЛ, уже не испытываешь волнения перед началом очередного матча. А если это первая игра в плей-офф?

- У "Оттавы" половина состава никогда не выступала в плей-офф. Причем, что особенно важно, опыта подобных матчей не было и у наших лидеров - Алексея Яшина, Даниэля Альфредссона, Александра Дэгла. Но, с другой стороны, большинство хоккеистов в команде не раз и не два играли в плей-офф в младших лигах, поэтому прекрасно знали, что в таких встречах гораздо сильнее чувство ответственности. Могу сказать, что я с первой и до последней игры ни минуты не волновался. Да и у одноклубников мандража не заметил, наоборот, была уверенность в своих силах, что со стороны выглядело даже как некоторая успокоенность.

- Все сходятся на том, что "Оттаве" для победы над "Баффало" прежде всего не хватило опыта. Пока "Сенаторы" в плей-офф сыграли всего 7 матчей. Если бы сразу после поражения от "Сэйбрз" началась еще одна 7-матчевая серия, вы бы ее выиграли?

- Сложно сказать. Наша команда была, пожалуй, сильнее, однако игроки "Баффало" оказались сплоченнее, злее, к тому же они дольше готовились к этой серии. Уже с февраля стало понятно, что "Сэйбрз" наверняка попадет в плей-офф, и все мысли хоккеистов были о будущих решающих играх. Мы же до последнего дня боролись за выход в плей-офф, и когда наша мечта осуществилась, наступило неизбежное расслабление, не позволяющее полностью сконцентрироваться на игре. От подобной эйфории нужно моментально избавляться. Когда началась серия, сразу стало понятно, что "Сэйбрз" больше хотят добиться успеха, чем мы. Да и психологический настрой у соперников был разным. Наша команда считала, что сезон и так удался - впервые в истории клуба попали в плей-офф, и даже в случае поражения мы все равно оставались героями. А для "Баффало" проигрыш означал полный провал. К тому же перед началом серии тренеры и хоккеисты "Сэйбрз" прибегли к стратегической хитрости, принявшись заявлять повсюду, что фаворитами в поединке считают "Сенаторз", тем самым перенеся на нас всю тяжесть общественного прессинга.

-Вы очень удачно действовали именно в последних матчах чемпионата, когда решалось, быть или не быть "Оттаве" в плей-офф.

- В те дни на кон было поставлено слишком многое, и наш коуч Жак Мартин, отбросив все законы и традиции НХЛ, стал включать в основной состав тех, кто действительно был сильнейшим на данный момент. То есть он не обращал внимания на вещи, которые принято учитывать в лиге: у кого большой контракт, а у кого всего лишь двусторонний, кто был выбран в первом круге драфта, а кто только-только вызван из фарм-клуба. На площадку выходили действительно сильнейшие. Мне он сказал, что, мол, не волнуйся, будешь играть центрального нападающего во втором звене и действуй так, как умеешь. То есть мой пусть и скромный опыт выступлений в лиге Мартин предпочел второму номеру драфта Радеку Бонку. Такое доверие со стороны тренера окрыляет, и, думаю, дальнейшее развитие событий показало, что тренер был прав.

-Главным сюрпризом последнего чемпионата мира стало выступление вашей команды - сборной Латвии.

- Плей-офф для "Оттавы" закончился после первого раунда, и через день мы с Алексеем Яшиным улетели в Финляндию. Настроение у нас с ним было, честно говоря, отвратительным. Приехал я в сборную, а там удивительные дела творятся: Латвия к тому моменту успела вничью с канадцами сыграть. Потом была ничья со шведами - 1:1, причем скандинавы сравняли счет лишь в самом конце третьего периода. Так что, попади мы в финальную пульку, хорошенько бы потрепали нервы фаворитам. Забросить шайбу в ворота, которые охраняет Артур Ирбе, очень и очень непросто, а мастеров атаки в нашей сборной хватало. Мы наверняка добились бы на предварительном этапе большего, если бы Артур играл с первого матча. А то ведь вратарем у нас был человек, который выступает во второй российской лиге!

-Интересно получается: рижское "Динамо" обыграло полмира!

- Действительно, наша сборная - это рижское "Динамо" образца 5-7-летней давности. Ныне его представители разъехались по всему миру. Но у нас в составе были и ребята - Тамбиев, Игнатович, Семенов, которые никогда не выступали за "Динамо": они находились на подходе к основному составу, когда команда прекратила свое существование. Я этих хоккеистов хорошо знаю еще с юниорских времен. Сейчас они выступают в датских клубах и находятся в них на ведущих ролях. Естественно, это добавляло им уверенности в собственных силах и позволяло бесстрашно сражаться против представителей ведущих хоккейных держав мира. По американским стандартам ребята особыми габаритами не отличаются, но они выходили на лед и боролись и с американцами, и с канадцами. А голы забивали - пальчики оближешь! Вообще у нас в сборной потрясающий коллектив, такой американцы обычно называют chemistry: это когда поддерживается связь между ветеранами и молодыми, все знают, за что играют. Нет такого беспорядка, как, например, в российской команде: дайте мне капитанскую повязку, дайте мне этот номер.

-Только ли особой атмосферой можно объяснить тот успех, которого добилась сборная Латвии?

- Конечно же, нет. Ребята были в потрясающей физической форме. Во многом потому, что почти все сейчас играют в Европе. Для меня это очевидно, поскольку помню, что собой представляла команда Латвии, когда мы проиграли Белоруссии и не попали на Олимпиаду. Но за сезон выступлений в первенствах Финляндии, Швеции, Германии те же самые ветераны сильно прибавили и к чемпионату мира вышли на пик формы.

-На том первенстве все ведущие хоккейные сборные выступали далеко не в сильнейших составах. Если соберутся все звезды, на что сможет рассчитывать Латвия?

- На место в восьмерке. Нам сложно тягаться с гигантами, так что о призовых местах говорить не приходится, но и аутсайдерами вряд ли будем. Тех же немцев, которые, кажется, стали седьмыми на Кубке мира, мы обыграли 8:0! Есть и другие сборные, которые могут побороться за место в мировой элите, прежде всего Белоруссии и Казахстана. Эти команды, как и наша, основаны на сплоченности хоккеистов и хорошей тренерской школе. Те же чехи, когда выходили играть против нас, чувствовали себя очень вальяжно. Ягр катался себе потихонечку, понимая, что он - звезда и все смотрят только на него. Когда же у него стали отнимать шайбу совсем неизвестные в мире большого хоккея игроки, то он растерялся. А ведь в таких турнирах нередко все решает одна-единственная игра, на чемпионате мира нет серий до 4 побед, как в плей-офф.

-Сборная Латвии - это отголосок чемпионатов СССР. Уйдет ваше поколение - и что дальше?

- Смена есть, я слышал о некоторых ребятах, играющих в Северной Америке в юниорских лигах. Пропасти между нашим поколением и следующим нет, талантов хватает, да и прекрасных тренеров тоже. Хорошо это знаю, так как у меня брат занимается хоккеем. Конечно, в финансовом отношении хоккею в Латвии сегодня тяжело. И то, что мы заняли достойное 7-е место на первенстве мира, получили неплохие призовые деньги и показали нашим руководителям, что можем сами себя содержать хотя бы на уровне национальной сборной - очень важно.

-Давайте перейдем к чемпионату НХЛ. То, что "Оттава" находится сейчас в верхней части турнирной таблицы, уже никого не удивляет. Но и два последних сезона команда начинала лихо, а потом следовал спад. Можно ли сегодня говорить о признаках стабильности в игре "Сенатора"?

- Мне было очень интересно посмотреть, как клуб начнет новый сезон, поскольку в конце прошлого у игроков была слишком большая уверенность в собственных силах. Вторую половину прошлого чемпионата мы провели столь мощно, что даже когда отправлялись на выезд в Детройт, то серьезно рассчитывали привезти домой очко, а то и два. Я прочитал в газете, что с марта "Оттава" не проигрывала, если после второго периода вела в счете. В таких случаях мы действовали в стиле "Нью-Джерси" или "Флориды": играли попроще, по бортику аккуратно выводили шайбу из своей зоны и доводили матч до победы. По началу сезона видно, что мы стали выигрывать даже те встречи, в которых выглядели слабее соперников. Раньше за "Оттавой" подобного не наблюдалось. Так было с "Нью-Джерси": когда в какой-то момент они немного расслабились, мы забросили им две шайбы и взяли верх. "Сан-Хосе" нас давил весь матч, а мы выиграли 1:0. То есть победный результат не всегда соответствует игре. Но это является признаком класса команды, потому что если ты побеждаешь в "не своих" матчах, то уж "свои" выиграешь точно, как это было во встрече с "Далласом", которая стала для нас пока лучшей в нынешнем сезоне. И домашний лед сейчас нас сильнее "греет", чем раньше. Зрителей на трибунах заметно прибавилось, город живет хоккеем, и нам не хочется огорчать своих поклонников.

-Кстати, о городе. Занимательный факт: самый богатый на европейских легионеров клуб НХЛ базируется в столице Канады. А первой скрипкой в команде является русский. Как на такое положение реагируют местные пресса и болельщики?

- Не заметил, чтобы это как-то обсуждалось в прессе. Зато перед началом сезона журналисты подсчитали, что в "Оттаве" играют представители 7 государств. Болельщиков национальный вопрос тоже мало волнует, для них главное, чтобы команда хорошо играла и побеждала.

- Интересная закономерность: сначала серьезно бастовал Яшин, а когда все с его контрактом благополучно разрешилось, он вернулся и установил новый рекорд клуба по заброшенным шайбам за сезон. В этом году забастовал Даниэль Альфредссон, своего в конце концов добился и тут же стал в каждом матче забивать и делать результативные передачи. У вас контракт заканчивается вместе с нынешним сезоном. Бастовать не собираетесь?

- Сначала нужно доиграть, а потом буду думать. Что касается Альфредссона, то хочу отметить теплую встречу его болельщиками. А ведь в подобных ситуациях реакция фанов, как правило, негативная. Они думают: мы с таким трудом наскребаем эти 50 долларов, чтобы заплатить за билет, ему же предлагают миллион, а он воротит нос. Но никто не задумывается, что это - составная часть хоккейного бизнеса и чтобы стать тем, кем он стал, Даниэль потратил 10-15 лет своей жизни, играя нередко за гроши. Для игроков его противостояние с клубным руководством также было полезным, так как Даниэль показал, что с нашим менеджментом можно успешно бороться и добиваться своего. Начальство у нас довольно прижимистое и этим летом заключило контракты с двумя ведущими защитниками команды на суммы, которые ниже средней по лиге зарплаты. Но, с другой стороны, наш менеджер Пьер Готье смог сохранить команду, умудрившись со всеми подписать соглашения, несмотря на не очень выгодные для игроков финансовые условия. Так что громких трейдов "Оттава" избежала. Исключение составил обмен Игоря Кравчука на Стива Дюшена. Но Готье знал, что Стива - безусловно, чрезвычайно талантливого атакующего защитника - он не удержит. Платежная ведомость у "Оттавы" невелика. Не знаю, правда, как Пьер собирается удержать Игоря, у которого срок контракта тоже вскоре истекает.

-Как, кстати, дела у Кравчука?

- Он - игрок другого плана, нежели Дюшен, и значительно больше внимания уделяет обороне. Но и в атаке Кравчук смотрится здорово, по сравнению с прошлым сезоном наша результативность практически не упала. Главное же в том, что команда выигрывает: когда есть результат, на количество заброшенных шайб мало кто обращает внимание.

-Александр Дэгл вновь числится среди подающих надежды?

- Он неплохо выглядел в первых двух-трех играх, а потом травмировал локоть. Так что сейчас он находится не в лучшем состоянии и трудно сказать, каким для него будет нынешний сезон. Но главное все же, думаю, в другом. На молодых ребят, выбранных под первыми номерами драфта, в Канаде оказывается совершенно жуткое давление со стороны прессы. Отслеживаются каждый их шаг, взгляд, жест. Не всякий способен выдержать такой прессинг.

-А может, дело тут в том, что хоккей - игра мужская и можно на пальцах пересчитать случаи, когда звезды-юниоры превращались в звезд НХЛ?

- Многое зависит от психологии молодого игрока. Возьмите Пола Карию. На каждую игру он настраивается, как на войну. Тут, конечно, сказываются и его самурайские корни - ведь японцы умеют лучше концентрироваться, нежели европейцы или американцы. Или Эд Жовановски - этакий мужичок с фермы, который может, не долго думая, и на борт тебя бросить, когда ты этого не ожидаешь, и по рукам ударить. Вот они раскрылись достаточно быстро, а ребятам, которые хотят играть в красивый хоккей, в НХЛ приходится сложнее.

-Чем объяснить, что за весь тренинг-кемп вы не набрали ни одного очка, а только начался чемпионат - принялись забивать?

- Я все лето занимался по специальной программе, стремился окрепнуть физически. Возможно, это и сказалось на результативности. Когда мы с тренером разговаривали об этом, я ему сказал: "Вы сами заставляли меня железо таскать, а теперь хотите, чтобы я сразу в хоккей начал играть!" Жак Мартин все понял правильно, и никаких претензий ко мне с его стороны не возникало. А то, что с началом чемпионата я начал очки набирать... Значит, просто время подошло, и программа подготовки была спланирована правильно.