Газета Спорт-Экспресс от 11 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

11 ноября 1997

11 ноября 1997 | Футбол - Италия

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ. 8-й тур

ДУЭТЫ И ДУЭЛИ ВЕЧНОГО ГОРОДА

ЛАЦИО - САМПДОРИЯ - 3:0 (1:0)

Голы: Марколин, 25 - с пенальти (1:0). Недвед, 65 (2:0). Бокшич, 88 (3:0). 40 000.

"Лацио" (Рим): Маркеджани, Готтарди, Грандони, Лопес, Панкаро, Фузер, Алмейда, Марколин (Вентурин, 75), Недвед, Казираги (Бокшич, 75), Манчини (Рамбауди, 85).

"Сампдория" (Генуя): Феррон, Баллери, Маннини, Диенг, Легль, Богоссян, Франческетти (Товальери, 67), Верон (Вергассола, 78), Моралес (Сальсано, 71), Монтелла, Клинсманн.

9 ноября. Рим. "Стадио Олимпике". 40 000.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Рима

В какой футбол играют итальянцы? Конечно же, в самобытный итальянский, основанный на классической апеннинской школе игры.

Звучит убедительно, не правда ли? Но знакомство со стартовым протоколом центрального матча тура национального первенства "Лацио" - "Сампдория" посеяло в моей душе сомнения. Ну о каком конкретном стиле игры можно вести речь, если через считанные минуты перед публикой предстанут помимо игроков, родившихся и выросших в Италии, футболисты из Франции, Германии, Чехии, Хорватии, Аргентины... Причем, не какие-нибудь зеленые юнцы, а вполне сформировавшиеся личности, переделывать которых - значит впустую тратить время. Да и представьте себе, какой получился бы "сюр", если бы шведский тренер Свен-Еран Эрикссон попробовал бы навязать своим подопечным из "Лацио" по-скандинавски строгую и сдержанную манеру игры, а аргентинец Сезар Луис Менотти игрокам "Сампдории" - латиноамериканскую: театрально броскую, с львиной долей сценарной импровизации. В этом случае многочисленные тифози стали бы свидетелями комедии ошибок с трагической развязкой.

Но Эрикссон и Менотти - не самоубийцы! И скальпелю предпочитают психотерапию, замешанную на тонком знании предмета и своих пациентов. И когда Эрикссон, переезжая из Генуи в Рим, предложил капитану "Сампдории" Роберто Манчини последовать вслед за ним, то в отличие от подавляющего большинства - не только скептиков, но и оптимистов - он был уверен, что это тот человек, который необходим сейчас ему и "Лацио". А когда Менотти пришел не смену Эрикссону в "Сампдорию", то, безусловно, разделял точку зрения руководства клуба, обратившегося за услугами к нападающему сборной Германии и мюнхенской "Баварии" Юргену Клинсманну, доставившему немало огорчений за свою долгую карьеру соотечественникам аргентинского тренера.

Вся разница в выборе состояла лишь в том, что Эрикссон, делая ставку на Манчини, жил сегодняшним днем и ориентировался на собственное восприятие форварда, основанное на постоянном контакте. Менотти же был лишен возможности когда-либо жить и работать с Клинсманном под одной крышей, но, естественно, видел его - блестящего и неукротимого нападающего сотни раз в деле и был убежден: в возрасте Христа такой игрок не должен разучиться забивать.

Манчини, между прочим, тоже 33. И играл он в воскресенье, как Бог. Пожалуй, даже ярче и вдохновеннее, чем семь лет назад 27 октября 1990 года - в день нашего знакомства, когда на "Сан-Сиро" его "Сампдория", за которую выступал в ту пору Алексей Михайличенко (он-то и представил меня итальянцу), нанесла поражение "Милану". Так как же чертовски здорово нужно было играть капитану и его партнерам, чтобы превзойти команду ван Бастена и Мальдини, Барези и Гуллита, Райкаарда и Донадони!.. Но я готов дать голову на отсечение, что 9 ноября 1997 года Манчини выглядел еще лучше. И, что самое невероятное, свежее и мобильнее, чем в памятном для меня матче семилетней давности.

К тому же он стал хитрым как лис. Я хорошо видел, причем несколько раз подряд (в огромной ложе прессы на "Стадио Олимпико", расположенной по центру и рассчитанной минимум на 300 человек, на рабочем месте каждого журналиста установлен телевизор с экраном 54 см по диагонали, по которому транслируется игра с беспрерывным повтором самых интересных фрагментов), как десятый номер римлян медленно возвращался к своим воротам, опустив голову, но стоило соперникам послать мяч поперек поля, как, резко развернувшись, этим мячом завладевал Манчини. В следующую секунду Маннини уже бросал его через бедро - иначе остановить бывшего товарища по команде генуэзцам позавчера было невозможно.

К счастью или к несчастью, право, не знаю, защитники "Сампдории" неплохо владели борцовскими приемами. Скажем, в арсенале Баллери была подсечка, и он вынужден был прибегнуть к ней, когда в углу штрафной "Сампдории" Манчини вдруг прокинул мяч в сторону ворот. И если Маннини был наказан желтой карточкой, то непроизвольная, неумышленная грубость Баллери привела к пенальти, и - 1:0! Надо ли объяснять, насколько важен первый гол в матче соперников, набравших одинаковое количество очков - по 11 и занимающих пятую и шестую строчки в таблице.

Когда же за пять минут до перерыва Манчини, находясь в метре от линии вратарской, поймал мяч в воздухе и ножницами нанес удар по воротам, и мяч, задев с внешней стороны перекладину, полетел в сектор для прыжков в длину, мне подумалось, что Роберто, возможно, сам того не желая, демонстрировал всем, какую серьезную потерю в его лице понесла "Сампдория" и какое ценное приобретение сделал "Лацио".

И хотя фамилия Манчини не горела на табло среди авторов голов, играй он за свой прежний клуб, а его немецкий ровесник Клинсманн за "Лацио", все могло сложиться с точностью до наоборот. Но, увы, один из моих любимых игроков не просто не был похож на прежнего Клинсманна, которого я видел в "Интере", "Монако", "Тоттенхэме", "Баварии", не говоря уже о сборной Германии. Хотите верьте, хотите нет, но Юрген всего лишь три раза коснулся мяча за 60,2 минуты чистого времени игры, из которых 32,07 минуты этим мячом владела его команда.

"Трапаттони, что мы сделали тебе плохого, если ты прислал нам такого Клинсманна?" - вправе были вопрошать поклонники "Сампдории", при этом не рассчитывая получить ответ от итальянца, возглавляющего "Баварию", - тренера, осмелившегося первым поставить крест на именитом бомбардире.

А что же великий Менотти?

Он, похоже, до сих пор верит в воскрешение Клинсманна. Иначе не продержал бы немца на поле все 90 минут. Но это лишь предположение, не более того. А узнать, что думает по этому поводу сам Менотти, я не рискнул. Так же, как не рискнул 15 лет назад в пресс-центре барселонского стадиона "Сариа" выяснить у него, как команда, в чьих рядах был сам Диего Марадона, вынуждена покинуть мировое первенство задолго до его окончания, уступив в четвертьфинальном турнире и итальянцам, и бразильцам. Тогда в Испании буквально за несколько дней, ставших для него поистине черными, Менотти постарел лет на 15 и был совершенно не похож на того бравого, подтянутого, уверенного в себе человека, которого я впервые увидел в Аргентине в 78-м, где он привел хозяев к триумфу на чемпионате мира. Разве что трубка во рту осталась та же, но затягивался он в Барселоне гораздо чаще, чем в Буэнос-Айресе. И в минувшее воскресенье, как ни старался аргентинец держать себя в руках и не выказывать разочарования, вид у него был подавленный. И потому никто из моих собратьев по перу не обиделся на аргентинца за то, что он заставил себя ждать в небольшой и душной комнате для пресс-конференций более часа после окончания матча. Впрочем, скоротать это время нам помог Эрикссон, пожаловавший в гости к журналистам спустя десять минут после финального свистка.

- Не скрою, я доволен и игрой, и счетом, - улыбался Эрикссон. - "Лацио" заслуженно победил. "Сампдория" держала мяч хорошо, но каких-то особенно острых моментов у наших ворот создать не сумела, потому что все наши футболисты сыграли прекрасно.

Прекрасная игра, прекрасный счет, прекрасные голы! Чего стоил, например, мяч Недведа, когда чех в течение 20 секунд сумел нанести два удара по воротам. Первый - после "стенки" с Фузером парировал Феррон, а второй, когда Недвед получил мяч от Казираги, был уже неотразим. Вслед за этим наступил черед сольного номера хорватского легионера. Завладев мячом, Бокшич миновал Мальдини и Легля и, не поднимая головы, подсек мяч с таким расчетом, чтобы он перелетел над руками вратаря и, словно на парашюте, опустился на землю за линией ворот. Что творилось на стадионе - описать невозможно. Бокшичу аплодировали все: болельщики "Лацио" и "Сампдории", вратари Феррон и Маркеджани, тренеры Эрикссон и Менотти. И все - стоя.

Да, в этот день удача улыбнулась и полузащитнику чешской сборной, и нападающему хорватской. Но вас в первую очередь, в преддверии субботнего матча сборных Италии и России, волнуют игроки-итальянцы, особенно те, кто может появиться в стартовом составе команды Чезаре Мальдини. Что ж, и Казираги, и Фузер (Неста пропускал матч из-за дисквалификации) были заметными фигурами на поле и вполне достойны доверия тренера сборной. Правда, за 15 минут до конца Казираги покинул поле, чуть прихрамывая, и итальянские журналисты сообщили, мне: нападающий травмировал колено и теперь неизвестно, сможет ли он приехать на сбор. Впрочем, Мальдини-старший не испытывает дефицита форвардов. Выбор у него очень большой. Даже такие феноменальные игроки, как Виалли и Манчини, не входят в число тех, кому доверяет и на кого надеется тренер "Скуадры адзурры". А насколько он прав, мы с вами узнаем в субботу в Неаполе.