Наших лыжников могут допустить до Олимпиады. Когда последний дедлайн и сколько квот в доступе?
На этой неделе, с 23 по 27 сентября, в Цюрихе состоится заседание совета Международной федерации лыжного спорта. Решится ли на нем вопрос участия наших спортсменов в соревнованиях под эгидой организации, а вместе с ним и в отборе на Олимпиаду-2026 — неизвестно. Однако если FIS будет затягивать процесс, то мы рискуем не увидеть на Играх тех, кто регулярно приносит медали в копилку российской сборной, — лыжников. Рассказываем, сколько квот нам может стать доступно в случае благоприятного исхода.
Почти все лицензии уже раздали
Всего в лыжных гонках распределяются 296 лицензий, по 148 на каждый пол. Каждая страна на Олимпиаде может получить максимум по восемь квот на мужчин и/или на женщин. Российским спортсменам регулярно удавалось этот максимум достичь, но не в этот раз.
Лицензии в регламенте квалификации делятся на три группы: базовая квота, квота НОК, оставшиеся квоты.
Базовую квоту (по одной на каждый пол) получают страны, если их спортсмен набрал 300 очков FIS на чемпионате мира по лыжным видам спорта — 2025 или на чемпионате мира до 23 лет прошлого сезона. На этих турнирах россияне не выступали, поэтому базовая квота нам де-юре недоступна.
Непряеву включили в пул тестирования, Степанову — нет. Как это скажется на возможном допуске к Олимпиаде-2026?
Как недоступна и квота НОК. Ее получили страны согласно национальному рейтингу FIS по итогам сезона-2024/25. Занявшие в этом рейтинге с 1-го по 5-е место забирают сразу по четыре квоты на гендер для своего НОК, с 6-го по 10-е — по три лицензии, с 11-го по 20-е — по две, с 21-го по 30-е — по одной. России или сборной нейтральных атлетов нет ни в топ-30, ни вообще в этом рейтинге, так как в прошлом сезоне нас на международных стартах не было.
Оставшиеся квоты распределяют сначала в четыре раунда. В каждом раунде один НОК может получить по одной квоте на пол. Здесь снова играет роль рейтинг стран за сезон-2024/25. Таким образом, мы опять мимо этого распределения.
В итоге FIS уже, по сути, раздал 276 лицензий. Да, есть страны, которые квоту заработали, но воспользоваться ей не могут. Для примера, сборной Андорры доступны две женские лицензии, а лыжница, которая подходит под критерии FIS, в стране всего одна. Похожая ситуация и в сборных Армении, Исландии, Мексики, Китайского Тайбэя.
В регламенте есть пункт на этой случай. Все неиспользованные квоты будут перераспределять опять же по рейтингу стран за сезон-2024/25.
Что нам остается?
Не сложно подсчитать, что после прошлого сезона в доступе остаются 20 лицензий: 10 мужских и 10 женских. На них может претендовать один лыжник и одна лыжница от страны. Для этого необходимо выступить и набрать очки на первых этапах Кубка мира нового сезона, а точнее с 28 ноября по 14 декабря этого года.
Получается, если до 14 декабря россиян к международным стартам не допустят, то рассчитывать на попадание на Игры нам не стоит. А при благоприятном исходе за сборную нейтральных атлетов сможет выступить один мужчина и одна женщина.
При попадании на Кубок мира наши лыжники эти две квоты наверняка завоюют. Вот только смогут ли они добраться до мест проведения соревнований, если даже FIS уберет свои барьеры? Не возникнут ли проблемы с въездом в страны — хозяйки этапов?
В период с 28 ноября по 14 декабря пройдут три этапа: в финской Руке, норвежском Тронхейме и швейцарском Давосе. Более дружелюбным в этом списке выглядит Давос, который примет Кубок мира 13-14 декабря. А вот на Тронхейм рассчитывать особо не приходится. На днях Федерация лыжных видов спорта Норвегии четко выразила свою позицию, что не хочет видеть Россию и Белоруссию на Олимпиаде.
Страусиная позиция МОК в отношении россиян на Олимпиаде-2026: лицемерное предательство или надо еще немного потерпеть?
Некоторые российские лыжники верят, что FIS в конце концов пойдет нам на уступки и выдаст им wild card. Таким образом, наша команда на Олимпиаде может быть больше, чем два человека. Вот только в регламенте по распределению лицензий никакие wild card не упоминаются.
Периодически российские журналисты посылают запросы в Международную федерацию лыжных видов спорта, но ответ всегда примерно одинаковый: вопрос с wild card для россиян не стоит на рассмотрении.
Однако такой сценарий FIS как минимум полностью не отвергает. При желании дополнительную путевку может выдать и МОК (такое мы видели в случае с украинкой Ольгой Харлан и ее эксклюзивной лицензией в Париж-2024 от Томаса Баха). Вопрос в том, кого организаторы хотят больше видеть на Играх-2026: условного африканца, страдающего на лыжне, но попавшего на Олимпиаду по регламенту, либо нашего спортсмена, способного отобрать медали у тех же норвежцев?

