8 сентября 2008, 00:39

Динара Сафина: "Я вела себя, как избалованная девчонка"

Слава МАЛАМУД

из Нью-Йорка

     Серебряная медалистка Олимпиады после поражения в полуфинале US Open не искала себе оправданий. В интервью "СЭ" Динара возложила всю ответственность на собственное неумение справиться с психологическим прессом. И вообще, надо сказать, проявила довольно нетипичную для людей ее возраста и темперамента зрелость. Осталось лишь перенести ее на корт.

     - По ходу турнира вы говорили, что находитесь не в лучшей форме и стараетесь распределять энергию как можно более экономно. Какова была ситуация на этот раз?

     - Сегодня я чувствовала себя лучше, чем в предыдущие дни. Этот проигрыш не имеет никакого отношения к физической форме, зато большое отношение к тому, как я себя вела. Да, может быть, физически и психологически я была готова процентов на 80. Но из этих восьмидесяти процентов психологической готовности примерно 60 я тратила на негатив, на удары в никуда и на жалобы на все на свете. Вместо того, чтобы потратить все 80 процентов на то, что происходит на корте. Я вела себя, как избалованная девчонка. Нельзя себе позволять такое в полуфиналах.

     - А как оцените игру Серены Уильямс?

     - Я видела, что в начале матча она чувствовала себя не вполне комфортно. Мне удалось сделать брейк. Но... Она вела себя, как чемпион. Может быть, у нее были какие-то физические проблемы, что-то ей мешало, готовность была не стопроцентная, но она была сфокусирована - и она боролась против меня. А я боролась против всего, что там было, кроме нее. Теперь я могу только попробовать научиться у нее, как справляться с такими ситуациями. Вести себя потише и думать об игре.

     - А чем было вызвано это поведение "избалованной девчонки"? Погодными условиями, недовольством самой собой, усталостью, психологическим давлением, чем-то еще?

     - Усталость?.. Может быть, где-то она и мешает сдерживать свои эмоции. Для того, чтобы не давать им волю, нужны силы. В голове. Потому что, как только их выпустишь на волю, - все, уже не остановишь. Наверное, у меня не было свежей головы. Начала матч неплохо, потом было несколько ошибок, которых нельзя было... Впрочем, нет такого определения, как "нельзя ошибаться" - я же не специально это делаю. Были ситуации, в которых нужно было попасть, а я не попала. Ну, и началось: и ветер мне мешает, и я из-за этого бью мимо... В общем, я позволила себе все, что недопустимо на таком уровне.

     - Что именно вы кричали между розыгрышами?

     - Ну... Можно сказать, что я весь матч говорила себе о том, как все плохо. Да, были моменты, в которые я говорила: "Давай, позитивно думай, каждый матч можно вытащить!", но это было нечасто. В первом сете мой тренер сказал мне, что я уже двенадцать раз упомянула про то, как ветер дует. Зачем все это говорить? Все видят, что дует. Получается, что я играла с ветром, а играть надо с мячом. Ветер дует - значит, надо сильнее ногами работать.

     - Расскажите о том моменте, когда Серена попала в вас мячом.

     - Это все в рамках правил. Я неудачно укоротила, она подбежала. Серена хотела выиграть и ударила туда, где я на сто процентов мяч не достала бы. Вот она и сыграла в тело. Злиться я тут могу только на себя. Это игровая ситуация. Заслужила.

     - Насколько вы довольны своими результатами в этом году?

     - Не беря во внимания это поражение - отличный год. Я нашла свою игру, и пришли те результаты, о которых я мечтала: выходы в полуфиналы и финалы "Большого шлема". Теперь я знаю: для того, чтобы сделать следующий шаг, надо научиться держать под контролем свои эмоции.

     - Наверное, уже можно подвести какие-то итоги года. Готовы ли вы в целом признать его лучшим в карьере?

     - На данный момент - да. Особенно если учесть то, как этот год начался. Я была в жуткой дыре, из которой, как думала, не выберусь никогда. Вот просто буду падать вниз бесконечно. Не видела выхода из той ситуации. У меня полностью разладилась игра, я не чувствовала... не знала... В общем, я в полной была дыре.

     И вот в Израиле (в начале февраля, во время первого раунда Fed Cup. - Прим. С. М.) я приняла решение расстаться с одним из моих двух тренеров. Это, наверное, было самое правильно решение в моей жизни. Мой оставшийся тренер помог мне выбраться из этой дыры, и я благодарна ему. Ведь проблемы у меня были очень сильные. Много слез было пролито. Человек меня не бросил, не сказал: "Иди ты со своими переживаниями подальше, у меня своих полно".

     - Эти ваши эмоциональные всплески на корте, как сегодня, - они часто случаются? И если да, то помогают они или наоборот?

     - Если эмоции позитивные, то, конечно, помогают. А негативные - как они могут помочь? Если все время говорить себе: "Я плохо себя чувствую", то ты в конце концов заболеешь. Так же и на корте. Если я все время буду говорить: "Ветер дует", то под конец матча уже и ураган будет. А будешь говорить себе: "Ветер дует, так что давай, давай, работай ногами" - и ты уже отключилась от ветра и думаешь о том, что надо самой сделать.

     - Помните свой первый матч против Серены? На Открытом чемпионате США пару лет назад?

     - 0:6, 1:6? Да уж, это я помню. Что ж, в этом году мне удалось выиграть чуть больше геймов.

     - Вы с Еленой Дементьевой остановились в одном шаге от звания первой ракетки мира. Угнетает это - или есть все-таки чувство того, что вы, Динара, еще молоды, и времени впереди много?

     - Нет, не угнетает совсем. Сегодняшний матч показал, что я пока незаслуженно стою в одном шаге от первой ракетки. Если научусь себя вести на корте, как профессионал, и справляться с эмоциями, можно будет говорить об этом титуле, а пока я от него довольно далека.

     - Серебряная медаль Олимпиады занимает особое место в списке ваших достижений?

     - Я бы сказала, что финал турнира "Большого шлема" ("Ролан Гаррос" этого года. - Прим. С. М.) - это тоже немало. Тем более что этот финал пришел в самое нужное время: после всего, что произошло в начале года. А на Олимпиаду я приехала уже другой Динарой, не той, которая играла в Берлине или начинала "Ролан Гаррос".

     - Не замечали раньше, что когда у вас дела идут хорошо, Марата называют "братом Динары Сафиной", а когда не очень - вы становитесь "сестрой Марата Сафина"?

     - Я думаю, что на сегодняшний день я в большей степени "сестра Марата", чем он - "брат Динары". И так останется до тех пор, пока у меня не будет лучших результатов. Он выиграл два турнира "Большого шлема", был первой ракеткой мира, так что мне еще есть чему у него поучиться.

 

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте Max

КХЛ на Кинопоиске

Новости