Страусиная позиция МОК в отношении россиян на Олимпиаде-2026: лицемерное предательство или надо еще немного потерпеть?
Международный олимпийский комитет технично обошел острые углы на заседании исполкома в Милане. Идея с отстранением сборной Израиля от международных соревнований не рассматривалась вообще, а санкции в отношении россиян и белорусов просто продлили, скопировав для Игр-2026 регламент 2024 года. Как итог — за пределами России практически нет реакции на данное решение. И даже министр спорта РФ и глава ОКР Михаил Дегтярев опубликовал взвешенный комментарий с надеждой на наше полное восстановление в течение ближайших 12 месяцев.
Все это полностью соответствует желанию нового руководителя МОК Кирсти Ковентри «работать в тишине», без давления извне. И мы, кажется, наблюдаем корректировку стратегии олимпийского движения — на смену волюнтаризму Томаса Баха приходит страусиный принцип «как бы чего не вышло» от его преемницы.
«Ковентри не справилась с давлением старой команды»
«Ковентри озвучила отвратительное решение по нашим спортсменам относительно допуска на Олимпийские игры 2026 года, — прокомментировал разочарование россиян по поводу позиции исполкома МОК депутат Госдумы РФ Дмитрий Свищев в разговоре с «СЭ». — Все ждали сентября, решения новой команды МОК. Думали, что что-то изменится в лучшую сторону. Не справилась Ковентри с давлением старой команды, которая десятилетиями сидит в МОК. И эта старая команда победила сейчас, к сожалению. Жалко наших спортсменов, которые всю жизнь готовились к Олимпиаде, но их туда не допустили».
«Решение МОК отстранить российских спортсменов от командных соревнований Олимпиады — это наглядное проявление двойных стандартов и лицемерия, — приводит ТАСС мнение члена комитета СФ по международным делам Натальи Никоноровой. — Там, где должна звучать идея честной борьбы, спортивные площадки превращают в арену политических игр».
Действительно, молчание Ковентри по поводу ситуации с Израилем и отказ отменять санкции в отношении России и Белоруссии выглядит очень странным. Особенно с учетом того, что всего через два месяца (19 ноября) пловчихе из Зимбабве выступать с трибуны ООН с предложением о введении олимпийского перемирия. С другой стороны, главная цель чиновницы, кажется, достигнута. Решения исполкома МОК сейчас освещаются мировыми медиа исключительно в информационном ключе. Хотя еще недавно были популярны призывы: «Или наказывайте Израиль, или снимайте ограничения с России». Даже в нашей стране далеко не все настроены критически.
«Заявление исполкома МОК о том, что будет сохранен прежний подход в вопросе участия нейтральных атлетов в Играх-2026, было ожидаемым, — говорится в заявлении главы Минспорта и ОКР Михаила Дегтярева. — Вместе с тем хорошим сигналом стало заявление о том, что МОК намерен обеспечить участие в юношеских Олимпийских играх 2026 года в Дакаре всех национальных олимпийских комитетов со своими спортсменами. Фактически это означает, что Игры в Милане должны стать последними, где наши атлеты будут участвовать в нейтральном статусе. Можно также отметить взвешенный подход главы МОК Кирсти Ковентри относительно того, что военные конфликты не могут служить причиной для разделения спорта».

Проблема с Россией — очень конкретная
Здесь надо уточнить, что юношеские Олимпийские игры в Дакаре должны открыться 30 октября 2026 года. Приглашения на такие старты в адрес НОКов обычно отправляются за год. То есть, чтобы избежать форс-мажора, проблему восстановления в правах ОКР необходимо решить буквально в течение месяца. Вряд ли это возможно технически с учетом того, что следующее заседание исполкома МОК состоится только в декабре.
Дегтярев давно говорил, что исправленные документы нашего НОКа отправлены в Лозанну. Но, судя по всему, юридическая комиссия их пока не рассмотрела, и когда она соизволит это сделать — неизвестно. Напомню, что для введения санкций в 2022 году МОК потребовалось несколько дней, а для лишения признания ОКР в 2023-м — пара недель.
«Работа юридической комиссии МОК по вопросу восстановления статуса ОКР продолжается, окончательного решения на исполкоме не принималось. Разъяснения на этот счет мы запросим у МОК в ближайшее время. Наши юристы в рабочей коммуникации. До восстановления ОКР в правах других решений принято быть не может», — подчеркнул глава российского спорта.
Можно ли считать нынешнюю проволочку «предательством России» со стороны Ковентри — вопрос философский. Ведь Кирсти с самого начала говорила, что является продолжательницей дела Томаса Баха, и не обещала немедленных решений по «русскому вопросу».
Наши ожидания во многом были связаны с тем, что бывшая пловчиха представляет Африку и вообще в нынешнем исполкоме много представителей лояльных к России стран. Однако решения в МОК принимают не национальные правительства, а конкретные люди. И именно они сейчас, видимо, предпочитают осторожность восстановлению справедливости. Лозунг таких деятелей: «Любые изменения — только после окончательного завершения конфликта».
«Проблема с Россией была очень конкретной, когда ОКР нарушил хартию, включив в свой состав некоторые регионы другого национального олимпийского комитета, — пояснила Ковентри в интервью La Gazzeta dello Sport. — С Израилем и Палестиной все по-другому, их комитеты не конфликтуют, они находятся с нами в постоянном контакте. Спорт — это место, открытое для всех. Как правило, спортсмены не могут контролировать то, что делают или говорят их правительства. Когда я выигрывала олимпийские медали, политика правительства Зимбабве тоже вызывала вопросы. Международному сообществу было бы легко ввести против нас санкции, но этого не произошло. Спорт должен сторониться всех форм дискриминации. Он существует для того, чтобы разрушать барьеры, а не создавать их».

«Я андердог, и мне это нравится»
Увы, мы слышали похожие слова от бывшего главы МОК Томаса Баха много раз. И о «нарушении суверенитета НОК», и о «несоблюдении олимпийского перемирия». Все эти юридические термины отсутствуют в Олимпийской хартии, но тем не менее поставлены в вину России в качестве оправдания кампании по «отмене» нашей страны, в которую МОК зачем-то вписался в 2022 году.
Вообще, обосновать со ссылкой на олимпийские и гуманистические идеалы, как оказалось, при желании можно все что угодно. И это сейчас в ситуации с Израилем с блеском демонстрирует талантливая ученица Баха Кирсти Ковентри. Несмотря на то что, в отличие от немецкого фехтовальщика, не испытывает политического давления на своей родине. У Зимбабве, как известно, отличные отношения с Россией.
«Сегодня мы испытываем колоссальное давление со стороны международных спортивных организаций. Это подлая дискриминация, попрание всех прав, в том числе прописанных в Олимпийской хартии, — приводит ТАСС слова двукратного олимпийского чемпиона по хоккею депутата Госдумы Вячеслава Фетисова. — Никто и никогда не позволял себе дискриминировать спортсменов конкретной страны. Сюда еще и белорусские наши братья попали. Спортивное братство отстранилось от этих дел, и политики сегодня больше рулят процессом, чем сами спортсмены».
Самое удивительное в нынешней ситуации — то, как мировые спортивные чиновники жонглируют рекомендациями МОК о допуске россиян и белорусов в нейтральном статусе. Как известно, в командных видах спорта возвращение пока даже не рассматривается, потому что на этом настаивает олимпийское руководство. При этом федерации легкой атлетики, биатлона, санного спорта и бобслея цинично игнорируют позицию МОК и не сталкиваются с неприятностями из-за дискриминации россиян — «потому что в мировом спорте демократия и плюрализм мнений».
Все это, увы, свидетельствует о кризисе лидерства в олимпийском движении. И дальше разброд и шатание, видимо, будут только усугубляться. Пока Ковентри не производит впечатления начальницы, которая готова брать на себя ответственность.
«Да, я андердог, и мне это нравится, — говорила глава МОК в интервью La Gazzeta dello Sport. — Мне нравится быть человеком, который работает в тишине. Даже когда я была спортсменкой, то никогда не обещала: «Я выиграю золотую медаль». Я умею быть эффективной, когда не испытываю давления».
С одной стороны, работать с предсказуемым, пусть и с чрезмерно осторожным руководителем намного удобнее, чем с изворотливым политиканом вроде Баха. Однако, для того чтобы выбраться из той трясины, в которой мировой спорт завяз благодаря предыдущему руководству МОК, нужны смелость и воля. А Ковентри пока идет по пути наименьшего сопротивления.
Критерии допуска 2024 года тоже вызывали критику с разных политических флангов, но с «правилами нейтралитета» все давно смирились — именно в этом плюсы «заморозки ситуации» с точки зрения Лозанны. Вечно сохранять незаконные ограничения невозможно, и они в любом случае постепенно будут ослабевать. Другой вопрос — сколько нам еще терпеть и реальны ли даты полного восстановления под своим флагом в 2026 году или даже в 2028-м.




