14 января 2008, 00:57

Инна Суслина: "Никогда не хотела играть в поле"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент

     Главной героиней чемпионата мира, завершившегося в декабре в Париже триумфом сборной России, стала вратарь и капитан нашей команды Инна Суслина. Сразу после ЧМ-2007 Суслина улетела домой в Тольятти. Туда ей и позвонила корреспондент "СЭ" Елена РЕРИХ. Трубку подняла мама Инны и, едва выслушав поздравления, с энтузиазмом начала рассказывать, с каким восторгом вице-премьер Сергей Иванов отозвался об игре ее дочери на встрече с журналистами. Затем к телефону подошла сама Инна.

     - Вы рады, что уже и правительство на гандбол обращает внимание?

     - Я видела эту передачу уже в записи. И, честно, была в шоке. Меня еще до этого поразило, как нас встретили в Москве: красиво, торжественно! В Тольятти повторилось то же самое. А когда увидела, что мы постоянно мелькаем на телеэкранах, поняла: это - признание. Больше понравилось даже не то, что меня отметили - об этом я, если честно, не думала. Просто поняла, что в стране смотрят гандбол, многие в России полюбили эту игру, поверили нам. Вот от осознания этого факта было по-настоящему приятно.

     - Вы действительно выполнили свою работу на "отлично" - говорю это от души, без всякого пафоса. Теперь можно и отдохнуть?

     - Ну да, наконец-то домой доехала, с июля не была. Я ведь в Дании уже три года живу.

     - Чем будете заниматься дома?

     - Семья у нас большая, за последние три года многие переехали в Тольятти. В общей сложности - порядка 25 человек родственников с маминой стороны. Часто ходим друг к другу в гости.

     - Так вы родом откуда?

     - Из Ташкента. Там и в гандбол начала играть. Со второй тренировки - сразу в воротах.

     - Вы, наверное, в детстве отчаянной были?

     - Когда начинала, никто не желал в воротах стоять, все бегать хотели. Я встала… В меня, видно, кто-то случайно мячом попал, а тренер решил, что я его отбила. Все, с тех пор я - вратарь!

     - Не пожалели?

     - Ни разу. Никогда не хотела играть в поле.

     - А бросать по воротам умеете?

     - Умею, но остальные игроки всегда смеются, когда я это делаю.

     - А как же пас через всю площадку отдаете в отрыв?

     - Это специфика вратарей. У нас такой прием лучше получается, чем у полевых игроков. Хотя, если мы на тренировке играем в футбол или хоккей - а в Дании мы это часто делаем, - я в ворота в жизни не встану. Только в нападение!

     - Когда вы уехали в датский клуб, кто-то из россиян там уже играл?

     - Нет. Но мы поехали вдвоем с Аней Кареевой, поэтому поначалу легче было. Потом в школу начали ходить, учили датский язык. У нас команда на редкость дружная, хотя собралось там чуть не пол-Европы: норвежки, шведки, голландки. От этого у меня все языки перемешались. Мне кажется, что я на датском говорю, а меня не понимают. Но девчонки меня не оставляют в покое. Одна подруга, норвежка, просто продохнуть не дает. Все время со мной по-датски разговаривает. Для нас обеих это хорошая практика.

     - После чемпионата мира вы сразу уехали в Тольятти, хотя все остальные игроки вашего клуба уже тренируются. Как же вас отпустили?

     - Еще до чемпионата мира меня спросили, сколько мне надо отдохнуть, чтобы почувствовать себя счастливой… Кстати, у команды тоже были рождественские каникулы, все собрались 26 декабря.

УЙТИ, НЕ ПОПРОЩАВШИСЬ, НЕ МОГЛА

     - В интервью "СЭ" главный тренер сборной Евгений Трефилов сказал, что капитан - продолжение тренера на площадке. Согласны?

     - Когда Евгений Васильевич назначил меня капитаном, я смутилась. Не могу сказать, что была к этому готова на сто процентов. Мне казалось, у нас много других хороших игроков, которые больше подходят на эту роль. Но было лестно. Свою задачу понимала так: доносить мысли тренера до всех игроков.

     - Это на площадке. А вне ее?

     - Капитан в любом случае - связующее звено между игроками и тренером.

     - Видимо, вы и по жизни лидер?

     - Просто я оптимистка неисправимая.

     - Поэтому так легко пережили, когда не попали на прошлый чемпионат мира?

     - Нет, что вы. Тогда мне было очень трудно.

     - Меня тогда поразило, как вы в последний день на сборах в Новогорске прощались с девчонками. Не было ни обиды, ни злости. Расцеловались со всеми, взвалили огромную сумку на плечо, помахали рукой и покинули зал. А все начали тренироваться. Без вас. Обидно было?

     - Не попасть в команду - да. Но дальше все пошло нормально. У меня в сборной куча друзей. Ира Полторацкая, Аня Кареева, Оксана Роменская - больше десяти лет вместе. Эта команда - моя жизнь. Уйти, не попрощавшись, просто не имела права.

     - А почему тренер тогда сделал выбор не в вашу пользу, объяснить можете?

     - Тогда три вратаря были практически одинаково подготовлены. А у меня до этого травма руки была, несколько дней в лангетке ходила. Но не хочу все на это списывать. Раз не взяли, значит, была чуть хуже других готова. В дальнейшем для меня это стало хорошим стимулом. Я сейчас даже благодарна Евгению Васильевичу за то, что он меня не взял на тот чемпионат мира.

     - Но до этого вы уже становились чемпионкой мира - в 2001-м.

     - Я тогда мало играла. Там Светлана Богданова отличилась, она и капитаном была. А этот чемпионат - точно мой. Тем более что и капитаном назначили. Эти пару лет мне очень интересно было тренироваться. Знала: надо на все закрыть глаза и приложить все силы, чтобы в сборную вернуться.

НОРВЕЖЕК МОЖНО СЛОМИТЬ

     - Вашей сильной стороной считается взаимодействие с защитой. Что произошло в четвертьфинальном матче с Венгрией, где в первой половине мы пропустили 22 мяча, а всего за игру - 35?

     - Счет действительно, как у мужчин. Мы с Машей Сидоровой (второй вратарь сборной. - Е. Р.) долго не могли в себя прийти. 35 голов - очень много. Но тут виноваты все. Видимо, защита не сыграла на должном уровне, и мы, вратари, занервничали.

     - Показалось, что после этого матча команда встряхнулась.

     - Для меня, кстати, Венгрия - самая неудобная команда. Почему-то всегда с ними плохо играю. Этот матч действительно стал для нас определяющим. Но смотреть его в записи мы с Машей не стали. И вообще никогда пересматривать его не буду. Кстати, сейчас в Тольятти я часто слышу вопросы про этот "валидольный" четвертьфинал. Люди подходят и правду-матку в глаза режут. А мне такое отношение нравится. Значит, гандбол уже полюбили.

     - Была еще и неожиданная ничья с Бразилией. Трефилов объяснил ее тем, что накануне вы на экскурсию сходили, расслабились.

     - Бразилия - из тех команд, которой поставь стену, она и сквозь нее пройдет. В первые минуты они нас своим напором немного сбили. Может, мы с прохладцей отнеслись к соперницам, не настроились. Знали, что не проиграем в любом случае. Ничья нас здорово встряхнула. Теперь с бразильянками спустя рукава играть не станем.

     - В последние годы основные претенденты на золото, что в Европе, что в мире, - Россия и Норвегия. Но Трефилов считает, что на Олимпиаде норвежки могут до финала и не добраться. А вы как думаете?

     - Пожалуй, соглашусь. У них напора такого бешеного, что был раньше, сейчас нет. Мне кажется, переломить их можно. С норвежками мне играть легче, чем с француженками, венгерками или румынками.

     - Но полусредняя сборной Норвегии Катя Ниберг была признана MVP чемпионата.

     - Кстати, это единственный неудобный для меня игрок. Она раньше копье метала, и техника у нее поэтому особенная, характерная. Не видно момента броска.

ВОРОТА - МОЙ ДОМ

     - Какой бросок для вас самый неприятный?

     - Технически хитрый. Когда все видишь, но понимаешь, что ничего не можешь сделать.

     - Когда соперник выходит к воротам один на один, что ощущаете?

     - На мне меньше ответственности, чем на бьющем. Игрок ведь обязательно должен забивать в такой ситуации.

     - А возникает иногда заранее чувство, что обязательно парируешь выход?

     - Конечно. Даже если пас даешь, а соперник мяч перехватывает, часто бывает уверенность, что обязательно выручу.

     - Когда пенальти отбиваете, что в душе творится?

     - Наступает состояние аффекта. Бешеная радость внутри. Мурашки по коже.

     - Мяч влетел в ворота, говорят: виновата защита. А когда вратарь бывает виноват?

     - Я думаю - всегда, когда пропускает.

     - О взаимоотношениях голкипера с защитой можете подробнее рассказать?

     - Защита и я - одно целое. Мое признание - это их заслуга.

     - Но героем называют именно Суслину.

     - (Со вздохом.) Нет, я не герой. Это слишком. У нас - команда, я не одна. Приятно, конечно, что отметили. Значит, все работали хорошо.

     - Согласны с выражением, что хороший вратарь - половина команды?

     - На сто процентов. Ворота - 3 на 2 метра - мой маленький домик. Там я должна все сделать сама…

     - Мне кажется, вратарям психологически тяжелее, чем полевым игрокам. Партнерши вас хоть берегут?

     - А как же! Они у меня золотые.

МАМА ДАЖЕ ВСПЛАКНУЛА

     - По дому в Дании скучаете?

     - Сначала скучала. Но теперь, прожив там три года, из дома уезжаю - большой тоски не испытываю, приезжаю - бешеной радости тоже нет. Живу на две страны: и здесь все мое, и там все родное уже стало.

     - В каком месте там проживаете?

     - Наш клуб базируется в Гудме - маленький такой городишко. В 15 километрах от него расположен симпатичный, типично датский городок Свенборг. Хорошее место. Мне там клуб в самом центре квартиру предоставил. И машину, чтобы на тренировки ездить.

     - Любимые места у вас в Дании есть?

     - Уже появились. Недалеко от дома пляж. Мы туда и летом, и зимой ездим. Лебеди в заливе плавают - красиво…

     - В Дании еще Эмилия Турей играет. Вы общаетесь?

     - Она в Слагелсе живет. Между нами 80 км, иногда друг к другу в гости ездим.

     - Простите за вопрос: бойфренд у вас есть?

     - Есть друг в Дании.

     - Вы с ним тоже языковую практику проходите?

     - Он - русский, там работает.

     - Российские гандболистки впервые выступят на Олимпиаде, чему вы в немалой степени способствовали. Мысли о предстоящих матчах в Пекине уже посещают?

     - Вот вы сейчас сказали об Олимпиаде - а у меня мурашки по коже. Не верится. И пока не хочется ничего загадывать. Сейчас важно, чтобы все были здоровы, чтобы с тренировками все было в порядке, чтобы сборов у национальной команды было побольше. А там - уж как подготовимся…

     - Какой самый приятный подарок получили на Новый год?

     - Самый главный - разумеется, золото чемпионата мира. Медаль очень красивая. Это самое дорогое, что у меня есть. А еще очень люблю, когда мама готовит наши любимые узбекские блюда, и мы, собравшись всей семьей, их едим и радуемся. Мама, кстати, так болела за сборную, что, когда мы победили во Франции, даже всплакнула от радости.

 

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте Max

Takayama

КХЛ на Кинопоиске

Новости