«Карпин может сказать: сломайте им головы, чтобы они даже не думали играть со сборной России!» Интервью капитана 2DROTS
Сегодня «Динамо» сыграет с 2DROTS в рамках Media X Pro Cup, организованного бело-голубыми. Мы поговорили с капитаном медиакоманды Вальтером Эдамсом Скляром — о несложившейся профессиональной карьере и победе над ЦСКА, «квадрате» с Вагнером и Жо и договорняках в российском футболе.
ЦСКА, договорные матчи
— Ты начинал в футбольной школе «Красный Октябрь». Но оттуда тебя отдали в ЦСКА. Как это было?
— Не отдали — сам пошел! В футбол я попал довольно поздно. В 9-10 лет сказал маме, что хочу играть, а она: «Посмотри, что поближе к дому есть». Так и оказался в «Красном Октябре» — это клуб, в котором играл Лев Яшин! Года полтора там позанимался, после чего мама увидела, что идет отбор в ЦСКА. Я пришел туда в 11 лет, на просмотре человек 60-70 было, а остался один я!
— Ты 1994 года рождения — с тобой в ЦСКА был кто-то из тех, у кого получилось заиграть на хорошем уровне?
— Андрей Панюков, Юра Бавин, Егор Шамов — мой близкий друг.
— Получается, ты играл в ЦСКА как раз в тот момент, когда команда завоевала Кубок УЕФА.
— Да, выводили футболистов на поле. А когда на каких-то турнирах побеждали, нас награждали перед матчами ЦСКА. Еще на старом стадионе «Динамо».
На сборах в Ватутинках часто наблюдали за основой. У них тренировки заканчивались перед нашими. Даже получилось сыграть в «квадрат» с Вагнером, Чиди Одией и Жо, возможно, был еще Карвальо, не помню точно. Они буквально три минутки нас «повозили», поржали над нами — это вспоминание отложилось, было прикольно.
— Попасть в «квадрат» к Вагнеру и Карвальо — это же кошмар...
— Если такое произойдет в том возрасте, когда ты еще хочешь попасть в профессиональный футбол, то может психологическая травма случиться. (Смеется.)
— Как развивалась карьера после ЦСКА?
— Тренер, который мне всю базу заложил, ушел в «Торпедо». Я тоже вместе с ним перешел туда, в ФШМ. Два года там был. После — в «Химки», а потом пошел в «Кунцево» — там собралась сильная команда, которая играла на первенстве КФК.
В то время КФК — нормальный уровень, как в зоне «Серебро» второй лиги сейчас, думаю. Я попал в «Каит-Спорт», играл вместе со Славой Подберезкиным, с ребятами, которые потом в ФНЛ выступали. После «Каит-Спорта» пошел в «Строгино» — академию оканчивал там.
— Затем ты оказался в «Подолье», где возникла проблема с компенсацией...
— История такая: у меня был знакомый, который помог попасть туда на просмотр. Они вышли после паузы, а я — в форме. Потренировался неделю, после чего меня тренер вызвал и сказал: «Тебе 20 лет, люди в этом возрасте уже выигрывают чемпионат мира, а у тебя ни одного профессионального контракта. Как такое возможно? Может, ты против тренера идешь или настраиваешь коллектив против него?»
Я объяснил, что такого не было. Он: «Окей, есть проблема, что за тебя надо платить компенсацию — 300 тысяч рублей». Я сказал, что для меня деньги неважны, попросил подписать меня с минимальной зарплатой, чтобы она вся шла на погашение компенсации. На этом и сошлись.
«Меня попросили сказать: «В Россию больше никогда не вернусь!» В 2005-м Вагнера чуть не увели из ЦСКА, но Гинер все решил
— А на что ты жил в то время? Откуда деньги брал?
— Работал. Играл в ЛФЛ — получал там две тысячи за приезд и еще две — за победу. В то время на четыре тысячи в неделю можно было спокойно существовать. Плюс — спортивная стипендия в университете, а еще я работал аниматором, подрабатывал постоянно. В целом мне хватало. Честно, я просто хотел играть в футбол, и все.
— Ты ездил на просмотры в «Амкар» и «Волгу». Почему не подписал контракт?
— «Волга» выступала в премьер-лиге. Я поехал туда в дубль, мне 18 лет. А в дубле уже играли ребята по 22-25 лет. Плюс туда «спускали» футболистов из основы. То есть уровень очень хороший. А я созрел поздно, и получилось так: я мальчик, а вокруг мужики. Не мог ни в корпус сыграть, вообще ничего.
То же самое — с «Амкаром». Приехал, а там мужики уральские меня так сплющили... Конечно, у меня не получилось. Но я не расстроился — наоборот, думал: если возьмут, что я буду делать в «Амкаре»?
— Ты рассказывал про договорняки в футболе. Можешь вспомнить ситуацию, когда понимал, что участвуешь в странном матче?
— Понятное дело, что на первенстве КФК это встречается достаточно часто. Сейчас есть примеры команд и во второй лиге... Это бич нашего футбола, к сожалению. Наверное, напрямую это недоказуемо, сложно выявить факт. Если честно, даже не знаю, как это делается.
А так я был в команде, которая занимала 12-е место из 20, и мы встречались с клубом с третьего места: так вот люди против тебя просто не играют, ты им четыре мяча закидываешь... Я-то от этих всех ставок был далек, никогда этим не занимался. Но тут все понимаешь. Да и тебе говорят: «Линия была выведена, на вас [давали] коэффициент 5, а на них — 1,30».
То есть тебе позволяют забить спокойно два гола — видимо, ждут, чтобы коэффициенты взлетели. А потом тебя прихлопывают — 6:2. Странно это. Но опять же — все делают так, что ты только потом это понимаешь.
И все об этом знают. Такие вещи — не секрет. В любом чемпионате подобное бывает.

Алмазы в Анголе, отец
— У тебя уникальная история взаимоотношений с отцом. Ты рассказывал, что не общался и не виделся с ним до свадьбы.
— Я увиделся с ним впервые в 20 лет...
— Как это возможно?
— Я привык, что живу без отца, что у меня его нет. Одно дело, когда у тебя лет в 10 отец уходит — наверное, это больно, горько. А так у меня был замечательный дедушка, бабушки... Меня всегда окружали любовью.
А насчет отца — однажды на телефоне высветился незнакомый номер. Начинался с «+4». Беру трубку и слышу: «Привет, это [папа] Луис. Я прилетаю в Питер на следующей неделе. Приезжай, как раз увидимся». Мы с женой поехали. Мне было интересно посмотреть, как отец выглядит, потому что у меня ни одной фотки не было, вообще ничего.
Так я с ним и познакомился: стоит взрослый мужчина, я тоже уже взрослый. Я его не знаю, он меня не знает. Странные чувства.
Знаешь, я понял, что менталитет у африканцев такой... У них может быть 10 детей: двух тут сделал, еще двух — там... У нас даже в команде такие пацаны есть, тоже африканцы. Они к этим вещам проще относятся: «Да-да, у меня есть жена, еще одна будет — тоже нормально».
— Что-то знаешь про жизнь отца?
— Он директор крупной фирмы. Занимается добычей алмазов в Анголе. Потому что Ангола — это центр алмазодобывающей промышленности.
Рассказывал историю: они эти алмазы погружают в транспортировочный самолет — и, пока он летит до границы, его сопровождают два истребителя. Но как только тот покидает воздушное пространство Анголы, эти истребители разворачиваются, потому что дальше — не их зона ответственности. А самолет часто просто сбивают и грабят.

Медиалига против сборной России
— Ты и 2DROTS — как все вышло? Какими были первые впечатления в команде?
— В тот момент я не следил за 2DROTS — YouTube вообще начал смотреть только в 26 лет! Поэтому, когда попал в раздевалку и вышел на первый матч, подумал: кто эти люди, что происходит? Только потом, когда начал сниматься, появилась медийность, я осознал вес всего 2DROTS...
— Два года назад вы обыграли ЦСКА в товарищеском матче. Но ты вышел на поле всего на восемь минут. Какие ощущения испытывал?
— [Еще до игры] из-за проблем с коленом я чувствовал, что на пределе и вот-вот могу получить травму. Я свои колени знаю — к тому моменту уже делал две операции... И вот в последнем матче на сборе сломался! Надо было снова ложиться под нож, но мне вкололи блокаду, чтобы я смог сыграть против ЦСКА.
Конечно, когда ты не на поле, то полностью не ощущаешь все эмоции [от победы]. Хотя в раздевалке после матча стояла гробовая тишина. Мы понимали, что это, возможно, на тот момент был наш пик: мы в Кубке России выступили хорошо, выиграли МФЛ, победили команду РПЛ. И как будто все, что могли, уже сделали. И вот ты сидишь и думаешь: «А что дальше?» Мне кажется, это самое ужасное — когда ты должен найти мотивацию двигаться дальше.
Помню, с Некитом (президент 2DROTS Никита Панасюк. — Прим. «СЭ») тогда сели, и я спросил: «А что может быть круче? Ну что, с «Реалом» сыграть?» Он сказал мне: «Будут моменты еще круче». И действительно — так и получается, что в каждом сезоне есть что-то мощнее, чем раньше.
— Теперь вы сыграете против «Динамо» на Media x Pro Cup. Какие ожидания от матча?
— В первую очередь, конечно, ждем классную атмосферу. Их болельщики — это взрослые ультрас, которые приходят поддержать команду. Жду яркие перформансы, шоу — «Динамо» умеет это делать. Как и ЦСКА! Такие большие матчи для кого-то из нашей команды могут случиться раз в жизни. Завидую пацанам, которые еще не играли с клубами РПЛ. Думаю, соберется полный стадион.
— Нужен прогноз: поборетесь с «Динамо»?
— Дай бог, чтобы получилось не как у «Амкала» с «Краснодаром» («быки» победили 6:1 — Прим. «СЭ»). Потому что «Краснодар» там вышел доказывать! Я надеюсь, что «Динамо» именно шоу-матч устроит. Чтобы опять тренер появился на поле... С другой стороны, это же дебют Карпина будет, который против медиалиги выступал. И, возможно, он, наоборот, игроков настроит. Скажет, что надо выйти и просто сломать им головы, чтобы они не думали играть со сборной России.
— Раз ты сам затронул эту тему, скажи, как относишься к матчу сборной медиалиги со сборной России?
— Зачем это нужно? Кто будет играть в сборной медиафутбола? Туда же попадут [бывшие] футболисты, а не медийные пацаны — ну, если набирать по уровню. Тогда при чем тут вообще медиафутбол? Непонятно. Доказать что-то?
Это сборная России — лучшие из лучших. Думаю, они закинут приличное количество голов. Плюс есть огромный риск нанести травму... Я даже смысла в этом не вижу. Конечно, для нас это — кайф. А для них... Я понимаю, почему они думают: «Вы что, с ума сошли?»
— Турнир Media x Pro Cup устроен так, что медийные клубы встречаются с профессиональными. Вы играете против «Динамо», «Амкал» — против ЦСКА. За кого будешь болеть в их паре?
— Я думаю, все понимают, что у нас тоже идет такая борьба: кто больше раз выступит достойнее против профкоманд. «Амкал» уже обыгрывал «Динамо», мы обыграли ЦСКА. При этом мы «скрутились» «Динамо», а они — «Краснодару». Так что если мы выиграем, а они проиграют — кайф!
Классно, что такие матчи вообще проводятся, поэтому я рад за «Амкал» — они встретятся с представителем РПЛ. Но болеть за них не буду.


