Никита Камаев: "Не исключаем, что при введении "стероидных паспортов" будем работать и с футболом"
Исполнительный директор Российского антидопингового агентства РУСАДА Никита Камаев в разговоре с корреспондентом "СЭ" Дмитрием АФОНИНЫМ отметил, что работа по введению "стероидных паспортов", в том числе и в футболе, является исключительной прерогативой РУСАДА, и РФС здесь не может выступать в качестве партнера.
– WADA сообщило, что одной из первых федераций, которая будет использовать "стероидный паспорт", станет ФИФА, и в частности это будет происходить на чемпионате мира в Бразилии в следующем году. В связи с этим хотелось бы узнать, есть ли у вас представление о том, кто, как и когда будет создавать такие паспорта для сборной России?
– Если брать вопросы, традиции и юрисдикции антидопингового сообщества – раз международная федерация решила воспользоваться официальным инструментом WADA, коим является "стероидный паспорт", то она обладает этим правом в полной мере. Что же касается Российского антидопингового агентства, которое проводит самостоятельную политику и работу в области формирования "стероидного паспорта", то мы уже начали работу с 2009 года. С 2010-го мы собираем информацию и проводим исследования по "стероидному паспорту". Другое дело, что эта информация не могла быть использована в качестве применения санкций для спортсменов. Такая возможность не была законодательно утверждена WADA.
Мы эту работу начали достаточно давно и набрали объем информации, достаточный для того, чтобы уже сейчас полноценно говорить о том, что "стероидный паспорт" в России со стороны РУСАДА будет внедрен.
– "Стероидный паспорт" будет и у игроков сборной России по футболу?
– С нашей точки зрения, футбол не является столь рисковым с точки зрения применения запрещенных стероидных препаратов, нежели тяжелая атлетика или другие скоростно-силовые виды спорта. Но я не исключаю, что мы будем работать и по футболу как виду спорта в плане составления "стероидных паспортов" в дальнейшем.
– А с "кровяными паспортами" в футболе ситуация такая же или же у РУСАДА имеется по ним больше данных?
– С точки зрения оценки рисков применения методов стимуляции переносчиков кислорода в крови и стимуляции эритрона футбол не является таким рисковым видом спорта. И для футбола актуальность "гемапаспортов" гораздо ниже, чем для, например, лыж или легкой атлетики в длинных дистанциях. Риски применения гемастимуляторов гораздо ниже в футболе, чем, например, тех же самых стероидов.
– Насколько сейчас РУСАДА плотно сотрудничает и взаимодействует с РФС? Планируете ли увеличить число контактов в связи с появлением "стероидных паспортов"?
– Безусловно, у нас есть взаимоотношения с Российским футбольным союзом. Что касается программы введения "стероидного паспорта", то РФС никоим образом не может нам каким-то образом, скажем так, диктовать условия или быть нашим партнером. Но мы, естественно, обращаемся к РФС с точки зрения консультаций по местам нахождения спортсменов и по работе с врачами для оценки рисков применения запрещенных препаратов. Но работа по "стероидному паспорту" – это работа исключительно РУСАДА. (Дмитрий АФОНИН)
